Определение Верховного Суда РФ от 25 января 2017 г. N 305-ЭС16-19512
Судья Верховного Суда Российской Федерации Зарубина Е.Н.,
изучив по материалам, приложенным к жалобе, кассационную жалобу ответчика - Министерства финансов Российской Федерации на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2016 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 27.10.2016 по делу N А40-192559/2015 Арбитражного суда города Москвы, установил:
акционерное общество "Федеральная пассажирская компания" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации убытков в сумме 60 577 рублей 20 копеек, возникших в результате перевозки железнодорожным транспортом в 2014 году граждан, пользующихся правом льготного проезда в соответствии с Соглашением о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной Войны, а также лиц, приравненных к ним (Москва, 12.03.1993).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 19.04.2016 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2016 решение суда первой инстанции отменено и с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" взыскано 60 577 рублей 20 копеек убытков.
Арбитражный суд Московского округа постановлением от 27.10.2016 постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения.
Министерство финансов Российской Федерации обратилось в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации с кассационной жалобой на постановления судов апелляционной и кассационной инстанций, ссылаясь на существенные нарушения судами норм права.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если отсутствуют основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Основаниями для отмены или изменения Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных актов в порядке кассационного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы, изученным по материалам, приложенным к ней, не установлено.
При рассмотрении дела суды установили, что общество "Федеральная пассажирская компания", являясь публичным перевозчиком, осуществляет перевозку пассажиров в дальнем следовании в плацкартных и общих вагонах.
Перевозчик (Приволжский филиал) в период с января по декабрь 2014 года предоставлял льготы по оплате проезда на железнодорожном транспорте в Саратовской, Астраханской, Волгоградской областях отдельным категориям граждан в соответствии с Соглашением о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной Войны, а также лиц, приравненных к ним (Москва, 12.03.1993).
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признав доказанным факт предоставления льгот (с учетом данных автоматизированной системы продажи пассажирских билетов "Экспресс", купонов кассира, реестров оформленных проездных документов), суд апелляционной инстанции удовлетворил исковые требования о взыскании убытков, руководствуясь положениями статей 16, 790, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Соглашением о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним от 12.03.1993.
При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что перевозка инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним, осуществлялась истцом в интересах Российской Федерации как публично-правового образования, поскольку осуществление мер социальной поддержки данной категории граждан является полномочием Российской Федерации, финансирование данного вида расходов производится из федерального бюджета и относится к расходным обязательствам Российской Федерации, при этом ответчиком обязанность по возмещению данного вида расходов не исполнена.
Суд указал, что Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ предусмотрена замена натуральных льгот на ежемесячные денежные выплаты только для граждан России; в то же время был сохранен прежний порядок предоставления льгот инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, а также для лиц, приравненных к ним, являющимся гражданами стран СНГ, по проезду в дальнем сообщении в соответствии с действующим международным договором. Статьей 6 названного Соглашения предусмотрена обязанность транспортных организаций обеспечивать льготные условия обслуживания лиц, указанных в Соглашении, независимо от места их проживания.
Поскольку Российская Федерация приняла на себя обязанность по возмещению расходов российских перевозчиков по предоставлению названных льгот, однако фактическую реализацию мероприятий по предоставлению компенсационных выплат упомянутым перевозчикам не обеспечила, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для взыскания с Российской Федерации в лице Минфина России за счет казны понесенных истцом убытков в спорной сумме в связи осуществлением перевозок указанных лиц.
Проверив в порядке статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов, правильность применения норм материального права при рассмотрении дела, арбитражный суд кассационной инстанции округа пришел к выводу о соответствии выводов, содержащихся в постановлении суда апелляционной инстанции, установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы жалобы выводы судов апелляционной и кассационной инстанций не опровергают, не подтверждают существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке. По существу доводы жалобы направлены на переоценку доказательств по делу и установленных фактических обстоятельств, что не входит в полномочия суда при кассационном производстве.
Исходя из вышеизложенного, оснований для передачи кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определил:
отказать Министерству финансов Российской Федерации в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Е.Н. Зарубина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 25 января 2017 г. N 305-ЭС16-19512 по делу N А40-192559/2015
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
27.10.2016 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-15030/16
07.07.2016 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-27111/16
06.07.2016 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-27111/16
19.04.2016 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-192559/15