1. Заказчик вправе проводить закупку со сроком исполнения контракта только в пределах предусмотренных лимитов бюджетных обязательств.
Заказчик проводил открытый конкурс на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обеспечению деятельности учреждений скорой медицинской помощи, а именно выездных бригад скорой медицинской помощи для оказания скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, в том числе медицинской эвакуации.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчиков, Уполномоченного органа при проведении Конкурса.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 48 Закона о контрактной системе заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации. Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - Перечень) утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2016 г. N 471-р.
В извещении о проведении закупки, в Конкурсной документации установлено, что объектом закупки является обеспечение деятельности учреждений скорой медицинской помощи, а именно выездных бригад скорой медицинской помощи для оказания скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, в том числе медицинской эвакуации (код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности 86.90.14.000 (далее - ОКПД).
На заседании Комиссии представители Уполномоченного органа пояснили, что объект закупки составляют услуги, относимые к коду ОКПД 86.90.14.000 "Услуги скорой медицинской помощи прочие" (ОК 034-2007), который включает в себя услуги по перевозке больных санитарно- транспортными средствами с наличием или без реанимационного оборудования или медицинского персонала. Вместе с тем, указанный код в Перечень не включен.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиками, Уполномоченным органом неправомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса вместо электронного аукциона, не нашел своего подтверждения.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В силу части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
Частью 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации иные государственные контракты, заключаемые от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципальные контракты, заключаемые от имени муниципального образования, предметами которых являются выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, могут заключаться в случаях, предусмотренных соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации муниципального образования, в пределах средств и на сроки, которые установлены указанными актами, а также в соответствии с иными решениями Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации муниципального образования, принимаемыми в порядке, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
В настоящее время федеральные законы Российской Федерации о федеральном бюджете принимаются на предстоящий финансовый год и два плановых периода. Таким образом, лимиты бюджетных обязательств устанавливаются на три года.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса начальная (максимальная) цена контракта - 989 413 900,80 рублей; сроки исполнения контракта: начало оказания услуг - 17.01.2017 года, окончание оказания услуг - 30.09.2021 года.
В Приложении N 4 к информационной карте Конкурсной документации установлены источники финансирования, порядок и сроки оплаты услуг: ФОМС, Внебюджетные средства (ОМС). Оплата по контракту осуществляется ежемесячно путем перечисления Заказчиком денежных средств на расчетный счет Исполнителя в течение 30 (тридцати) календарных дней с момента подписания сторонами акта сдачи-приемки услуг и предоставления Исполнителем Заказчику счета, счета-фактуры и/или универсального передаточного документа.
На заседании Комиссии представители Заявителя сообщили, что программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Вологодской области на 2015 и плановый период 2016 и 2017 годов утверждена Постановлением о программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Вологодской области на 2015 и плановый период 2016 и 2017 годов. Постановлением законодательного собрания Вологодской области "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Вологодской области на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов" принят закон области "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Вологодской области на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов", которым утверждены основные характеристики бюджета фонда на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов.
Представителями Уполномоченного органа на заседание Комиссии представлены письменные пояснения от 02.08.2016 N их.01-9200/16, из которых следует, что финансовые средства, необходимые для реализации государственного контракта, заключаемого по итогам Конкурса, будут предусмотрены в рамках финансирования территориальной программы обязательного медицинского страхования и выделены за счет средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Вологодской области в сумме 989 413 900 рублей.
Учитывая изложенное, в нарушение требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок государственный контракт по итогам проведения указанной закупки заключается вне пределов доведенных лимитов бюджетных обязательств, поскольку лимиты бюджетных обязательств предусмотрены на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов. При этом установленный в Конкурсной документации срок оказания услуг составляет шесть лет - с 2015 по 2021 год.
Таким образом, действия Заказчиков, Уполномоченного органа не соответствуют части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, нарушают часть 10 статьи 70 Закона о контрактной системе.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам "Между тем программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Вологодской области на 2015 и плановый период 2016 и 2017 годов утверждена Постановлением о программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Вологодской области на 2015 и плановый период 2016 и 2017 годов. Постановлением законодательного собрания Вологодской области "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Вологодской области на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов" принят закон области "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Вологодской области на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов", которым утверждены основные характеристики бюджета фонда на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов.
Представителями Уполномоченного органа на заседание Комиссии представлены письменные пояснения от 02.08.2016 N исх.01-9200/16, из которых следует, что финансовые средства, необходимые для реализации государственного контракта, заключаемого по итогам Конкурса, будут предусмотрены в рамках финансирования территориальной программы обязательного медицинского страхования и выделены за счет средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Вологодской области в сумме 989 413 900 рублей.
Учитывая изложенное, в нарушение требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок государственный контракт по итогам проведения указанной закупки заключается вне пределов доведенных лимитов бюджетных обязательств, поскольку лимиты бюджетных обязательств предусмотрены на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов. При этом установленный в Конкурсной документации срок оказания услуг составляет шесть лет - с 2015 по 2021 год.
Таким образом, действия Заказчиков, Уполномоченного органа не соответствуют части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, нарушают часть 10 статьи 70 Закона о контрактной системе. "
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.12.2016 г. по делу N А40-184680/16-122-1589)
2. В документации о проведении электронного аукциона заказчик обязан установить инструкцию по заполнению заявки.
Заказчик проводил электронный аукцион на право заключения государственного контракта на закупку и поставку индивидуальных средств защиты (бронежилетов).
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную, частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе от 17.08.2016 N 0173100002216000073-1 участнику закупки с порядковым номером заявки "2" (Заявителю) отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с тем, что "участник закупки указал следующие характеристики предлагаемого Товара - бронежилет наружного ношения Бр4 класса защитной структуры: "Площадь основной защиты 18,0 без учета перекрытий. В грудной и спинной секциях, площадь каждого верхнего бронеэлемента 4,18 , нижнего бронеэлемента - 4,46 . Верхний бронеэлемент имеет скошенные края для удобства выполнения служебных задач. Нижний бронеэлемент - имеет прямоугольную форму. В боковых проекциях бронежилета в специальных боковых чехлах, крепящихся к задней половинке чехла бронежилета, размещены 2 (два) стальных бронеэлемента, обеспечивающие защиту по Бр2 классу защитной структуры согласно ГОСТ Р 50744-95, площадью 2,4 каждый. В таблице "Площадь защиты стальных бронеэлементов (в грудной, спинной и боковой проекциях)" указаны следующие данные: Общая площадь защиты, кв. дм. Площадь защиты груди (Бр4 класс), кв. дм Площадь защиты спины (Бр4 класс), кв. дм Площадь защиты боков (Бр2 класс), кв. дм 21,6 8,5 8,5 4,6 Представленные характеристики в описательной части не соответствуют информации по размерности, указанной в таблице "Площадь защиты стальных бронеэлементов (в грудной, спинной и боковой проекциях)", в связи с чем Заказчику не представляется возможным оценить однозначные характеристики предмета закупки. На основании п. 2) части 4 статьи 67 Федерального закона N 44-ФЗ заявка N 2 не соответствует требованиям, предусмотренным документацией об электронном аукционе".
Пунктом 1 части IV "Техническая часть документации об электронном аукционе" установлено следующее требование к качественным и техническим характеристикам, потребительским свойствам товара "Бронежилет наружного ношения Бр4 класса защитной структуры": "Площадь основной защиты должна быть не менее 17,0 без учета перекрытий. В грудной и спинной секциях, площадь каждого верхнего бронеэлемента должна быть не менее 4,17 , нижнего бронеэлемента - не менее 4,45 .
Верхний бронеэлемент должен иметь скошенные края для удобства выполнения служебных задач. Нижний бронеэлемент - должен иметь прямоугольную форму.
В боковых проекциях бронежилета в специальных боковых чехлах, крепящихся к задней половинке чехла бронежилета, должны быть размещены 2 (два) стальных бронеэлемента, обеспечивающие защиту по Бр2 классу защитной структуры согласно ГОСТ Р 50744-95, площадью не менее 2,3 каждый.
Площадь защиты стальных бронеэлементов (в грудной, спинной и боковой проекциях):
Общая площадь защиты, кв. дм. |
Площадь защиты груди (Бр4 класс), кв. дм |
Площадь защиты спины (Бр4 класс), кв. дм |
Площадь защиты боков (Бр2 класс), кв. дм |
не менее 21,6 |
не менее 8,5 |
не менее 8,5 |
не менее 4,6 |
Масса бронежилета - не более 13,5 кг." Изучив первую часть заявки Заявителя на участие в Аукционе, представленную представителем Заказчика, Комиссия установила, что заявка содержит следующую информацию: "Площадь основной защиты 18,0 без учета перекрытий. В грудной и спинной секциях, площадь каждого верхнего бронеэлемента 4,18 , нижнего бронеэлемента - 4,46 . Верхний бронеэлемент имеет скошенные края для удобства выполнения служебных задач. Нижний бронеэлемент - имеет прямоугольную форму.
В боковых проекциях бронежилета в специальных боковых чехлах, крепящихся к задней половинке чехла бронежилета, размещены 2 (два) стальных бронеэлемента, обеспечивающие защиту по Бр2 классу защитной структуры согласно ГОСТ Р 50744-95, площадью 2,4 каждый.
Площадь защиты стальных бронеэлементов (в грудной, спинной и
Общая площадь защиты, кв. дм. |
Площадь защиты груди (Бр4 класс), кв. дм |
Площадь защиты спины (Бр4 класс), кв. дм |
Площадь защиты боков (Бр2 класс), кв. дм |
21,6 |
8,5 |
8,5 |
4,6 |
Масса бронежилета - 13,5 кг.", что соответствует требованиям пункта 1 части IV "Техническая часть документации об электронном аукционе".
Представители Заказчика на заседание Комиссии представили математические расчеты, согласно которым:
"Общая площадь защиты бронежилета составляет: 18,0 +(2,4 *2)~18,0 +4,8 =22,8 Площадь защиты груди и спины составляет: 18,0 /2 = 9,0
Площадь защиты боков бронежилета составляет: 2,4 *2=4,8 "
Как пояснили представители Заказчика, именно такие значения Заявитель должен был указать в табличной части заявки на участие в Аукционе. Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии сообщил, что документация об Аукционе не содержит каких-либо математических расчетов, формул, в связи с чем, в процессе формирования заявки на участие в Аукционе Заявителем подобные расчеты не производились.
Кроме того, представителем Заявителя на заседание Комиссии представлен технический паспорт изделия бронежилет "Эдисон БР4", подтверждающий достоверность показателей, указанных Заявителем в первой части заявки на участие в Аукционе.
Таким образом, действия Аукционной комиссии, принявшей решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе, нарушают часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с документацией об Аукционе пунктами 3.4.2, 3,4,3 части II Инструкции участникам аукциона в электронной форме" установлено: "3.4.2. Представление требуемых сведений о товаре участнику электронного аукциона рекомендуется осуществлять в соответствии с показателями, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям, указанным в "Сведениях о функциональных, технических и качественных характеристиках товара, эксплуатационных характеристиках товара (при необходимости) и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об электронном аукционе" части IV "Техническая часть документации об электронном аукционе".
3.4.3. В описании объекта закупки (Технической части (часть IV Документации об электронном аукционе) заказчиком указаны показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги потребностям заказчика. При этом указаны максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Если иной порядок не установлен в Технической части (часть IV Документации об электронном аукционе), то в случае указания в документации об аукционе в электронной форме в качестве требования к используемому товару диапазона (интервала значений какой-либо величины) показателей (в том числе показателей, сопровождающихся словосочетаниями и знаками "в пределах", "не более", "не менее", "не хуже", "+/-", "не выше", "не ниже", "от", "до", "или", "/", "<=", ">=", "<", ">", а также при перечислении показателей через запятую), участнику закупки в своей заявке необходимо указывать только один конкретный показатель из требуемых заказчиком. Использование при этом словосочетаний и знаков: "в пределах", "не более", "не менее", "не хуже", "+/-" , "не выше", "не ниже", "от", "до" "или", "/", "<=", ">=", "<", ">", а также перечисления показателей через запятую не допускается, за исключением' случаев, когда указанный диапазон (в том числе показатели, сопровождающиеся словосочетаниями и знаками "в пределах", "не более", "не менее", "не хуже", "+/-" , "не выше", "не ниже", "от", "до" "или", "/", "<=", ">=", "<", ">", а также при перечислении показателей через запятую) является конкретным показателем. В случае, если указанный диапазон (в том числе показатели, сопровождающиеся словосочетаниями и знаками "в пределах", "не более", "не менее", "не хуже", "+/-", "не выше", "не ниже", "от", "до" "или", "/", "<=", "> =", "<", ">", а также при перечислении показателей через запятую) является конкретным показателем, такой диапазон отмечен в документации знаком "f"."
Изучив документацию об Аукционе, Комиссия приходит к выводу, что инструкцией не установлено наличие математической связи между характеристиками в описательной части заявки относительно размеров площадей бронеэлементов и информацией по размерности, указанной в таблице "Площадь защиты стальных бронеэлементов (в грудной, спинной и боковой проекциях)". Кроме того, отсутствие в инструкции пояснений, из чего складываются показатели "Площадь основной защиты" и "Общая площадь защиты и формул расчета данных показателей не позволяет должным образом сформировать предложение участника закупки.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что Заказчиком в документации об Аукционе надлежащим образом не установлена инструкция по заполнению заявок на участие в Аукционе, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заказчик, не согласившись с принятым решением, обратился в с иском в арбитражный суд. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам "Как следует из материалов антимонопольного дела, представители Заказчика пояснили, что в заявке необходимо было указать следующие математические расчеты: "Общая площадь защиты бронежилета составляет: 18,0 дм2+(2,4 дм2*2)=18,0 дм2+4,8 дм2=22,8 дм2; Площадь защиты груди и спины составляет: 18,0 дм2/2 = 9,0 дм2; Площадь защиты боков бронежилета составляет: 2,4 Дм2*2=4,8 дм2"
Именно такие значения Заявитель должен был указать в табличной части заявки на участие в Аукционе.
Вместе с тем, документация об Аукционе не содержит каких-либо математических расчетов, формул, в связи с чем, в процессе формирования заявки на участие в Аукционе ООО "Джордано Баллистик" подобные расчеты не производились.
Кроме того, в материалах антимонопольного дела имеется представленный ООО "Джордано Баллистик" технический паспорт изделия бронежилета "Эдисон БР4", подтверждающий достоверность показателей, указанных ООО "Джордано Баллистик" в первой части заявки на участие в Аукционе.
Таким образом, действия Аукционной комиссии, принявшей решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе, нарушают часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе. "
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.12.2016 г. по делу N А40-184760/16-122-1590)
3. К протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе должны быть приложены предложения участников открытого конкурса в отношении объекта закупки.
Заказчик проводил открытый конкурс на право заключения государственного контракта на выполнение проектно- изыскательских работ по объекту.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Единой комиссии при проведении Единой комиссией, Заказчиком Конкурса.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 12 статьи 53 Закона о контрактной системе к протоколу рассмотрения и оценки заявок прилагается предусмотренное пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара с размещением в единой информационной системе не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 13.09.2016 N ПР01 к указанному протоколу не приложены предложения участников открытого конкурса в отношении объекта закупки.
Таким образом, действия Заказчика при размещении протокола рассмотрения и оценки заявок нарушают часть 12 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержат признаки административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена частями 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам "Кроме того, антимонопольным органом выявлено, что согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 13.09.2016 N ПР01 к указанному протоколу не приложены предложения участников открытого конкурса в отношении объекта закупки.
В соответствии с ч. 12 ст. 53 Закона о контрактной системе к протоколу рассмотрения и оценки заявок прилагается предусмотренное п. 2 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара с размещением в единой информационной системе не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола.
Таким образом, ФАС России сделан вывод, что действия Заказчика при размещении протокола рассмотрения и оценки заявок нарушают положения ч. 12 ст. 53 Закона о контрактной системе.
Довод Заявителя о том, что ФАС России необоснованно признала в действиях Заказчика, Конкурсной комиссии нарушение положений ч. 12 ст. 53 Закона о контрактной системе судом отклоняется.
Так, суд отмечает, что в соответствии с положениями ч. 12 ст. 53 и ч. 5 ст. 53 Закона о контрактной системе, следует, что заявка, являющаяся, по сути, предложением принимающего участие в конкурентной процедуре лица, должна включать предоставляемые участником сведения, установленные по критериям конкурсной документации, и непосредственно предложение в отношении объекта закупки.
Таким образом, вышеуказанная информация (сведения по критериям и предложение) в совокупности и представляет собой то предложение участника закупки, которое по смыслу нормы части 12 статьи 53 Закона о контрактной системе заказчик обязан приложить к протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурентной процедуре.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемый решение ФАС России от 29.09.2016 по делу N К-1550/16 является законным, обоснованным, принято в пределах полномочий административного органа."
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.12.2016 г. по делу N А40-205275/2016-145-1823)
4. Инструкция по заполнению первых частей заявок на участие в Аукционе должна позволять определить каким образом участникам закупки необходимо предоставить конкретные показатели в составе заявки.
Заказчик проводил аукцион на право заключения государственного контракта на оказание услуг по оснащению объектов морского транспорта инженерно- техническими средствами транспортной безопасности.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа, Оператора электронной площадки при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком, Уполномоченным органом Аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
В рамках проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
Согласно приложению "ТХ Материалы" к документации об Аукционе установлены, в том числе следующие требования:
"Шкаф с монтажной панелью:
Материал монтажной панели: листовая нержавеющая сталь 1.4404 (AISI316L);
Монтажные принадлежности ДКС для кабелей:
Соответствие нормам: ТУ 3449-009-47022248-2010".
Комиссия приходит к выводу о том, что положения документации, а также инструкция по заполнению первых частей заявок на участие в Аукционе не позволяет определить каким образом участникам закупки необходимо предоставить конкретные показатели в случае, если требования к ним указываются в скобках.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу что установление указанных требований не позволяет участникам надлежащим образом заполнить заявку на участие в Аукционе, поскольку инструкция не позволяет сопоставить какими именно требованиями технических условий, стандартов и иных документов, участникам закупки следует руководствоваться при указании в своих заявках соответствующих значений показателей товара.
Действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе ненадлежащую инструкцию по заполнению первых частей заявок, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия пришла к выводу о том, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку по указанным основаниям заявки участников Аукциона не отклонялись.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам "Суд также отмечает, что в ходе рассмотрения жалобы ФГУП "УВО Минтранса России" ФАС России в действиях Заказчика установлены нарушения п. 1 и 2 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В рамках проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
Согласно приложению "ТХ Материалы" к документации об Аукционе установлены, в том числе следующие требования: "Шкаф с монтажной панелью: Материал монтажной панели: листовая нержавеющая сталь 1.4404 (AISI316L); Монтажные принадлежности ДКС для кабелей: Соответствие нормам: ТУ 3449-009- 47022248-2010".
Вместе с тем, установлено, что положения документации, а также инструкция по заполнению первых частей заявок на участие в Аукционе не позволяет определить каким образом участникам закупки необходимо предоставить конкретные показатели в случае, если требования к ним указываются в скобках.
Учитывая изложенное, установление указанных требований не позволяет участникам надлежащим образом заполнить заявку на участие в Аукционе, поскольку инструкция не позволяет сопоставить какими именно требованиями технических условий, стандартов и иных документов, участникам закупки следует руководствоваться при указании в своих заявках соответствующих значений показателей товара.
Действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе ненадлежащую инструкцию по заполнению первых частей заявок, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
В рамках проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
Согласно приложению "ТХ Материалы" к документации об Аукционе установлены, в том числе следующие требования: "Шкаф с монтажной панелью:
Материал монтажной панели: листовая нержавеющая сталь 1.4404 (AISI 316L); Монтажные принадлежности ДКС для кабелей: Соответствие нормам: ТУ 3449-009-47022248-2010". Таким образом, положения документации, а также инструкция по заполнению первых частей заявок на участие в Аукционе не позволяет определить каким образом участникам закупки необходимо предоставить конкретные показатели в случае, если требования к ним указываются в скобках.
Учитывая изложенное, установление указанных требований не позволяет участникам надлежащим образом заполнить заявку на участие в Аукционе, поскольку инструкция не позволяет сопоставить какими именно требованиями технических условий, стандартов и иных документов, участникам закупки следует руководствоваться при указании в своих заявках соответствующих значений показателей товара.
Действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе ненадлежащую инструкцию по заполнению первых частей заявок, нарушают п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе."
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.12.2016 г. по делу N А40-176763/2016-153-927)
5. В документации о закупке заказчик не вправе устанавливать требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок конкретные показатели веществ, применяемых при изготовлении товаров.
Заказчик проводил электронный аукцион на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту фонда специального назначения.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 11.04.2016 N 0173100004516000185-1 участнику закупки с порядковым номером заявки "1" (Заявителю) отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с тем, что Заявитель представил в заявке информацию, не соответствующую требованиям документации об Аукционе, а именно по позициям: песок для строительных работ, грунтовка.
Пунктом 1.2 "Инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе" документации об Аукционе установлено, в том числе:
"При заполнении заявки на участие в электронном аукционе участник закупки в части оборудования (материала), используемого в ходе выполнения работ, должен руководствоваться нижеуказанной инструкцией.
Участник закупки предоставляет сведения об оборудовании (материалах), в соответствии с требованиями, установленными в наименовании и описании объекта закупки, и настоящей инструкцией.
При заполнении заявки участник закупки не вправе изменять единицы измерения значений показателей, наименования показателей, установленные в описании объекта закупки. Изменение, не указание или не полное указание участником закупки наименования показателя и (или) единицы измерения значения показателя трактуется комиссией как непредставление сведений о показателе.
Представленные участником закупки значения показателей не должны допускать разночтения и (или) двусмысленного толкования.
Значения показателей, установленные в наименовании и описании объекта закупки, указываются с учетом взаимосвязи значений, характеризующих оборудование (материалы), используемые в ходе выполнения работ.
Предоставляемые участником закупки сведения об оборудовании(материалах) не должны сопровождаться словами (с учетом всех форм и склонений): "эквивалент", "аналог", "должен", "должен быть", "может", "может быть".
Значения показателей не должны содержать следующих слов и знаков: "не более", "не менее", "не выше", "не ниже", "более", "менее", "выше", "ниже", "от", "до", ">", ">", "<", "<", "или", "либо", "/", участником закупки в предложении указывается единственное конкретное значение, если иное не следует из данной инструкции.
Исключения:
Значения показателей "Допускаемая влажность песка", "Содержание угля в песке", "Массовая доля ангидрида серной кислоты" являются неконкретными, изменяемыми и указываются в соответствии с требованиями Заказчика в диапазоне, соответствующем диапазону, указанному Заказчиком, либо в диапазоне, входящем в диапазон, указанный Заказчиком.
Значения показателей "Рабочее давление", "Рабочий вакуум", "Давление срабатывания", "Вакуум срабатывания", "Содержание пылевидных и глинистых частиц", "Содержание серы, сульфидов (кроме пирита) в пересчете на БОз", "Активные минеральные добавки", "Предел прочности при сжатии в возрасте 28 сут.", "Диапазон измерения уровня жидкости", "Погрешность измерения уровня раздела сред", "Погрешность измерения уровня жидкости", "Погрешность измерения плотности", "Диапазон измерения плотности", "Погрешность измерения температуры", "Массовая доля нелетучих веществ", "Теоретический расход", "Толщина сухой плёнки", "Время высыхания до степени 3", "Температурный диапазон работы" являются неконкретными, неизменяемыми и указываются в соответствии с требованиями Заказчика со словами "не превышает", "не более", "не менее", "от", "до", "не выше", "не ниже".
В Приложении N 2 к документации об Аукционе в разделах 21 "Ремонтные работы по выравниванию стяжек цементно-песчаных толщиной 15 мм -150 м2" установлены требования к качественным характеристикам и конкретным показателям используемых материалов, в том числе: Песок для строительных работ. ГОСТ 8736-2014 Содержание пылевидных и глинистых частиц не более 1,5% по массе. Содержание серы, сульфидов (кроме пирита) в пересчете на S03 не более 1,0% по массе; 29 "Огрунтовка металлических поверхностей внутренней стенки резервуара грунтовкой - 501 м2" установлены требования к качественным характеристикам и конкретным показателям используемых материалов, в том числе: Грунтовка. Массовая доля нелетучих веществ не менее 79 и не более 85 %. Теоретический расход не менее 160 и не более 240 г/м2 на 1 слой. Толщина сухой плёнки не менее 100 и не более 150 мкм. Время высыхания до степени 3 не более 24 часов при температуре С.
Комиссия приходит к выводу, что положения документации об Аукционе предусматривают требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели веществ, применяемых при изготовлении указанных товаров и результаты химических испытаний. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара, результатов испытаний.
На основании изложенного, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе неправомерные требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе конкретные показатели веществ, применяемых при изготовлении товаров, результатов испытаний нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Аукционной комиссией неправомерно принято решение об отказе Заявителю, в допуске к участию в Аукционе, что нарушает часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, а также, что документация об Аукционе не содержит надлежащую инструкцию по заполнению заявки на участие в Аукционе, Комиссия приходит к выводу о том, что Аукционной комиссией неправомерно принято решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Таким образом, действия Аукционной комиссии, принявшей решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе, нарушают часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам "Таким образом, положения документации об Аукционе предусматривают требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели веществ, применяемых при изготовлении указанных товаров и результаты химических испытаний.
Как верно установлено судом первой инстанции, указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара, результатов испытаний.
Действия Заказчика, установившего в документации об аукционе неправомерные требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в аукционе конкретные показатели веществ, применяемых при изготовлении товаров, результатов испытаний нарушают п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Аукционной комиссией в нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе принято неправомерное решение об отказе заявителю в допуске к участию в аукционе."
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2016 г. по делу N А40-98034/16)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подготовлен обзор судебной практики по вопросам, связанным с размещением заказов для государственных и муниципальных нужд, за февраль 2017 г.
Заказчик вправе проводить закупку со сроком исполнения контракта только в пределах предусмотренных лимитов бюджетных обязательств.
В документации об электронном аукционе заказчик обязан установить инструкцию по заполнению заявки.
К протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе должны быть приложены предложения участников в отношении объекта закупки.
Инструкция по заполнению первых частей заявок на участие в аукционе должна позволять определить, каким образом участникам необходимо предоставить конкретные показатели в составе заявки.
В документации о закупке заказчик не вправе устанавливать требования к описанию в составе заявок конкретных показателей веществ, применяемых при изготовлении товаров.
Обзор судебной практики по вопросам, связанным с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, февраль 2017)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Лобовым А.Ю.