Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 декабря 2016 г. N 74-АПГ16-11
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Никифорова С.Б.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело
по административному исковому заявлению акционерной компании "АЛРОСА" о признании недействующим приложения N 1 к постановлению Правления Государственного комитета по ценовой политике - Региональной энергетической комиссии Республики Саха (Якутия) от 30 декабря 2015 г. N 336 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Саха (Якутия) на 2016 год"
по апелляционной жалобе акционерной компании "АЛРОСА"
на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 30 августа 2016 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя Государственного комитета по ценовой политике - Региональной энергетической комиссии Республики Саха (Якутия) - Алексеевой С.К., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
акционерная компания "АЛРОСА" обратилась в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) с административным исковым заявлением о признании недействующим приложения N 1 к постановлению Правления Государственного комитета по ценовой политике - Региональной энергетической комиссии Республики Саха (Якутия) (далее - Комитет) от 30 декабря 2015 г. N 336 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Саха (Якутия) на 2016 год".
Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 30 августа 2016 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, АК "АЛРОСА" обратилась в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить.
Представитель АК "АЛРОСА" в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте проведения судебного заседания административный истец извещен в установленном законом порядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя лица, участвующего в деле, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует, что постановлением Правления Государственного комитета по ценовой политике - Региональной энергетической комиссии Республики Саха (Якутия) от 30 декабря 2015 г. N 336 установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Саха (Якутия) на 2016 год.
Единые (котловые) тарифы для потребителей "Прочие потребители" установлены приложением N 1 на второе полугодие 2016 г. в размере 3,36 руб./кВт.
Размер единых (котловых) тарифов, определенных на первое полугодие 2016 года, в соответствии с пунктом 11.1 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 (далее - Основы ценообразования), установлен на уровне тарифов второго полугодия 2015 года.
В составе расходов на передачу электроэнергии по сетям территориальных сетевых организаций учтены расходы на содержание объектов электросетевого хозяйства АО "ДВЭУК": В Л 220 кВ "Сунтар - Олекминск", ПС 220/35/6 кВ "Олекминск", ВЛ 220 кВ "Сунтар-Олекминск" с ПС 220/35/6 кВ "Олекминск". Отпайка на НПС N 14, ВЛ 220 кВ "Городская (Ленек) - Пеледуй", ВЛ 220 кВ "Городская (Ленек) - НПС N 12 - НПС N 13 - ПС Олекминск - НПС N 14", ПС 220/10 кВ при НПС N 12, ПС 220/10 кВ при НПС N 13, ПС 220/110/10 кВ "Пеледуй".
Эти объекты, расположенные в Западном районе Республики Саха (Якутия), ранее относились к единой национальной (общероссийской) электрической сети (ЕНЭС) и были включены в реестр объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, приказом Минэнерго от 5 июня 2015 г. N 343 "Об отнесении объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети и включении в реестр объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть".
Вместе с тем, приказом Минэнерго от 8 апреля 2016 г. N 279 "Об исключении объектов электросетевого хозяйства из реестра объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть" данные объекты исключены реестра объектов, входящих в ЕНЭС. Указанный приказ вступил в силу 10 мая 2016 г., поэтому затраты на содержание объектов АО "ДВЭУК" учтены в расчете единого (котлового) тарифа на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Саха (Якутия) после исключения объектов из названного реестра, то есть в тарифе второго полугодия 2016 года.
Суд первой инстанции установил, что необходимость и последствия включения таких затрат в расчет единого (котлового) тарифа явились предметом совещаний федеральных органов исполнительной власти и согласованы.
В рассматриваемом случае установленные единые (котловые) тарифы превысили предельные максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии, утвержденные Федеральной антимонопольной службой на 2016 год, на 64%.
Согласно пункту 81 Основ ценообразования предельные минимальные и (или) максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, устанавливаются Федеральной антимонопольной службой дифференцированно по субъектам Российской Федерации и уровням напряжения в соответствии с пунктом 81.1 Основ ценообразования на долгосрочный период или очередной год.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в рамках указанных предельных уровней в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают единые (котловые) тарифы.
Под установлением тарифов на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, понимается принятие решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении тарифов, устанавливаемых на уровне выше предельного максимального уровня тарифов или ниже предельного минимального уровня тарифов, установленного федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (пункт 2 Порядка согласования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении тарифов на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам от 7 декабря 2004 г. N 236-э).
Согласно части 7 статьи 23.1 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об утверждении им цен (тарифов), устанавливаемых на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов (в настоящее время - Федеральной антимонопольной службой), подлежит согласованию с данным федеральным органом исполнительной власти, осуществляемому в порядке, установленном правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, до принятия данного решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 29 декабря 2015 г. N 1342/15 утверждены предельные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2016 год.
В связи с превышением предельных максимальных тарифов, установленных на территории Республики Саха (Якутия), орган регулирования обратился в Федеральную антимонопольную службу с заявлением от 21 декабря 2015 г. N 03-02АН-3914 о согласовании своего решения.
По результатам рассмотрения указанного заявления решение Комитета об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Саха (Якутия) на уровне выше предельных максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Саха (Якутия), утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службой от 29 декабря 2015 г. N 1342/15, согласовано Федеральной антимонопольной службой, о чем издан приказ от 31 декабря 2015 г. N 1374/15.
Данный приказ от 31 декабря 2015 г. N 1374/15 являлся предметом спора по делу Арбитражного суда г. Москвы N ... Вступившими в законную силу судебными актами арбитражных судов по указанном делу установлено соблюдение уполномоченным федеральным органом исполнительной власти процедуры согласования тарифов, рассчитанных Комитетом, и соответствие приказа от 31 декабря 2015 г. N 1374/15 действующему законодательству.
Является несостоятельным довод административного истца о том, что с учетом наличия на территории Республики Саха (Якутия) нескольких технологически изолированных территориальных систем единый (котловой) тариф надлежало установить для каждой такой системы. В данном случае органом регулирования учтены положения пункта 42 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861, и пункта 78 Основ ценообразования. Кроме того, в соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования Федеральная антимонопольная служба приказом от 29 декабря 2015 г. N 1342/15 утвердила предельные уровни тарифов именно в отношении каждого субъекта Российской Федерации, в том числе Республики Саха (Якутия), в целом без разбивки по территориальным зонам, согласовав тариф выше предельного максимального уровня с учетом всех вышеприведенных обстоятельств, повлекших рост тарифа с 1 июля 2016 г.
Довод АК "АЛРОСА" о необходимости проведения Комитетом экспертизы по делу об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии и составлении экспертного заключения отклоняется.
Основания и порядок установления (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике определяют Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178.
Названными Правилами предусмотрено обращение регулируемой организации в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов с заявлением об установлении тарифов вместе с обосновывающими документами (пункты 12, 17 Правил). Регулирующий орган проводит экспертизу предложения регулируемой организации и составляет экспертное заключение (пункты 22, 23 Правил).
Вместе с тем единые (котловые) тарифы на территории субъекта Российской Федерации включают необходимую валовую выручку каждой сетевой организации, осуществляющей передачу электрической энергии на территории субъекта Российской Федерации.
В данном случае единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии содержат расходы 14 сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии потребителям на территории Республики Саха (Якутия).
Таким образом, при установлении единого (котлового) тарифа экспертиза предложения конкретной организации не проводится.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 30 августа 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерной компании "АЛРОСА" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 декабря 2016 г. N 74-АПГ16-11
Текст определения официально опубликован не был