Сборник разработан взамен МРР-3.2.05.07-15
Введение
Настоящий Сборник 3.7 "Обследование и мониторинг технического состояния строительных конструкций сооружений метрополитена, попадающих в зону влияния строительных объектов. МРР-3.7-16" (далее - Сборник) разработан в соответствии с государственным заданием.
Сборник предназначен для применения государственными заказчиками, проектными, изыскательскими и другими заинтересованными организациями при расчете начальных (максимальных) цен контрактов и определении стоимости работ по обследованию и мониторингу сооружений метрополитена, осуществляемых с привлечением средств бюджета города Москвы.
Сборник базируется на положениях "Методики комплексного обследования состояния строительных конструкций сооружений метрополитена, попадающих в зону влияния строительства городских объектов", разработанной филиалом АО ЦНИИС "НИЦ "Тоннели и метрополитены" и регламентирующей порядок, объемы, качество, состав и виды работ по обследованию.
При выполнении работы были использованы следующие действующие нормативно-методические документы и источники:
- В.А. Гарбер "Метрополитен. Долговечность тоннельных конструкций в условиях эксплуатации и городского строительства". М., 1998;
- Сборник 1.1 "Общие указания по применению Московских региональных рекомендаций. МРР-1.1-16";
- Сборник 3.6. "Обследование и мониторинг технического состояния строительных конструкций и инженерного оборудования зданий и сооружений. МРР-3.6-16";
- Сборник 4.1. "Объекты капитального строительства. МРР-4.1-16";
- Сборник 9.1. "Методика расчета стоимости научных, нормативно-методических, проектных и других видов работ (услуг) на основании нормируемых трудозатрат. МРР-9.1-16;
- "Методические указания по применению справочников базовых цен на проектные работы для строительства" (утверждены приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2009 N 620);
- "Справочник базовых цен на обмерные работы и обследования зданий и сооружений", ГП "Центринвестпроект" Минземстроя России, Москва, 1998 г.;
- "Справочник базовых цен на инженерные изыскания для строительства. Инженерно-геодезические изыскания при строительстве и эксплуатации зданий и сооружений" (рекомендован Росстроем Министерства регионального развития Российской Федерации письмом от 24.05.2006 N СК-1976/02);
- "Справочник базовых цен на обмерные работы и обследования зданий и сооружений", ГП "Центринвестпроект" Минземстроя России, Москва, 1998 г.;
- "Справочник базовых цен на инженерные изыскания для строительства. Инженерно-геодезические изыскания", Госстрой России, Москва, 2004 г.;
- "Рекомендации по обследованию и мониторингу технического состояния эксплуатируемых зданий, расположенных вблизи нового строительства или реконструкции", Москва, 1998 г. (приняты и введены в действие указанием Москомархитектуры от 18.11.98 N 39);
- "Методика комплексного обследования состояния строительных конструкций сооружений метрополитена, попадающих в зону влияния строительства городских объектов" (разработана филиалом ОАО ЦНИИС "Тоннели и метрополитены" и согласована главным инженером Службы тоннельных сооружений ГУП "Московский метрополитен" на основании совместного приказа от 30.12.2005 N 669/17);
- "Правила технической эксплуатации (ПТЭ) метрополитенов Союза ССР", М., 1991.
1. Общие положения
1.1. Настоящий Сборник является методической основной для определения стоимости работ по комплексному обследованию и мониторингу технического состояния строительных конструкций различных сооружений метрополитена в городе Москве, находящихся в зоне влияния строительства городских объектов, определения их технического состояния, условий ремонта или реконструкции.
1.2. Критерии оценки стоимости работ по обследованию и мониторингу технического состояния сооружений метрополитена, попадающих в зону влияния строительных объектов, учитывают затраты на выполнение, оформление и передачу результатов выполненных работ заказчику.
1.3. При определении стоимости работ на основании настоящего Сборника также следует руководствоваться положениями сборника 1.1 "Общие указания по применению Московских региональных рекомендаций. МРР-1.1-16".
1.4. Приведение базовой цены к текущему уровню осуществляется путем применения коэффициента пересчета (инфляционного изменения) базовой стоимости проектных и других видов работ в текущий уровень цен, утвержденного в установленном порядке.
1.5. Комплексное обследование сооружений метрополитена включает: визуальное и инженерно-инструментальное обследование, геофизическое (сейсмоакустическое) обследование, геодезическо-маркшейдерские работы, инженерно-конструкторские (камеральные) работы. В данном Сборнике геофизическое (сейсмоакустическое) обследование и геодезическо-маркшейдерские работы для сооружений метрополитена не рассматриваются и не расцениваются.
1.6. Мониторинг сооружений метрополитена предполагает периодические (один этап или цикл) натурные инструментальные обследования состояния сооружений метрополитена во время строительства объекта с оперативной выдачей рекомендаций (ежемесячно или еженедельно).
1.7. В базовых ценах Сборника учтены и не требуют дополнительной оплаты затраты на выполнение работ, перечисленных в пунктах 3.3-3.5 МРР-1.1-16, а также:
- подготовка и наладка (проверка) приборов, инструмента и оборудования, их мелкий и средний ремонт;
- проведение необходимых согласований, связанных с производством обследований и мониторинга;
- передача технической документации заказчику.
1.8. Базовыми ценами Сборника не учтены сопутствующие расходы, приведенные в пункте 3.6 МРР-1.1-16.
1.9. Стоимость работ, не учтенных настоящим Сборником, определяется по соответствующим сборникам МРР и другим нормативно-методическим документам с учетом коэффициента на состав работ, либо по трудозатратам на основании Сборника 9.1 "Методика расчета стоимости научных, нормативно-методических, проектных и других видов работ (услуг) на основании нормируемых трудозатрат. МРР-9.1-16".
2. Классификация и номенклатура работ по обследованию и мониторингу технического состояния строительных конструкций сооружений метрополитена, попадающих в зону влияния строительных объектов
2.1. В зависимости от условий выполнения, базовая стоимость работ по обследованиям сооружений метрополитена, попадающих в зону влияния строительных объектов, включает:
- подземные работы (горные выработки со слабой освещенностью);
- работу в ночное время;
- работу в "окна" при выключенной силовой сети;
- стесненность условий (насыщенность инженерными коммуникациями, механическим оборудованием, необходимость пропуска технологического транспорта метрополитена, ходьбы по шпалам с глубоким водоотводным лотком, малая высота подплатформенных помещений, эскалаторных отсеков и коллекторов);
- использование тяжелого инструмента - аккумуляторных дрелей, перфораторов, строительных агрессивное воздействие среды в слабой степени (вода, загазованность); вредность для здоровья (в т.ч. вибрации);
- выполнение работ на высоте до 12 м - работа с подмостей, приставных лестниц, с использованием хозяйственных единиц;
- пистолетов, телескопических лестниц.
2.2. Мониторинг технического состояния сооружений метрополитена, попадающих в зону влияния строительных объектов, осуществляется по всему комплексу обмерно-обследовательских и инженерно-конструкторских работ. При этом цикличность, а также полнота проведения работ по мониторингу определяется договором в соответствии с техническим заданием, основанным на программе мониторинга (проекта наблюдательной станции), удовлетворяющей действующей нормативно-технической документации, согласованным с Московским Метрополитеном.
2.3. В Сборнике рассчитаны базовые цены на работы по обследованию и мониторингу технического состояния сооружений метрополитена, попадающих в зону влияния строительных объектов:
- перегонных тоннелей - кругового очертания, прямоугольных однопутных и двухпутных;
- камер съездов;
- станционных тоннелей - кругового очертания, прямоугольного очертания, односводчатых;
- эскалаторных тоннелей;
- межтоннельных сооружений: санузлов (СУ), перекачек (ВОУ), вентсбоек (венттоннелей);
- вестибюлей (подземных);
- лестничных сходов;
- кабельных (вентиляционных) коллекторов;
- шахтных стволов.
2.4. Данные по перечисленным в пункте 2.3 объектам (диаметр, высота, длина, ширина, площадь и объем) представлены в таблице 2.1, которая используется при расчете стоимости обмерно-обследовательских работ. В случае несовпадения параметров обследуемых объектов с приведенными в таблице 2.1 (диаметр, ширина, высота), их величина принимается по ближайшему показателю.
Таблица 2.1
Перечень объектов Московского метрополитена для комплексного обследования и мониторинга, осуществляемого до начала и в период строительства объектов городской инфраструктуры в технических и охранных зонах метрополитена
N |
Наименование объекта (по типу конструкции) |
Диаметр, Д, м |
Высота, Н, м |
Длина, , м |
Ширина B, м |
Площадь S, м2 |
Объем, , м3 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. |
Перегонные тоннели: |
|
|
|
|
|
|
1.1. |
кругового очертания |
5,5 |
5,5 |
100 |
- |
23,75 |
2375 |
1.2. |
кругового очертания |
6,0 |
6,0 |
100 |
- |
28,26 |
2826 |
1.3. |
прямоугольные однопутные |
- |
7,0 |
100 |
6,0 |
48,0 |
4800 |
1.4. |
прямоугольные двухпутные |
- |
7,0 |
100 |
9,6 |
67,2 |
6720 |
2. |
Камеры съездов |
- |
9,5 |
50 |
11,0 |
104,5 |
5225 |
3. |
Станционные тоннели: |
|
|
|
|
|
|
3.1. |
кругового очертания |
8,5 |
8,5 |
100 |
- |
56,72 |
5672 |
3.2. |
кругового очертания |
9,5 |
9,5 |
100 |
- |
70,85 |
7085 |
3.3. |
прямоугольного очертания |
- |
7,0 |
100 |
18,0 |
126,0 |
12600 |
3.4. |
односводчатые |
- |
9,5 |
100 |
30 |
210 |
21000 |
4. |
Эскалаторные тоннели: |
|
|
|
|
|
|
4.1. |
эллиптические |
7,5 |
8,1 |
50 |
7,5 |
47,75 |
2388 |
4.2. |
круговые |
9,5 |
9,5 |
50 |
- |
70,85 |
3542 |
5. |
Межтоннельные сооружения: |
|
|
|
|
|
|
5.1. |
санузел (СУ) |
- |
7,0 |
15 |
6,0 |
34,0 |
510 |
5.2. |
перекачка (ВОУ) |
- |
7,0 |
15 |
6,0 |
34,0 |
510 |
5.3. |
вентсбойка (венттоннель) |
4,5 |
- |
20 |
- |
15,9 |
318 |
6. |
Вестибюль (подземный) |
- |
10,0 |
30 |
25,0 |
250 |
7500 |
7. |
Лестничные сходы |
- |
4,0 |
17 |
6,0 |
24 |
408 |
8. |
Кабельные (вентиляционные) коллекторы |
|
3,4 |
100 |
2,6 |
2,66 |
266,0 |
9. |
Шахтные стволы |
6,0 |
6,0 |
50 |
- |
28,26 |
1413,0 |
Примечание:
- Д, м - величина диаметра сооружения в метрах;
- Н, м - величина высоты сооружения в метрах;
- , м - величина базовой длины сооружения в метрах;
- B, м - величина ширины сооружения в метрах;
- S, м2 - величина площади сооружения в метрах кв.;
- , м3 - величина базового строительного объема сооружений в метрах куб.
2.5. При малом строительном объеме к базовым ценам применяется коэффициент учета строительного объема сооружения , значение которого определяется по формуле:
, (2.1)
где
- коэффициент учета строительного объема сооружения;
- расчетный параметр фактического строительного объема обследуемого сооружения, определяемый по таблице 2.2;
- расчетный параметр базового строительного объема сооружения, определяемый по таблице 2.2.
В случае, когда фактический строительный объем превышает базовый строительный объем , приведенный в таблице 2.1, коэффициент учета строительного объема принимается равным единице.
Таблица 2.2
Расчетные параметры базового и фактического строительного объема сооружений метрополитена
N |
Строительный объем (сооружения имеют малый строительный объем) |
Обозначение |
Величина расчетных параметров и |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
до 1000 м3 (включительно) |
2,5 |
|
2. |
до 2000 м3 (включительно) |
2,2 |
|
3. |
до 3000 м3 (включительно) |
1,8 |
|
4. |
до 4000 м3 (включительно) |
1,4 |
|
5. |
до 5000 м3 (включительно) |
1,2 |
|
6. |
свыше 5000 м3 |
1,0 |
3. Методика определения стоимости работ по обследованию и мониторингу технического состояния строительных конструкций сооружений метрополитена, попадающих в зону влияния строительных объектов
3.1. Базовая стоимость работ по комплексному обследованию и мониторингу технического состояния строительных конструкций сооружений метрополитена, попадающих в зону влияния строительства объектов, определяется по формуле:
, (3.1)
где
- базовая стоимость работ по комплексному обследованию и мониторингу;
- базовая цена работ по комплексному обследованию и мониторингу на единицу измерения;
- количество единиц измерения для объекта;
- коэффициент учета строительного объема сооружения (пункт 2.5);
- корректирующий коэффициент, учитывающий степень полноты выполнения работы или комплекса работ; определяется расчетным путем на основании состава работ, представленного в таблицах 4.1 и 4.2 и рассчитывается по формуле (3.2).
3.2. Коэффициент, учитывающий степень полноты выполнения работ (), определяется по формуле:
, (3.2)
где
- доля отдельных видов работ в общей стоимости работ (согласно таблицам 4.1 и 4.2);
- степень полноты проработки отдельных видов работ (определяется в техническом задании или по согласованию с заказчиком).
3.3. В случае отсутствия нормативных документов по ценообразованию на отдельные виды работ (услуг), стоимость данных работ определяется на основании нормируемых трудозатрат в соответствии со Сборником 9.1 "Методика расчета стоимости научных, нормативно-методических, проектных и других видов работ (услуг) на основании нормируемых трудозатрат. МРР-9.1-16".
4. Базовые цены на работы по обследованию технического состояния и мониторингу сооружений метрополитена, попадающих в зону влияния строительных объектов
4.1. При определении состава работ по мониторингу технического состояния сооружений метрополитена, попадающих в зону влияния строительных объектов, должны учитываться объемы работ, выполненных при обследовании.
4.2. Обмерно-обследовательские работы выполняются при обследовании сооружений и конструкций метрополитена в объеме, необходимом для подготовки технических заключений по результатам обследования и достаточном для принятия обоснованного решения о фактическом техническом состоянии и условиях дальнейшей эксплуатации.
4.3. Инженерно-конструкторские (камеральные) работы по сооружениям метрополитена прямо пропорционально зависят от объемов обмерно-обследовательских работ, являются относительно постоянной величиной и составляют 50% от общего объема обмерно-обследовательских работ, поэтому базовые цены на эти виды работ в Сборнике отдельно не приводятся. Они включены в состав базовых цен на работы по обследованию.
4.4. Состав обмерно-обследовательских и инженерно-конструкторских работ по сооружениям метрополитена с разбивкой по составляющим их видам в процентном соотношении представлен в таблице 4.1.
Таблица 4.1
Обмерно-обследовательские и инженерно-конструкторские работы сооружений метрополитена
N |
Виды и описание работ |
% |
1 |
2 |
3 |
Обмерные работы | ||
1. |
Измерение общих геометрических размеров |
6,0 |
2. |
Фиксация негабаритных участков тоннеля или мест с отступлением от проектного положения (уступы, эллиптичность) |
2,0 |
3. |
Измерение отдельных элементов конструкций - самых неблагоприятных по анализу ситуации (в т.ч. по расчетам) |
3,0 |
4. |
Разметка мест для последующей установки измерительных баз |
1,0 |
5. |
Выбор мест определения физических характеристик материала конструкций (для бетонных и железобетонных конструкций) |
1,25 |
6. |
Выбор мест для определения состояния грунтового массива, вмещающего подземные конструкции |
1,25 |
Обследовательские работы | ||
7. |
Выявление отдельных участков с конструктивными особенностями, различными материалами |
1,75 |
8. |
Назначение очередности обследования конструкций и сооружений, входящих в состав обследования |
1,75 |
9. |
Детальное обследование строительных конструкций с фиксацией и замерами дефектов и повреждений |
15,0 |
10. |
Фотографирование наиболее значимых и характерных дефектов и повреждений |
7,0 |
11. |
Графическое оформление материалов обследования |
10,0 |
Инженерно-конструкторские работы | ||
12. |
Анализ документации и сравнение с натурой |
2,0 |
13. |
Выполнение расчетов несущей способности строительных конструкций по результатам обследования деформированного состояния конструкций с учетом выявленных дефектов и повреждений |
20,0 |
14. |
Выводы по техническому состоянию сооружений метрополитена по результатам обследования строительных конструкций с рекомендациями по дальнейшей эксплуатации |
5,0 |
15. |
Составление Заключения о возможности и условиях строительства объекта на указанной в проекте глубине и в границах в плане сооружений метрополитена. Заключение составляется по результатам обследования технического состояния сооружений метрополитена и расчета фактической несущей способности конструкций на статические нагрузки с учетом возможных дополнительных воздействий при строительстве |
15,0 |
16. |
Составление научно-технического отчета с включением всех материалов по обследованию. Оформление, размножение отчета |
4,5 |
17. |
Согласование документации со Службой тоннельных сооружений Московского метрополитена |
3,5 |
|
Итого |
100 |
4.5. Состав работ по мониторингу сооружений метрополитена с разбивкой на составляющие представлен в таблице 4.2.
Таблица 4.2
Мониторинг сооружений метрополитена
N |
Виды и описание работ |
% |
1 |
2 |
3 |
Натурные инструментальные работы | ||
1. |
Инструментальные наблюдения за изменением напряжений и деформаций по фиксированным измерительным базам (крены, прогибы, относительные смещения и т.п.) |
12,0 |
2. |
Детальное обследование строительных конструкций с фиксацией и замерами дефектов и повреждений |
13,0 |
3. |
Фотографирование наиболее значимых и характерных повреждений |
5,0 |
Инженерно-конструкторские и камеральные работы | ||
4. |
Поверочные расчеты несущей способности строительных конструкций по результатам обследования деформированного состояния конструкций с учетом выявленных дефектов и повреждений; Прогноз влияния строительства объектов на строительные конструкции метрополитена (при необходимости)* |
20,0 |
5. |
Сравнительный анализ результатов мониторинга и выводы по техническому состоянию сооружений метрополитена с учетом результатов первичного обследования строительных конструкций |
23,0 |
6. |
Составление Заключения об изменении технического состояния сооружений с рекомендациями по дальнейшей эксплуатации |
9,0 |
7. |
Графическое оформление материалов обследования с указанием обнаруженных дефектов и повреждений |
10,0 |
8. |
Составление научно-технического отчета с включением всех материалов по обследованию. Оформление, размножение отчета |
4,5 |
9. |
Согласование документации в Службе тоннельных сооружений Московского метрополитена |
3,5 |
|
Итого |
100 |
* При необходимости выполнения прогноза влияния строительства на строительные конструкции сооружений метрополитена, стоимость его выполнения рассчитывается на основании Сборника 6.1 "Разработка мероприятий по охране окружающей среды. МРР-6.1-16" (раздел 3.3).
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
4.7. Базовые цены на работы по обследованию сооружений метрополитена, попадающих в зону влияния строительства объектов в городе Москве, представлены в таблице 4.3.
Таблица 4.3
Базовые цены на работы по обследованию сооружений метрополитена
Примечания:
1. Характеристики сооружений метрополитена, представленных в таблице 4.3, приведены в таблице 2.1 Сборника.
2. В случае несовпадения параметров обследуемых объектов (таблица 4.3) с приведенными в таблице 2.1 (диаметр, ширина, высота и др.) их величина принимается по ближайшему показателю.
3. Стоимость одного цикла мониторинга принимается равной стоимости одного цикла мониторинга в месяц, не превышающей величины 80% от графы 4 таблицы 4.3 и рассчитывается в зависимости от состава работ по мониторингу в процентном соотношении в соответствии с таблицей 4.2 и таблицей 4.3.
4. Стоимость составления проекта мониторинга технического состояния сооружений метрополитена, попадающих в зону влияния строительных объектов, определяется в размере 10% от стоимости мониторинга.
5. Доставка приборов, инструментов и т.п. к месту обследования и обратно определяется в размере 15% от стоимости полевых работ в соответствии с таблицей 4.1.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Сборник 3.7 "Обследование и мониторинг технического состояния строительных конструкций сооружений метрополитена, попадающих в зону влияния строительных объектов МРР-3.7-16" (утв. и введен в действие приказом Комитета г. Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов от 29 декабря 2016 г. N МКЭ-ОД/16-75)
Текст сборника официально опубликован не был
Сборник 3.7 "Обследование и мониторинг технического состояния строительных конструкций сооружений метрополитена, попадающих в зону влияния строительных объектов МРР-3.7-16" (далее - Сборник) разработан специалистами ГАУ "НИАЦ" (С.В. Лахаев, А.М. Вайнерман) при участии специалистов филиала АО ЦНИИС "НИЦ "Тоннели и Метрополитены".
Сборник утвержден и введен в действие с 9 января 2017 г. приказом Комитета города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов от 29 декабря 2016 г. N МКЭ-ОД/16-75.
Сборник является составной частью Единой нормативной базы МРР.
Сборник разработан взамен МРР-3.2.05.07-15.