Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 ноября 2016 г. N 55-АПГ16-5
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Калининой Л.А. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе индивидуального предпринимателя Кожевниковой Г.М. на решение Верховного Суда Республики Хакасия от 7 июля 2016 года, которым ей отказано в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующими отдельных положений Порядка проведения конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок автомобильным транспортом общего пользования по городским маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, утвержденного решением Совета депутатов города Абакана от 22 декабря 2015 года N 296.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителя Кожевниковой Г.М. - Семенова А.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит отмене в части, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
22 декабря 2015 года Советом депутатов города Абакана принято решение N 296, которым утверждены Положение об организации перевозок пассажиров, осуществляемых городским транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок на территории города Абакана (приложение N 1) и Порядок проведения конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок автомобильным транспортом общего пользования по городским маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (приложение N 2).
Данное решение с приложениями официально опубликовано в печатном издании - "Абакан официальный" (приложение к газете "Абакан") N 51 за 23 декабря 2015 года и вступило в силу (за исключением отдельных положений) с 11 января 2016 года.
Пунктом 6.4 Порядка проведения конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок автомобильным транспортом общего пользования по городским маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (далее - Порядок) предусмотрено, что соискатель вправе в целях оценки его заявки дополнительно представить:
1) копии документов резервных транспортных средств, которые будут использоваться для работы по маршруту в случаях неисправности основного транспортного средства и соответствующих требованиям, установленным конкурсной документацией для основных транспортных средств;
2) копии документов, подтверждающих оснащение транспортного средства дополнительным оборудованием (договор и акт выполненных работ);
3) копии документов, позволяющих оценить транспортное средство по каким-либо критериям, установленным разделами 1, 2, 3 приложения к данному Порядку "Критерии оценки и сопоставления заявок";
4) копии документов, подтверждающих опыт осуществления регулярных перевозок юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества (подтверждается исполнением государственных или муниципальных контрактов либо свидетельствами об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок или иными документами, выданными в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами);
5) в случае непредставления документов, указанных в подпунктах 1, 2, 3 данного пункта, либо представления документов, не позволяющих оценить транспортное средство по какому-либо из установленных разделами 1, 2, 3 приложения к данному Порядку критериев, то указанные критерии оцениваются в 0 баллов.
Согласно пункту 8.3 указанного Порядка основанием отклонения заявок соискателей конкурса являются:
1) представление неполного перечня документов, указанных в пунктах 6.2, 6.3 данного Порядка;
2) невыполнение требований, установленных конкурсной документацией к оформлению соискателем конкурса заявки (за исключением требования о пронумеровании листов заявки), в том числе требований по указанию фактического полного наименования представленных документов или их копий и порядку расположения документов в составе заявки;
3) установление недостоверности сведений, содержащихся в заявке и в приложенных к ней документах;
4) заявление для участия в конкурсе транспортных средств с иными характеристиками, чем те, которые предусмотрены требованиями к видам транспортных средств, необходимых для обслуживания маршрута (категория, класс транспортных средств и вместимость), установленным конкурсной документацией;
5) указание в конкурсной заявке для участия в конкурсе количества транспортных средств, не соответствующих максимальному количеству транспортных средств, установленных конкурсной документацией;
6) заявление для участия в конкурсе транспортного средства, используемого на ином автобусном маршруте регулярных перевозок, в том числе за пределами города Абакана;
7) заявление для участия в конкурсе транспортного средства, заявленного на другой конкурс (другой лот конкурса), проводимый организатором конкурса, по которому рассмотрение заявок уже состоялось и соискатель конкурса признан участником конкурса.
Приложением к данному Порядку определены Критерии оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе (далее - Критерии оценки), включая "Характеристики транспортных средств, влияющих на качество перевозок", "Максимальный срок эксплуатации транспортных средств", "Опыт осуществления регулярных перевозок", "Количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса, в расчете на среднее количество транспортных средств, имевшихся в распоряжении юридического лица, индивидуального предпринимателя или участников договора простого товарищества в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса" (разделы 1-4).
Индивидуальный предприниматель Кожевникова Г.М. обратилась в суд с заявлением о признании недействующими со дня принятия пунктов 6.4 и 8.3 Порядка, подпунктов "д" и "е" (далее рассматриваются Судебной коллегией как пункты "д" и "е" подраздела 3.1 раздела 3 Критериев оценки), пунктов 3.2.1-3.2.5, пункта 4 (далее рассматривается Судебной коллегией как раздел 4 Критериев оценки), ссылаясь на их несоответствие Федеральному закону от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральному закону от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", постановлению Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2012 года N 280 "Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованном для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам или для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)".
По мнению истца, оспариваемые нормы Порядка устанавливают дополнительные, не предусмотренные федеральным законодательством требования к участникам конкурса, перечню документов, подаваемых в составе заявки на участие в конкурсе, вводят не предусмотренную федеральным законодательством процедуру отклонения поданных на участие в конкурсе заявок, тем самым нарушая права потенциальных участников конкурса, ставя их в заведомо неравное положение, и тем самым создавая условия для ограничения конкуренции.
Решением Верховного Суда Республики Хакасия от 7 июля 2016 года заявленные Кожевниковой Г.М. требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе индивидуальный предприниматель Кожевникова Г.М. просит об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении административного иска в полном объеме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 указанного Федерального закона по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Отношения в сфере организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе связанные с допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, на федеральном уровне урегулированы Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, регулируются муниципальными нормативными правовыми актами.
Главой 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ установлены правила организации регулярных перевозок по регулируемым (статьи 14-15) и нерегулируемым (статьи 17-20) тарифам, в том числе общие условия и порядок проведения конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (статьи 21-24).
Частью 4 статьи 17 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ предусмотрено, что установление требований к осуществлению перевозок по нерегулируемым тарифам допускается муниципальным нормативным правовым актом, при этом в силу части 2 статьи 24 данного Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию, предложения участника открытого конкурса, к форме и составу заявки на участие в открытом конкурсе устанавливаются организатором открытого конкурса.
Требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, перечислены в статье 23 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ.
Частью 3 статьи 24 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ предусмотрены критерии оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе, в том числе:
1) количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса, в расчете на среднее количество транспортных средств, имевшихся в распоряжении юридического лица, индивидуального предпринимателя или участников договора простого товарищества в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса;
2) опыт осуществления регулярных перевозок юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества, который подтвержден исполнением государственных или муниципальных контрактов либо свидетельствами об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок или иными документами, выданными в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами;
3) влияющие на качество перевозок характеристики транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок (наличие кондиционера, низкого пола, оборудования для перевозок пассажиров с ограниченными возможностями передвижения, пассажиров с детскими колясками и иные характеристики);
4) максимальный срок эксплуатации транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Согласно части 4 статьи 24 названного Федерального закона шкала для оценки указанных критериев устанавливается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом в зависимости от местных условий.
Таким образом, в соответствии с приведенными выше нормами федерального законодательства правоотношения в сфере организации и проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, могут быть урегулированы муниципальными нормативными правовыми актами, принятыми с учетом требований и ограничений, предусмотренных частью 4 статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Сопоставив содержание пунктов 6.4 и 8.3 Порядка, пунктов "д" и "е" подраздела 3.1 раздела 3, пунктов 3.2.1-3.2.5 подраздела 3.2 раздела 3, раздела 4 Критериев оценки с указанными выше нормами федерального законодательства, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для признания их недействующими.
Вывод суда мотивирован тем, что пункт 6.4, предусматривая для соискателя возможность представления дополнительных документов в составе заявки на участие в конкурсе (копий документов резервных транспортных средств, документов, подтверждающих оснащение транспортных средств дополнительным оборудованием, а также позволяющих оценить транспортное средство по каким-либо критериям, установленным разделами 1, 2, 3 Приложения к Порядку), не устанавливает дополнительных требований к участникам конкурса и не ограничивает их право на участие в конкурсе, непредставление указанных документов в составе заявки основанием для ее отклонения не является.
Установленные же в пунктах 3.2.1-3.2.5 подраздела 3.2 раздела 3, разделе 4, пунктах "д" и "е" подраздела 3.1 раздела 3 "Опыт осуществления регулярных перевозок по городским маршрутам регулярных перевозок" положения Критериев оценки и сопоставления заявок не противоречат общим требованиям к участникам открытого конкурса и критериям оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе, предусмотренным частью 1 статьи 23 и частью 3 статьи 24 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ, и направлены, в том числе на обеспечение наиболее безопасных условий перевозки пассажиров по муниципальным маршрутам, укрепление транспортной дисциплины, удовлетворение потребностей населения в пассажирских перевозках, развитие конкуренции между перевозчиками и повышение качества обслуживания.
Судебная коллегия находит правильными выводы суда первой инстанции о соответствии действующему законодательству положений подпунктов 2, 4 и отдельных положений подпунктов 3 и 5 пункта 6.4 Порядка, пунктов "д" и "е" подраздела 3.1 раздела 3 "Опыт осуществления регулярных перевозок" и раздела 4 Критериев оценки и сопоставления заявок (приложение к Порядку).
Исходя из положений пункта 2 части 1 статьи 23, пункта 3 части 3 статьи 24 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ в их взаимосвязи, одним из критериев оценки и сопоставления заявок являются влияющие на качество перевозок характеристики транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок, обязательства по предоставлению которых может принять на себя участник открытого конкурса в сроки, определенные конкурсной документацией.
Таким образом, подпункт 2 пункта 6.4 Порядка, предоставляющий право соискателю дополнительно представить копии документов, подтверждающих оснащение транспортного средства дополнительным оборудованием, в совокупности с показателями критериев, отраженными в подразделе 1.2 раздела 1 Критериев оценки - "Иные влияющие на качество перевозок характеристики транспортных средств", действующему законодательству не противоречат.
Судебная коллегия считает не противоречащим действующему законодательству предписание, содержащееся в подпункте 3 пункта 6.4 Порядка, поскольку указанные в нем документы, за исключением документов, установленных подразделом 3.2 раздела 3 Критериев оценки, относятся к качественным характеристикам транспортного средства, что соответствует пункту 3 части 3 статьи 24 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ.
В подпункте 4 пункта 6.4 Порядка буквально приведено положение пункта 2 части 3 статьи 24 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ, виду чего его нельзя признать несоответствующим действующему законодательству.
Учитывая, что в силу части 4 статьи 24 названного Федерального закона шкала для оценки критериев устанавливается, в данном случае, муниципальным нормативным правовым актом, представительный орган местного самоуправления в пределах своих полномочий определил оценку критериев в случае непредставления документов равным 0 баллов.
Доводы апелляционной жалобы о противоречии федеральному законодательству пунктов "д" и "е" подраздела 3.1 раздела 3 "Опыт осуществления регулярных перевозок" вследствие того, что такой опыт может быть подтвержден документами, срок хранения которых составляет не более 5 лет, не имеют правового значения для разрешения настоящего спора и не влекут отмену судебного акта, поскольку данные критерии оценки и сопоставления заявок в равной степени распространяются на всех участников конкурса, право на участие в конкурсе не ограничивают, не создают иных необоснованных преимуществ отдельным субъектам предпринимательской деятельности.
Кроме того, как следует из подпункта 4 пункта 6.4 оспариваемого Порядка, который практически дословно воспроизводит содержание пункта 2 части 3 статьи 24 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ, опыт осуществления регулярных перевозок может быть подтвержден не только исполнением государственных или муниципальных контрактов либо свидетельствами об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, но и иными документами, выданными в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
Раздел 4 Критериев оценки "Количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса, в расчете на среднее количество транспортных средств, имевшихся в распоряжении юридического лица, индивидуального предпринимателя или участников договора простого товарищества в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса" также воспроизводит содержание пункта 1 части 3 статьи 24 названного Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ, а потому противоречащим закону признан быть не может.
Доводы административного истца о невозможности предоставления сведений о количестве транспортных средств, имевшихся в распоряжении заявителя на момент дорожно-транспортного происшествия, Судебная коллегия находит необоснованными, поскольку перечень документов, подлежащих обязательному представлению, указан в пунктах 6.2, 6.3 Порядка и является исчерпывающим, дополнительные обязанности на участника открытого конкурса не возлагает, его прав не нарушает.
Установление же приведенного Порядка является прерогативой представительного органа местного самоуправления.
Однако самостоятельность местного самоуправления, закрепленная Конституцией Российской Федерации в качестве основного принципа его взаимоотношений с органами государственной власти, не является абсолютной.
Разрешая настоящее дело, судом первой инстанции не учтено, что предусмотренные статьей 24 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ критерии оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе являются исчерпывающими и не подлежат расширительному толкованию.
Так, названные положения не содержат требований к соискателям о предоставлении резервных транспортных средств, которые будут использоваться для работы по маршруту в случаях неисправности основного транспортного средства, и соответствующих требованиям, установленным конкурсной документацией для основных транспортных средств.
Таким образом, оспариваемый подпункт 1 пункта 6.4 Порядка, предписывающий, что соискатель вправе дополнительно предоставить копии документов резервных транспортных средств, нарушает права истца на осуществление предпринимательской деятельности, ставя участников конкурса в неравные условия, и не может оцениваться как критерии участия в конкурсе.
Следовательно, и подпункт 5 пункта 6.4 Порядка также подлежит признанию недействующим в части указания на непредставление документов, указанных в подпункте 1 данного пункта, а также на представление документов, не позволяющих оценить транспортное средство по какому-либо из критериев, установленных пунктами 3.2.1-3.2.5 подраздела 3.2 раздела 3 приложения к Порядку "Критерии оценки и сопоставления заявок", которые влекут оценку в 0 баллов.
Поскольку из системного толкования части 1 статьи 23 и части 7 статьи 24 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ следует, что заявки на участие в конкурсе могут быть отклонены в случае несоответствия лица требованиям, предъявляемым к участникам открытого конкурса, или несоответствия заявки конкурсной документации, судом первой инстанции обоснованно отвергнуты доводы административного истца о противоречии федеральному законодательству положений пункта 8.3 Порядка, которыми установлен исчерпывающий перечень оснований отклонения заявок соискателей конкурса на стадии их рассмотрения.
Оспариваемая норма в целом согласуется и с пунктами 6.2, 6.3 Порядка.
Вместе с тем действующее законодательство не предусматривает возможности отклонения рассмотрения заявки по основанию расположения документов в составе заявки не по порядку (подпункт 2 пункта 8.3 Порядка). Установление такого условия, препятствующего рассмотрению заявки, следует признать несоразмерным вмешательством органа публичной власти в осуществление предпринимательской деятельности.
Судебная коллегия также находит несоответствующим действующему законодательству указание в наименовании подраздела 3.1 раздела 3 Критериев оценки на оценку опыта осуществления регулярных перевозок только по городским маршрутам регулярных перевозок, как противоречащей пункту 2 части 3 статьи 24 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ, подпункту 4 пункта 6.4 названного Порядка в той мере, в какой опыт осуществления регулярных перевозок по иным маршрутам (межрегиональным, межмуниципальным, смежным межрегиональным, муниципальным) не учитывается.
Подраздел 3.2 раздела 3 Критериев оценки содержит критерии оценки заявок по итогам работы перевозчика, такие как:
3.2.1. Соблюдение лицензионных требований - за каждое нарушение условий лицензирования, выявленное государственными органами, уполномоченными на проведение контроля, и повлекшее привлечение к административной ответственности по решению суда в течение года, предшествующего дате проведения конкурса (дате размещения извещения), юридического лица, индивидуального предпринимателя или хотя бы одного из участников договора простого товарищества - минус 1 балл;
3.2.2. За расторжение, по инициативе Управления коммунального хозяйства и транспорта Администрации города Абакана, договора на осуществление коммерческих пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по городским маршрутам регулярных перевозок, заключенного по результатам конкурсов, проведенных до 1 января 2016 года, с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или хотя бы одним из участников договора простого товарищества (в течение года, предшествующего дате проведения конкурса) - минус 3 балла;
3.2.3. За прекращение действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2, 3 части 1 статьи 29 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ, у юридического лица, индивидуального предпринимателя или хотя бы одного из участников договора простого товарищества (в течение года, предшествующего дате проведения конкурса) - минус 3 балла;
3.2.4. За уклонение перевозчика, признанного победителем конкурса, от получения свидетельства об осуществлении перевозок и карт (карты) маршрута и признанного в установленном порядке уклонившимся от получения свидетельства об осуществлении перевозок (в течение года, предшествующего дате проведения конкурса) - минус 3 балла;
3.2.5. За каждый установленный органами государственного транспортного контроля у юридического лица, индивидуального предпринимателя или хотя бы одного из участников договора простого товарищества в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса, случай:
а) осуществления регулярных перевозок пассажиров транспортным средством при отсутствии свидетельства и (или) карты маршрута регулярных перевозок - минус 1 балл,
б) использования для осуществления регулярных перевозок пассажиров транспортного средства с иными характеристиками, чем те, которые предусмотрены картой маршрута регулярных перевозок - минус 1 балл,
в) посадки в транспортное средство либо высадки из транспортного средства пассажиров в неустановленных местах - минус 1 балл.
При этом перечень критериев оценки и сопоставления заявок урегулирован положениями части 3 статьи 24 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ и, как указывалось выше, является исчерпывающим.
Однако пункты 3.2.1-3.2.5 подраздела 3.2 раздела 3 Критериев оценки не соответствуют названному выше положению федерального законодательства, регулирующего правоотношения в сфере организации регулярных перевозок пассажиров, поскольку им не предусмотрены.
Суд первой инстанции правомерно признал несостоятельным утверждение административного истца о том, что оспариваемые правовые предписания противоречат Федеральному закону от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", поскольку оспариваемые нормы не нарушают прав заявителя на осуществление предпринимательской деятельности, не препятствуют в принятии им участия в отборе перевозчиков, не ограничивают количество потенциальных участников конкурса и не создают для кого-либо из них необоснованных преимуществ или дискриминационных условий.
Мотивы, по которым суд пришел к такому выводу, исчерпывающим образом изложены в решении суда, основываются на правильном толковании норм приведенного в решении федерального законодательства.
Ссылки в апелляционной жалобе на несоответствие оспариваемых правовых норм постановлению Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2012 года N 280 "Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованном для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам или для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)" являются необоснованными, поскольку указанное постановление имеет иной предмет правового регулирования и порядок проведения конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок автомобильным транспортом общего пользования по городским маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам не регламентирует.
Доводы апелляционной жалобы о том, что оспариваемые нормы Порядка и Приложения к нему содержат внутренние противоречия в части нумерации критериев оценки и сопоставления заявок, которые порождают их произвольное применение, также являются необоснованными, поскольку в официальной редакции оспариваемого решения Совета депутатов города Абакана (л.д. 68-83), представленного суду первой инстанции, таких противоречий не имеется.
При таких обстоятельствах Судебная коллегия приходит к выводу о необходимости частичной отмены обжалуемого административным истцом решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Хакасия от 7 июля 2016 года в части отказа в удовлетворении требований Кожевниковой Г.М. о признании недействующими подпункта 1, подпункта 3 (в части), подпункта 5 (в части) пункта 6.4, подпункта 2 (в части) пункта 8.3 Порядка проведения конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок автомобильным транспортом общего пользования по городским маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, утвержденного решением Совета депутатов города Абакана от 22 декабря 2015 года N 296, а также подраздела 3.1 раздела 3 (в части), и пунктов 3.2.1-3.2.5 подраздела 3.2 раздела 3 приложения к данному Порядку "Критерии оценки и сопоставления заявок" отменить, и принять новое решение, которым административное исковое заявление в указанной части удовлетворить.
Признать недействующими со дня вступления настоящего решения в законную силу подпункт 1, подпункт 3 (в той части, в какой допускается возможность представления соискателем в целях оценки его заявки копий документов, позволяющих оценить транспортное средство по каким-либо критериям, установленным пунктами 3.2.1-3.2.5 подраздела 3.2 раздела 3 приложения к Порядку "Критерии оценки и сопоставления заявок", подпункт 5 (в той части, в какой им предусмотрено, что непредставление документов, указанных в подпункте 1 пункта 6.4, либо представление документов, не позволяющих оценить транспортное средство по какому-либо из критериев, установленных пунктами 3.2.1-3.2.5 подраздела 3.2 раздела 3 приложения к Порядку "Критерии оценки и сопоставления заявок", влекут оценку указанных критериев в 0 баллов) пункта 6.4, подпункт 2 пункта 8.3 в части слов "и порядку расположения документов в составе заявки" Порядка проведения конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок автомобильным транспортом общего пользования по городским маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, утвержденного решением Совета депутатов города Абакана от 22 декабря 2015 года N 296, а также подраздел 3.1 раздела 3 в части слов "..по городским маршрутам..." и пункты 3.2.1-3.2.5 подраздела 3.2 раздела 3 приложения к данному Порядку "Критерии оценки и сопоставления заявок".
В остальной части это же решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Кожевниковой Г.М. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 ноября 2016 г. N 55-АПГ16-5
Текст определения официально опубликован не был