1. Заказчик неправомерно сократил срок подачи заявок в период новогодних праздников.
ФАС России рассмотрена жалоба заявителя с доводом на то, что заказчик ненадлежащим образом установил срок для подачи заявок на участие в электронном аукционе, поскольку все дни срока являются нерабочими.
Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок, рассмотрев жалобу, пришла к выводу, что заказчик, установив срок подачи заявок с 31.12.2016 до 8 часов утра 09.01.2017, фактически сократил количество участников аукциона, исключив из числа его участников лиц, у которых отсутствовали на лицевом счете электронной площадки денежные средства для обеспечения заявок, а также лиц, которые не аккредитованы на электронной площадке.
Кроме того, выявлено неправомерное требование к содержанию заявки на участие в электронном аукционе, заключающееся в том, что заказчик предъявил излишние требования к описанию показателей закупаемых авиабилетов, поскольку авиабилет - это форма договора перевозки, в связи с чем к содержанию заявки не могут применяться требования, предусмотренные Законом о контрактной системе для описания в первой части заявки конкретных показателей поставляемых товаров.
Выдано предписание о внесении изменении в документацию и продлении срока подачи заявок.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 17.01.2017 N К-38/17
(номер извещения 0173100003516000127)
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, выразившимися в ненадлежащем установлении срока для подачи заявок на участие в Аукционе, поскольку все дни срока являются выходными (нерабочими).
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 31.12.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 000 000,33 рублей;
4) на участие в Аукционе подана 1 заявка от участника закупки;
5) к участию в Аукционе допущен 1 участник закупки;
6) на основании части 8 статьи 67 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчик установил ненадлежащий срок подачи заявок на участие в Аукционе с 05 часов 29 минут 31.12.2016 по 08 часов 00 минут 09.01.2017, тем самым, не обеспечив Заявителю доступ к участию в Аукционе, поскольку период подачи заявки установлен на выходные и праздничные дни, что является заведомо неисполнимым условием для участия в Аукционе.
Согласно части 2 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что 31.12.2016 в 05 часов 29 минут Заказчик опубликовал в ЕИС извещение о проведении Аукциона и документацию об Аукционе, согласно которым дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе установлена до 08 часов 00 минут 09.01.2017.
В соответствии со статьей 19 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Согласно статье 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним день. В части 1 статьи 194 Гражданского кодекса Российской Федерации если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1.3. Раздела 1 "Положения о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" (утв. Банком России 16.07.2012 N 385-П) кредитная организация самостоятельно определяет продолжительность операционного дня, представляющего собой операционно-учетный цикл за соответствующую календарную дату, в течение которого все совершенные операции оформляются и отражаются в бухгалтерском учете по балансовым и внебалансовым счетам с составлением ежедневного баланса.
Кроме того, в пункте 6.2. Регламента организации и проведения электронных аукционов Сбербанк-АСТ указано, что Оператор обязан зачислить поступившие денежные средства на лицевые счета участников в течение не более чем 1 часа с момента получения от расчетной организации (банка) информации о поступлении денежных средств. Зачисление осуществляется в период с 10-00 до 18-00 часов по времени Оператора. В случае, если данные были получены до 10-00 часов текущего рабочего дня, либо после 18-00 часов предыдущего рабочего дня, то оператор обязан зачислить такие денежные средства не позднее 11-00 часов текущего рабочего дня.
Согласно доводу жалобы Заявителя, у Заявителя отсутствовала возможность подать заявку на участие в Аукционе до 08 часов 00 минут 09.01.2017 ввиду отсутствия возможности внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки, поскольку Оператор электронной площадки производит зачисление денежных средств не позднее 11-00 часов текущего рабочего дня, так как данные были получены после 18-00 часов предыдущего рабочего дня.
Согласно статье 112 Трудового кодекса Российской Федерации и Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.08.2016 N 756 "О переносе выходных дней в 2017 году", официальные праздничные и выходные дни установлены с 01.01.2017 по 08.01.2017 года, 31.12.2017 - суббота.
Учитывая, что первым рабочим днем в 2017 году является 09.01.2017, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком фактически сокращен срок подачи заявок на участие в Аукционе.
Следовательно, Заказчик, установив срок подачи заявок с 31.12.2016 по 09.01.2017 необоснованно сократил количество участников Аукциона в нарушение принципа обеспечения конкуренции, закрепленного в статье 8 Закона о контрактной системе, исключив из числа участников Аукциона лиц, у которых отсутствовали на лицевом счете торговой площадки денежные средства для внесения обеспечения заявок в закупке, а также лиц, которые не аккредитованы на электронной площадке.
Таким образом, действия Заказчика, сократившего срок подачи заявок на участие в Аукционе нарушают часть 2 статьи 63 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях (далее - КоАП РФ).
2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 14 раздела 1.3. "Информационная карта аукциона" установлены следующие требования к содержанию и составу заявки: "Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию: согласие участника аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Под конкретными показателями поставляемого или применяемого при выполнении работ, оказании услуг товара заказчиком понимаются все его функциональные, качественные и количественные характеристики, характеристики его упаковки, гарантийный срок и иные показатели, содержащиеся в настоящей документации об аукционе в электронной форме, а именно в отношении товаров, указанных в пункте 3 части III "Техническая часть".
В части III "Техническая часть" в пункте 3 Технического задания документации об Аукционе, установлено, что в рамках исполнения государственного контракта требуется "оказание услуги по приобретению авиабилетов для участников Мероприятий, направленных на формирование российской идентичности, содействия межкультурному и межконфессиональному диалогу. Обеспечение авиабилетами участников Мероприятий, направленных на формирование российской идентичности, содействия межкультурному и межконфессиональному диалогу согласно поступившим от представителя Заказчика заявкам. Приобретение авиабилетов эконом-класса в оба конца, либо в одну сторону, если это предусмотрено заявкой Заказчика по маршрутам".
В соответствии со статьей 786 Гражданского кодекса Российской Федерации авиабилет - это форма договора перевозки, в связи с чем к авиабилету не могут применяться требования к его функциональным, качественным и количественным характеристикам, характеристики его упаковки, гарантийный срок и иные показатели, содержащиеся в документации об аукционе.
Кроме того, наименование объекта закупки, указанное в ЕИС, не отражает содержание закупаемых Заказчиком услуг.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе излишнее требование к составу заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что для устранения выявленных нарушений Закона о контрактной системе необходимо выдать Заказчику предписание о продлении срока подачи заявок на участие в Аукционе ввиду необходимости установления в документации об Аукционе надлежащих требований к составу заявки на участие в Аукционе.
Вместе с тем, учитывая положения части 2 статьи 63 Закона о контрактной системе, а также части 9 статьи 70 Закона о контрактной системе, указанное предписание приведет к невозможности исполнения государственного контракта в части услуг, оказание которых в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 технического задания документации об Аукционе предусмотрено в январе 2017 года.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи Заказчику предписания о внесении изменений в документацию об Аукционе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "***" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 2 статьи 63, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
2. Выявлена "ловушка" в требованиях к указанию в заявке размеров ширины доски, используемой для строительства здания, стоимостью более 4,5 млрд. рублей, которая стала причиной отклонения 1 из 2 поданных заявок.
ФАС России рассмотрена жалоба на положения документации об электронном аукционе - на неясность требований заказчика к описанию участниками в заявках используемых товаров.
Комиссией ФАС России по контролю в сфере закупок установлено, что документация о закупке устанавливает взаимоисключающие требования к описанию участниками в заявках размеров доски, используемой при выполнении работ, поскольку:
- документация устанавливает требование об одновременном соответствии доски ширине "не менее 75", толщине "не более 40" (мм), ГОСТу;
- соответствующий ГОСТ предусматривает, что доской является пиломатериал шириной более двойной толщины.
Следовательно, учитывая ГОСТ и показатели из документации, предлагаемая ширина не может быть более 80 (то есть только от 75 до 80), а толщина не может быть менее 37,5 мм (то есть от 37,5 до 40), вместе с тем, документация не содержит ни указанных ограничений по размерам, ни понятия доски из ГОСТ, что по мнению комиссии вводит участников закупки в заблуждение и привело к отклонению одной из двух поданных заявок.
Более того, выявлено неправомерное сокращение срока подачи заявок.
Выдано предписание о внесении изменений в документацию об аукционе и продлении срока подачи заявок.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 19.01.2017 N К-47/17
(номер извещения 0119200000116007281)
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа установивших в документации об Аукционе ненадлежащие требования к содержанию первых частей заявок участников закупки, поскольку значения показателей, установленных документацией об Аукционе, не соответствуют требованиям ГОСТ, в соответствии с которыми необходимо предложить товар (материал) используемый в рамках государственного контракта.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В целях всестороннего изучения обстоятельств дела Комиссией перенесено рассмотрение обращения с 18.01.2017 на 19.01.2017.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 25.11.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 4 846 608 919 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущен 1 участник закупки.
6) на основании части 8 статьи 67 Закона о контрактной системе Аукцион признан не состоявшимся.
1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В Пункте 1 "Технические требования к используемым товарам" Приложения N 1 к контракту документации об Аукционе установлены следующие требования к товарам используемым в рамках выполнения работ:
"Доски обрезные хвойных пород длиной не более 6,5 м, шириной не менее 75 мм, толщиной не более 40 мм, 3-го или 4-го сорта, параметр шероховатости поверхности не должен превышать 1600 мкм, ГОСТ 18288-87, ГОСТ 8486-86".
Вместе с тем, пунктом 2.5 ГОСТ 8486-86 установлено, что параметр шероховатости поверхности пиломатериалов ГОСТ 8486-86 "Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия (с Изменениями N 1, 2, 3)" не должен превышать 1250 мкм для отборного, 1, 2 и 3-го сортов, а для 4-го сорта - 1600 мкм.
Также, на заседании Комиссии установлено, что в соответствии с пунктом 21 Таблицы 1 ГОСТ 18288-87 Доской является пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной более двойной толщины. При этом документация об Аукционе предусматривает указание показателей ширины и толщины материала "Доски обрезные хвойных пород" противоречащие требованиям ГОСТ.
Таким образом, Комиссией установлено, что документация об Аукционе содержит значения показателей не соответствующие требованиям ГОСТ, в соответствии с которыми необходимо предложить товар используемых в рамках государственного контракта, так например, заявка участника закупки, указавшей в составе первой части заявки доску шириной 75 мм, толщиной 40 мм, 3-го сорта с параметром шероховатости поверхности 1600 мкм, будет соответствовать требованиям документации об Аукционе, но не будет соответствовать требованиям ГОСТ.
Указанные действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших в документации об Аукционе надлежащие требования к товарам при заполнении первой части заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 17.01.2017 N 0119200000116007281-1 (далее - Протокол) участнику закупки с порядковым номером заявки "2" отказано в допуске к участию в Аукционе по следующему основанию: "Непредставление информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ, или представление недостоверной информации (Отказ по п. 1 ч. 4 ст. 67 44-ФЗ) 1) в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе участником представлены не соответствующие показатели "Толщина" и "Ширина" предлагаемого товара "Доски обрезные хвойных пород", что не соответствует требованиям документации об электронном аукционе, положению "Информационной карты" и "Описание объекта закупки", так как участником было указано "доски обрезные хвойных пород длиной 6 м, шириной 75 мм, толщиной 40 мм", следовательно по ГОСТ 18288-87 "Доска - пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной более двойной толщины".
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что участником закупки указаны противоречивые сведения в отношении "Доски обрезные хвойных пород", поскольку в соответствии с ГОСТ 18288-87 доска это пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной более двойной толщины, при этом участником закупки с порядковым номером "2" представлены следующие показатели: "Доски обрезные хвойных пород длиной 6 м, шириной 75 мм, толщиной 40 мм", в связи с чем Аукционной комиссией принято решение об отказе участнику закупки с порядковым номером "2" в допуске на участие в Аукционе.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что заявка участника закупки с порядковым номером "2" не противоречит требованиям пункта 1 "Технические требования к используемым товарам" Приложения N 1 к контракту документации об Аукционе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Аукционной комиссией неправомерно принято решение об отказе заявке с порядковым номером "2" в допуске к участию в Аукционе, что нарушает часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с частью 3 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно части 6 статьи 63 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. В течение одного дня с даты принятия данного решения заказчик размещает в единой информационной системе указанные изменения. В соответствии с частью 1 статьи 63 Закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе.
Комиссией установлено, что Заказчиком, Уполномоченным органом 13.01.2017 в 20:15 в ЕИС размещены изменения в Извещение, вместе с тем, срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе установлен 16.01.2017 в 09:00.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили и представили сведения, согласно которым ЕИС не обеспечена надежность функционирования программных и технических средств, в связи с чем у Заказчика, Уполномоченного органа отсутствовала возможность продления срока.
Таким образом, установленный в Извещении о проведении закупки срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе не соответствует положениям Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, не продливших срок подачи заявок на участие в Аукционе со дня размещения в ЕИС изменений в документацию об Аукционе на пятнадцать дней, нарушают часть 6 статьи 63 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "***" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 6 статьи 63, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки, Аукционной комиссии предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе.
3. Выявлено, что заказчиком неправомерно не размещена в ЕИС проектно-сметная документация в полном объеме.
ФАС России рассмотрена жалоба на положения документации об электронном аукционе - на неправомерное объединение в один объект закупки строительных работ и поставки функционально и (или) технологически не связанного со строительными работами.
Довод заявителя своего однозначного подтверждения не нашел, однако при его рассмотрении выявлено, что заказчиком в документации не определен объем выполняемых работ, закупаемого оборудования, поскольку в ЕИС не размещена проектная документация в полном объеме.
Кроме того, выявлены неправомерные требования к содержанию первых частей заявок участников закупки, которые повлияли на отклонение заявки, поданной на участие в закупке.
Предписание не выдано, поскольку выдано ранее по жалобе иного заявителя.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 20.01.2017 N К-56/17
(номер извещения 0119200000116008709)
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа неправомерно объединивших в один объект (лот) закупки выполнение строительных работ и осуществление поставки оборудования, технологически и функционально не связанного с объектом строительства.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 30.12.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 868 961 235 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущен 1 участник закупки;
6) на основании части 8 статьи 67 Закона о контрактной системе Аукцион признан не состоявшимся.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктом 1.2. Положения об организации строительства объектов "под ключ", утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 10.11.1989 N 147, строительство объектов "под ключ" осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование - выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием - ввод в эксплуатацию).
Вместе с тем, применение данной нормы должно осуществляться с учетом действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и антимонопольного законодательства, исходя из содержания которых допускается включение в состав одного предмета торгов выполнения строительных работ, а также оборудования, поставка и установка которого технологически и функционально связаны со строительно-монтажными работами. При осуществлении строительства объекта "под ключ" Заказчик вправе предусмотреть в документации о закупке необходимость поставки и монтажа оборудования, неразрывно связанного с объектом строительства. При этом в качестве неразрывно связанного с объектом строительства оборудования необходимо рассматривать оборудование, поставка и установка которого невозможна впоследствии без изменения предусмотренных проектом конструктивных решений объекта строительства.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным заказчиком требованиям.
Отсутствие в документации о закупке функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки, требований к результатам работ, в том числе отсутствие в составе документации о закупке полного объема проектной документации приводит к невозможности формирования участником закупки предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта.
Согласно извещению о проведении Аукциона, документации об Аукционе, объектом закупки является выполнение комплекса строительно-монтажных, пусконаладочных работ с приобретением монтируемого оборудования по объекту: Стадион "Енисей". Начальная (максимальная) цена контракта 2 868 961 235 рублей.
В соответствии с приложением "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта" который является неотъемлемой частью настоящего документации об Аукционе, Заказчиком, Уполномоченным органом установлено:
"1. СМР: 2 311 411,651 тыс. руб.;
2. Оборудование: 548 430,908 тыс. руб.;
3. Пусконаладочные работы: 9 118,676 тыс. руб.;
Итого: 2 868 961,235 тыс. руб.
Всего на торги 2 868 961,235 тыс. руб".
Вместе с тем, на заседании Комиссии, представитель Заказчика пояснил, что проектно-сметная документация размещена в ЕИС не в полном объеме, поскольку в составе документации об Аукционе размещена только проектная документация, при этом отсутствуют сметные расчеты.
Кроме того, из положений документации об Аукционе невозможно однозначным образом определить какие именно работы, какое именно оборудование, предусмотренное проектно-сметной документацией включено в объект закупки.
В связи с чем, Комиссии не предоставляется возможным сделать вывод о неправомерном объединении Заказчиком, Уполномоченным органом в один объект (лот) закупки выполнение строительных работ и осуществления поставки оборудования, технологически и функционально не связанного с объектом строительства.
Кроме того, в жалобе Заявителя обжалуются позиции оборудования, указанные в локальной смете, с примечанием, что указанные оборудование не включено в состав объекта закупки.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком в один объект закупки неправомерно объединено выполнение строительных работ и осуществление поставки оборудования, технологически и функционально не связанного с объектом строительства, не нашел своего подтверждения.
Вместе с тем, действия Заказчика, Уполномоченного органа, не разместивших в ЕИС проектно-сметную документацию в полном объеме, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе. Указанное нарушение содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В Пункте 1 "Технические требования к используемым товарам" Приложения N 1 к контракту документации об Аукционе установлены следующие требования к материалу, используемому в рамках выполнения работ:
"Труба стальная водогазопроводная оцинкованная: условный проход 32 мм, наружный диаметр 42,3 мм, толщина стенки не менее 2,8 мм. На поверхности труб не допускаются трещины, плены, вздутия и закаты. На торцах труб не допускаются расслоения. Допускаются отдельные вмятины, рябизна, риски, следы зачистки и другие дефекты, обусловленные способом производства, если они не выводят толщину стенки за минимальные размеры, а также слой окалины, не препятствующий осмотру, масса 1м. трубы не более 3,89кг. ГОСТ 3262-75".
Согласно пункту 1.1 ГОСТ 3262-75 трубы изготовляют по размерам и массе, приведенным в Таблице 1:
<_>
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что в соответствии с примечанием к пункту 1.1 ГОСТ 3262-75: "Масса 1 м труб подсчитана при плотности стали равной 7,85 г/см3. Оцинкованные трубы тяжелее неоцинкованных на 3%".
Более того, из положений документации об Аукционе, пояснений сторон, не устанавливается необходимость указания в составе заявки расчетного показателя, для вычисления которого следует учесть примечания соответствующих стандартов.
При этом Комиссией установлено, что документация об Аукционе не содержит вышеуказанное примечание, в связи с чем, участник закупки может предложить в составе первой части заявки показатели соответствующие требованиям документации об Аукционе, которые в свою очередь будут противоречить требованиям ГОСТ 3262-75.
Указанные действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших в документации об Аукционе надлежащие требования к товарам при заполнении первой части заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 17.01.2017 N 0119200000116008709-1 (далее - Протокол) участнику закупки с порядковым номером заявки "2" отказано в допуске к участию в Аукционе по следующему основанию:
"В составе первой части заявки для товара "Труба стальная водогазопроводная оцинкованная" участником представлено значение показателя "масса 1 м. трубы 3,09 кг". В соответствии с требованиями ГОСТ 3262-75, п. 1.1. масса 1м трубы стальной водогазопроводной с условным проходом 32 мм, наружным диаметром 42,3 мм и толщиной стенки 3,2 мм составляет 3,09 кг. При этом в соответствии с Примечанием 2 к п. 1.1. оцинкованные трубы тяжелее неоцинкованных на 3%. Таким образом, масса 1м трубы стальной водогазопроводной оцинкованной должна составлять 3,1827 кг. В составе первой части заявки участником предложено значение показателя "Масса 1м. трубы" используемого товара "Труба стальная водогазопроводная оцинкованная", не соответствующее значениям, установленным документацией об электронном аукционе, что не соответствует требованиям аукционной документации, разделам "Информационная карта", "Инструкция по заполнению заявки", "Описание объекта закупки (Технические требования к используемым товарам)".
Несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ, требованиям документации об аукционе (Отказ по п. 2 ч. 4 ст. 67 44-ФЗ)".
На заседании комиссии представитель Заказчика пояснил, что участником закупки указаны противоречивые сведения в отношении позиции "Труба стальная водогазопроводная оцинкованная", поскольку в составе заявки участника с порядковым номером "2" на участие в Аукционе представлена информация о массе указанной трубы без учета разницы массы в 3% оцинкованных и неоцинкованных труб в соответствии с ГОСТ 3262-75.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что заявка участника закупки с порядковым номером "2" содержит показатели по позиции "Труба стальная водогазопроводная оцинкованная" соответствующие требованиям раздела "Технические требования к используемым товарам" документации об Аукционе.
При этом Закон о контрактной системе не содержит требования о необходимости проведения математических расчетов для вычисления показателей, значения которых необходимо указать в составе первых частей заявок.
Учитывая, что Заказчиком в документации об Аукционе надлежащим образом не установлены требования к товарам (материалам) при заполнении первой части заявки на участие в Аукционе, Аукционной комиссией неправомерно принято решение об отказе заявке участника закупки с порядковым номером "2" в допуске к участию в Аукционе, что нарушает часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "***" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
4. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 20.01.2017 по делу N К-55/17, по данному делу предписание не выдавать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подготовлен обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с 44-ФЗ за февраль 2017 г.
Было выявлено, что заказчик неправомерно сократил срок подачи заявок в период новогодних праздников.
В требованиях к указанию в заявке размеров ширины доски, используемой для строительства здания, была обнаружена "ловушка", которая стала причиной отклонения 1 из 2 поданных заявок.
Кроме того, заказчиком неправомерно не размещена в ЕИС проектно-сметная документация в полном объеме.
Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, февраль 2017)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Гриненко А.В.