Сборник разработан взамен МРР-3.2.84-14
Введение
Настоящий Сборник 3.8 "Обследование технического состояния мостовых сооружений. МРР-3.8-16" (далее - Сборник) разработан в соответствии с государственным заданием.
Сборник предназначен для применения государственными заказчиками, проектными, изыскательскими и другими заинтересованными организациями при расчете начальных (максимальных) цен контрактов и определении стоимости работ по обследованию мостовых сооружений, осуществляемых с привлечением средств бюджета города Москвы.
При разработке настоящего Сборника были использованы следующие нормативно-методические документы и другие источники:
- постановление Правительства Москвы от 2 мая 2006 г. N 298-ПП "О содержании и ремонте инженерно-транспортных сооружений города Москвы на период 2006-2007 гг. и перспективе до 2010 г.";
- постановление Правительства Москвы от 17 мая 2013 г. N 287-ПП "Об увеличении в 2013 году объема финансирования государственной программы города Москвы "Развитие транспортной системы на 2012-2016 гг." в части подпрограммы "Автомобильные дороги и улично-дорожная сеть (строительство, реконструкция, ремонт и содержание автомобильных дорог и инженерно-транспортных сооружений)";
- "СП 79.13330.2012. Свод правил. Мосты и трубы. Правила обследований и испытаний. Актуализированная редакция СНиП 3.06.07-86" (утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 июня 2012 г. N 273);
- "Методические рекомендации по организации обследования и испытания мостовых сооружений на автомобильных дорогах (отраслевой дорожный методический документ). ОДМ 218.4.001-2008" (утверждены распоряжением Росавтодора от 11 июня 2008 г. N 219-р);
- "Методика оценки технического состояния мостовых сооружений на автомобильных дорогах (отраслевой дорожный методический документ). ОДМ 218.3.014-201" (издан на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 17 ноября 2011 г. N 883-р);
- Сборник 1.1 "Общие указания по применению Московских региональных рекомендаций. МРР-1.1-16";
- Сборник 3.6. "Обследование и мониторинг технического состояния строительных конструкций и инженерного оборудования зданий и сооружений. МРР-3.6-16";
- Сборник 9.1. "Методика расчета стоимости научных, нормативно-методических, проектных и других видов работ (услуг) на основании нормируемых трудозатрат. МРР-9.1-16;
- "Справочник базовых цен на проектные работы по обследованию, оценке технического состояния, испытанию и усилению строительных конструкций зданий, сооружений, грузоподъемных кранов и подъемников". Издание 3-е, переработанное и дополненное (утвержден директором ГПИ "Сибпроектстальконструкция" в 2008 г.)
- "Методические указания по применению справочников базовых цен на проектные работы в строительстве" (введены в действие приказом Минрегиона РФ от 29 декабря 2009 г. N 620);
- "Справочник базовых цен на инженерно-геологические и инженерно-экологические изыскания для строительства", Москва, ПНИИИС Госстроя России, 1999 г.;
- "Справочник базовых цен на инженерные изыскания для строительства. Инженерно-геодезические изыскания при строительстве и эксплуатации зданий и сооружений" (рекомендован Росстроем Министерства регионального развития РФ письмом от 24 мая 2006 г. N СК-1976/02);
- "Справочник базовых цен на обмерные работы и обследования зданий и сооружений", ГП "Центринвестпроект" Минземстроя России, Москва, 1998 г.;
- "Справочник базовых цен на инженерные изыскания для строительства. Инженерно-геодезические изыскания", Госстрой России, Москва, 2004 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящий Сборник является методической основной для определения стоимости работ по обследованию технического состояния мостовых сооружений (мостов, путепроводов, эстакад и т.д., кроме железнодорожных мостов), расположенных на территории города Москвы.
1.2. При определении стоимости работ на основании настоящего Сборника также следует руководствоваться положениями сборника 1.1 "Общие указания по применению Московских региональных рекомендаций. МРР-1.1-16".
1.3. Приведение базовой стоимости работ, определенной в соответствии с настоящим Сборником, к текущему уровню цен осуществляется путем применения коэффициента пересчета (инфляционного изменения), утверждаемого в установленном порядке.
1.4. Под обследованием технического состояния мостовых сооружений понимается комплекс работ по определению соответствия возведенного моста или путепровода проекту (новое строительство), по определению качества выполненных работ по капитальному ремонту (реконструкции) сооружения, по определению технического состояния сооружения для разработки проекта капитального ремонта (реконструкции), а также по решению специальных задач: уточнения расчетной грузоподъемности, обследования аварийных конструкций сооружения и т.п.
Таблица 1.1
Основные типы обследования мостовых сооружений
("СП 79.13330.2012. Свод правил. Мосты и трубы. Правила обследований и испытаний. Актуализированная редакция СНиП 3.06.07-86")
N |
Название и описание типов обследования |
1. |
Первичное обследование новых (вновь построенных) или после реконструкции сооружений перед вводом в эксплуатацию. Проводится с целью установления соответствия сооружения утвержденному проекту и СНиП 3.06.04-91 (качество работ) |
2. |
Предпроектное обследование. Обязательный вид обследования перед составлением технического задания на проектирование ремонта, капитального ремонта или реконструкции мостового сооружения, проводимый с целью определения ремонтопригодности его элементов и сбора необходимой информации для разработки проекта, принятия правильной стратегии по модернизации сооружения. При необходимости, по техническому заданию Заказчика, в процессе предпроектного обследования могут выполняться геологические изыскания, подводные обследования, углубленное исследование конструкционных материалов и другие узкоспециализированные работы, стоимость которых определяется отдельными расчетами или договорной ценой отдельных контрактов. |
3. |
Обследование мостовых сооружений после проведения ремонта, капитального ремонта или после реконструкции. Применяется в основном для больших и внеклассных мостовых сооружений |
4. |
Специальные внеплановые обследования. Необходимость проведения, цели, задачи внеплановых обследований устанавливаются индивидуально для каждого конкретного сооружения для решения специальных вопросов, например, с целью уточнения расчетной грузоподъемности, обследования аварийных конструкций, обследования при организации пропуска сверхнормативных нагрузок по сооружению для определения возможности и условий их проезда и выявления повреждений после их прохода и т.д. |
1.5. В базовых ценах Сборника учтены и не требуют дополнительной оплаты затраты на выполнение работ, перечисленных в пунктах 3.3-3.5 МРР-1.1-16, а также:
- подготовка и наладка (проверка) приборов, инструмента и оборудования, их мелкий и средний ремонт;
- проведение необходимых согласований, связанных с производством обследований;
- работы по восстановлению вскрытых конструкций;
- передача проектной и исполнительной технической документации генподрядной организацией исполнителю;
- передача акта, заключения или отчета по результатам обследования исполнителем заказчику.
1.6. В базовых ценах не учтены и определяются дополнительно по соответствующим нормативно-методическим документам затраты:
а) на проведение специальных мероприятий при обследовании подземных (невидимых) конструкций путепровода;
б) по горнопроходческим работам при обследовании фундаментов, а также буровым, опытным и лабораторным работам, связанным с изучением инженерно-геологических и гидрогеологических условий участка;
в) по устройству и разборке лесов и подмостей.
Работы ведутся в соответствии с СП 79.13330.2012 ("Свод правил. Мосты и трубы. Правила обследований и испытаний. Актуализированная редакция. СНиП 3.06.07-86").
1.7. Базовыми ценами Сборника не учтены сопутствующие расходы, приведенные в пункте 3.6 МРР-1.1-16.
2. Классификация и номенклатура работ по обследованию технического состояния мостовых сооружений.
Корректирующие коэффициенты
2.1. Стоимость работ по обследованию технического состояния мостовых сооружений находится в непосредственной зависимости от сложности их конструкций и условий выполнения работы.
При обследовании мостовые сооружения характеризуются по категориям сложности, учитывающим их конструктивные особенности и виды строительных материалов.
2.2. Описание категорий сложности мостовых сооружений представлено в таблице 2.1.
Таблица 2.1
N |
Категория сложности мостовых сооружений |
Характеристика сложности |
1. |
I категория |
Достаточно одного из ниже перечисленных признаков: Пролетное строение - сборное, балочное, плитное, разрезное. Арматура железобетонного пролетного строения - каркасная. Длина максимального пролета до 24 м, количество пролетов - от 1 до 7 шт. Высота опор до 8 м. |
2. |
II категория |
Достаточно одного из ниже перечисленных признаков: Пролетное строение - сталежелезобетонное, сборно-монолитное, монолитное, неразрезное. Арматура железобетонного пролетного строения - предварительно напряженная. Длина максимального пролета до 100 м, количество пролетов - от 7 до 12 шт. Высота опор от 8 м до 15 м. |
3. |
III категория |
Достаточно одного из ниже перечисленных признаков: Пролетное строение - арочное, подвесное, металлическая ферма, коробчатое с клееными стыками. Длина максимального пролета более 100 м. Высота опор более 15 м. |
2.3. Объем работ в каждом конкретном случае определяется программой работ в соответствии с "СП 79.13330.2012. Свод правил. Мосты и трубы. Правила обследований и испытаний. Актуализированная редакция СНиП 3.06.07-86") и находится в непосредственной зависимости от:
- сложности конструктивных решений мостовых сооружений;
- условий выполнения обследований и технической оснащенности.
2.4. В зависимости от условий выполнения стоимость работ по обследованиям корректируется с помощью коэффициентов, представленных в таблице 2.2.
Таблица 2.2
Корректирующие коэффициенты к базовым ценам на работы по обследованию технического состояния мостовых сооружений
Примечания:
1. Коэффициенты таблицы 2.2 применяются к ценам таблицам 4.2.1, 4.3.1, 4.4.1, 4.5.1.
2. При одновременном наличии двух или трех факторов, указанных в пунктах 5 и 7 таблицы 2.2 и в дефисе 3 пункта 2.5, применяется только один коэффициент с наибольшим значением.
2.5. Техническое состояние обследуемых мостовых сооружений следует учитывать путем применения к базовым ценам корректирующих коэффициентов:
- удовлетворительное состояние (вновь построенное сооружение, после реконструкции) К=1,0;
- неудовлетворительное состояние (сооружение требует капитального ремонта) К=1,1;
- аварийное состояние (снижение грузоподъемности сооружения) К=1,2.
2.6. В настоящем "Сборнике" обследования технического состояния мостовых сооружений представлены:
2.6.1. Подготовительными работами, которые включают в себя изучение проектной и исполнительной технической документации, составление программы работ по обследованию, подготовку необходимых приборов и инструментов.
При отсутствии документальных данных о скрытых элементах конструкций достоверная информация о них может быть получена при проведении дополнительных вскрышных работ по заданию Заказчика.
Предоставление необходимой технической документации для ознакомления осуществляется при обследованиях:
- на вновь построенных сооружениях - генподрядчиком строительства или по его поручению строительной организацией, выполнявшей строительство;
- эксплуатируемых сооружений - организацией, в ведении которой находится сооружение.
2.6.2. Обмерно-геодезическими работами, которые выполняются при обследовании мостовых сооружений в необходимом объеме в соответствии с программой работ.
2.6.3. Визуальным и визуально-инструментальным осмотром сооружения.
Наиболее опасные, а также характерные повреждения и дефекты должны быть отражены в эскизах и (или) сфотографированы.
Фундаменты опор, подводные части опор, недоступные части конструкций, в том числе находящиеся в грунте, в скрытых полостях не входят в перечень обязательных для осмотра частей мостового сооружения. Их обследование, при необходимости, предусматривается техническим заданием отдельно в каждом конкретном случае.
2.6.4. Работами по обследованию строительных конструкций неразрушающими методами. Механические исследования материалов несущих конструкций мостовых сооружений проводят преимущественно неразрушающими методами контроля.
2.6.5. Работами по обследованию строительных конструкций методами местных вскрытий. В необходимых случаях по согласованию с Заказчиком допускается производить вскрытия конструкции с проведением последующего локального ремонта мест исследования (пункт 5.4 "СП 79.13330.2012. Свод правил. Мосты и трубы. Правила обследований и испытаний. Актуализированная редакция. СНиП 3.06.07-86").
Изъятие образцов материалов может проводиться только из второстепенных и ненапряженных частей и элементов сооружения. Места в конструкции, где изъяты образцы, должны быть заделаны (перекрыты), а при необходимости - усилены. Средства для проведения локального ремонта после применения метода местного вскрытия могут быть включены в Контракт на обследование мостового сооружения.
2.6.6. Лабораторными испытаниями строительных материалов, отобранных из конструкций.
2.6.7. Расчетно-конструкторскими работами. Расчет грузоподъемности выполняется для сооружений, запроектированных по нормам, изданным до 1984 года, для сооружений, имеющих дефекты, снижающие несущую способность конструкции, а также в случае пропуска сверхтяжелой нагрузки.
Состав расчетно-конструкторских работ определяется программой работ по обследованию путепровода и должен отвечать требованиям "СП 79.13330.2012. Свод правил. Мосты и трубы. Правила обследований и испытаний".
2.6.8. Камеральными работами. Результаты обследований мостовых сооружений оформляются в виде актов, заключений или отчетов.
В отчет следует включать чертежи, схемы, фотографии и другие иллюстрационные материалы, а так же расчетные таблицы, программу обследований, выписки из проектной, строительной и эксплуатационной документации, результаты поверочных расчетов, акты и материалы по работам, выполненным с привлечением специализированных организаций и др. Вспомогательные материалы, расчетные таблицы и т.п. следует приводить в приложениях.
3. Методика определения стоимости работ по обследованию технического состояния мостовых сооружений
3.1. Работы по обследованию технического состояния мостовых сооружений включают в себя следующие этапы:
- подготовительные работы;
- обмерно-геодезические работы;
- визуальный и визуально-инструментальный осмотр сооружения;
- исследование физико-механических свойств материалов и конструкций путепровода неразрушающими методами;
- исследования физико-механических свойств материалов и конструкций мостовых сооружений методами местных вскрытий;
- лабораторные испытания строительных материалов, отобранных из конструкций;
- расчетно-конструкторские работы;
- камеральные работы.
3.2. Общая стоимость работ по обследованию технического состояния мостовых сооружений определяется по формуле:
, (3.1)
где
- стоимость подготовительных работ;
- стоимость обмерно-геодезических работ;
- стоимость визуального и визуально-инструментального осмотра сооружения;
- стоимость исследования физико-механических свойств материалов и конструкций мостовых сооружений неразрушающими методами;
- стоимость исследования физико-механических свойств материалов и конструкций мостовых сооружений методами местных вскрытий;
- стоимость лабораторных испытаний строительных материалов, отобранных из конструкций;
- стоимость расчетных работ;
- стоимость камеральных работ.
3.3. Базовая стоимость выполнения этапов работ по обследованию технического состояния мостовых сооружений рассчитывается на основе базовых цен по следующей формуле:
, (3.2)
где
- базовая стоимость работ по обследованию технического состояния мостовых сооружений;
- базовая цена отдельного вида работ по обследованию технического состояния мостовых сооружений (значения базовых цен на отдельные виды работ представлены в таблицах 4.2.1-4.6.1);
- произведение корректирующих коэффициентов, учитывающих усложняющие (упрощающие) факторы и условия выполнения работ (представлены в таблице 2.2). При применении нескольких корректирующих коэффициентов их значения перемножаются, а произведение не должно превышать величины 2,0 для каждого вида работ;
- базовая стоимость отдельного вида работ по обследованию технического состояния мостовых сооружений.
3.4. В случае отсутствия нормативных документов по ценообразованию на отдельные виды работ (услуг), стоимость данных работ определяется на основании нормируемых трудозатрат в соответствии со Сборником 9.1 "Методика расчета стоимости научных, нормативно-методических, проектных и других видов работ (услуг) МРР-9.1-16".
4. Базовые цены на работы по обследованию технического состояния мостовых сооружений
4.1. Подготовительные работы
4.1.1. Стоимость подготовительных работ () принимается в размере 2% от сметной стоимости полевых работ по обследованию.
4.1.2. В случае, если генподрядчик или эксплуатирующая организация не передали исполнительную техническую документацию, то к стоимости подготовительных работ применяется корректирующий коэффициент 1,05.
При обследовании сооружений, не законченных строительством (законсервированных и заброшенных), данный коэффициент не применяется.
4.2. Обмерно-геодезические работы
4.2.1. Базовые цены () на обмерно-геодезические работы представлены в таблице 4.2.1.
Таблица 4.2.1
Примечание: перечень измеряемых конструкций и объемы работ определяются программой работ по обследованию.
4.3. Визуальный и визуально-инструментальный осмотр
4.3.1. Базовые цены () на визуальный и визуально-инструментальный осмотр мостовых сооружений представлены в таблице 4.3.1.
Таблица 4.3.1
Примечания:
1. Объемы работ определяются в программе работ по обследованию.
2. К пункту 10: при количестве снимков более 45 стоимость их изготовления принимается равной стоимости изготовления 45 снимков.
4.4. Исследование физико-механических свойств материалов и конструкций неразрушающими методами
4.4.1. Базовые цены () на выполнение исследования физико-механических свойств материалов и конструкций мостовых сооружений неразрушающими методами представлены в таблице 4.4.1.
Таблица 4.4.1
N |
Наименование вида работы |
Единица измерения |
Базовая цена, руб. |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Измерение прочности бетона в конструкциях неразрушающим способом методом упругого отскока по ГОСТ 22690 |
место |
58,00 |
2. |
Измерение прочности бетона методом пластической деформации |
место |
52,69 |
3. |
Измерение прочности бетона ультразвуковыми методами по ГОСТ 17624 |
место |
76,87 |
4. |
Измерение толщины защитного слоя бетона, диаметров и шага арматуры в опорах, плитах и балках магнитометрическим методом с использованием положений ГОСТ 22904 |
место |
71,96 |
5. |
Определение толщины защитного слоя бетона, расположения арматурных стержней методом сканирования электромагнитными импульсами |
место |
107,94 |
6. |
Определение толщины асфальтобетонного покрытия с помощью георадарного комплекса п.м |
профиля |
4,00 |
7. |
Измерение толщины защитно-декоративного покрытия |
место |
48,24 |
8. |
Измерение адгезии защитно-декоративного покрытия методом "решетки" или адгезиометром |
место |
57,89 |
9. |
Определение степени коррозии на открытых стержнях арматуры путем измерения их геометрических размеров в различных местах конструкций |
место |
177,56 |
10. |
Определение глубины карбонизации бетона по фенолфталеиновой пробе и наличие в нем инициаторов коррозии полевыми методами |
место |
423,24 |
11. |
Определение зон концентрации механических напряжений методом магнитной памяти металла (ММПМ) по ГОСТ Р 52005-2003 |
профиль/ п.м |
257,3 |
12. |
Оценка степени коррозионной активности ненапрягаемой арматуры методом измерения электрического потенциала между арматурой и бетоном по стандарту США ASTMС876-91 |
место |
692,86 |
13. |
Измерения электрического сопротивления бетона с целью оценки интенсивности развития коррозии |
место |
577,38 |
14. |
Ультразвуковой контроль монтажных стыковых соединений |
п.м |
127,25 |
15. |
Оценка качества заполнения каналов высокопрочной арматуры и наличие в них влаги методом электромагнитного импульса |
место |
798,17 |
Примечания:
1. Объемы работ определяются в программе работ по обследованию.
2. К пункту 6: длина хода георадара по проезжей части сооружения с целью определения толщины асфальтобетонного покрытия. Количество необходимых профилей определяется программой работ по обследованию.
4.5. Исследование физико-механических свойств материалов и конструкций методами местного вскрытия
4.5.1. Базовые цены () на выполнение работ по исследованию физико-механических свойств материалов и конструкций мостовых сооружений методами местного вскрытия принимаются по таблице 4.5.1.
Таблица 4.5.1
N |
Наименование вида работы |
Единица измерения |
Базовая цена, руб. |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Измерение прочности бетона методом "на вырыв" |
место |
208,45 |
2. |
Измерение прочности бетона методом скалывания ребра конструкции и отрыва со скалыванием по ГОСТ 22690 |
место |
208,45 |
3. |
Отбор образцов бетона (выбуривание кернов 8-10 см) из опор и пролетных строений |
место |
71,55 |
4. |
Определение толщины асфальтобетонного покрытия с помощью выбуривания |
место |
71,55 |
5. |
Вскрытие высокопрочной арматуры на длине до 2 м с целью оценки их состояния, отбора образцов проволоки (по 1-2 шт./пучок) и измерения в них усилий |
место |
2973,83 |
6. |
Измерения напряжений в бетоне методом разгрузки в нитках преднапряженных пролетных строений ПРК с заполненными и незаполненными каналами |
место |
2775,57 |
7. |
Измерения напряжений в пучках методом оттяжки в местах вскрытия пучков в бетоне и арматуре |
место |
2676,45 |
8. |
Оценка степени структурных изменений в металле по методу измерения коэрцитивной силы |
место |
631,94 |
9. |
Измерение напряжения в нижних поясах главных металлических балках |
место |
625,74 |
10. |
Отбор образцов металла для определения механических характеристик |
место |
413,03 |
11. |
Выявление гнили снятием стружки древесины стамеской, высверливанием внутренних слоев буравами |
место |
208,45 |
Примечание: объемы работ определяются в программе работ по обследованию.
4.6. Лабораторные испытания строительных материалов, отобранных из конструкций
4.6.1. Базовые цены () на лабораторные испытания строительных материалов, отобранных из конструкций, принимаются по таблице 4.6.1.
Таблица 4.6.1
4.7. Расчетно-конструкторские работы, определение грузоподъемности сооружения
4.7.1. Стоимость расчетно-конструкторских работ () и определения грузоподъемности мостового сооружения принимается в размере 10% от стоимости полевых работ по обследованию.
4.8. Камеральные работы
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
4.8.2. Стоимость камеральных работ () принимается в размере 20% от стоимости полевых работ по обследованию.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Сборник 3.8 "Обследование технического состояния мостовых сооружений МРР-3.8-16" (утв. и введен в действие приказом Комитета г. Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов от 29 декабря 2016 г. N МКЭ-ОД/16-75)
Текст сборника официально опубликован не был
Сборник 3.8 "Обследование технического состояния мостовых сооружений. МРР-3.8-16" (далее - Сборник) разработан специалистами ГАУ "НИАЦ" (С.В. Лахаев, Е.А. Игошин, А.М. Вайнерман) при участии специалистов ГБУ "Гормост" (В.А. Серегин, Н.И. Потапов, В.В. Тулисов).
Сборник утвержден и введен в действие с 9 января 2017 г. приказом Комитета города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов от 29 декабря 2016 г. N МКЭ-ОД/16-75.
Сборник является составной частью Единой нормативной базы МРР.
Сборник разработан взамен МРР-3.2.84-14.