1. В случае, если заявка участника закупки соответствует требованиям документации о закупке, комиссия заказчика не вправе отказывать такой организации в допуске к участию в закупке.
Заказчиком проведен открытый одноэтапный конкурс в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по анализу и мониторингу закупочной деятельности организаций.
В ФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении указанной закупки.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Оператора, Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.
В нарушение части 1 статьи 2, части 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) заявка участника закупки признана несоответствующей документации о Закупке.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в Закупке от 27.06.2016 N 31603627113-02, заявка Участника закупки признана несоответствующей документации о Закупке в связи с неподтверждением опыта по успешной поставке продукции сопоставимого характера и объема, а также участником процедуры закупки не подтверждено соответствие квалификационным требованиям, установленным в пункте 3.1. Приложения N 1 к информационной карте документации о Закупке.
Вместе с тем, в заявке Участника закупки содержится форма 4 "Справка о наличии опыта", в соответствии с которой Участником закупки представлено и подтверждено 11 договоров оказания услуги.
Кроме того, заявка Участника закупки содержит справку по форме 5, согласно которой Участником закупки представлены специалисты 1 категории в количестве 5 человек, специалисты 2 категории в количестве 5 человек.
Таким образом, заявка Участника закупки полностью соответствует требованиям документации о Закупке.
Согласно части 8 статьи 7.32.3 КоАП, за предъявление требований к участникам закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, к закупаемым товарам, работам, услугам и (или) к условиям договора либо оценка и (или) сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке товаров, работ, услуг, предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 23.12.2016 г. по делу N 223ФЗ-362/16/АК819-16)
2. В документации о закупке заказчик должен установить исчерпывающий перечень требований к участнику закупки.
Заказчиком проведен запрос котировок на выбор организации на поставку бумажной, роликовой, канцелярской и прочей продукции с использованием электронной системы формирования заказа в сети Интернет среди субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП) (далее - Закупка).
В ФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении указанной закупки.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Оператора, Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках (далее - Положение о закупке).
Пунктом 4 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в Документации должны быть указаны место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.
Аналогичное положение установлено пунктом 7.1.3 Положения о закупке.
Вместе с тем, в Документации отсутствует указание на место поставки товара, что противоречит пункту 7.1.3 Положения о закупке и нарушает пункт 4 части 10 стать 4 Закона о закупках.
Кроме того, согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Аналогичный принцип установлен пунктом 1.2 Положения о закупке.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2.1 Документации "Общие требования к участникам запроса котировок, включая деловую репутацию" Участник процедуры закупки должен соответствовать требованиям, в том числе:
1. наличие необходимых лицензий или свидетельств о допуске на поставку товаров, производство работ и оказание услуг, подлежащих лицензированию (регулированию) в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и являющихся предметом заключаемого договора;
2. наличие необходимых сертификатов на Продукцию, являющуюся предметом заключаемого договора, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
3. наличие профессиональной компетентности, финансовых и трудовых (кадровых) ресурсов, оборудования и других материальных возможностей, опыта, необходимого для исполнения договора на поставку Продукции.
Из данной формулировки содержания Документации не представляется возможным определить на поставку какого вида продукции участнику необходимо предоставить в составе заявки лицензию и сертификаты, а также какой профессиональной компетенцией, трудовыми, финансовыми ресурсами, оборудованием и другими материальными возможностями необходимо обладать участнику для исполнения договора.
Кроме того, пунктом 2.2 Документации "Требования к Квалификации Участника запроса котировок" установлено, что Участник должен обладать опытом по реализации аналогичных предмету запроса котировок проектов на общую сумму не менее 5 миллионов рублей, с учетом НДС, за предшествующий календарный год.
Вместе с тем, из Документации не представляется возможным сделать вывод, какой предмет будет признан Заказчиком аналогичным и на какую общую сумму должны быть реализованы проекты, чтобы соответствовать данному требованию.
Таким образом, установленные вышеуказанные требования противоречат пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 1.2 Положения о закупке, что нарушает требования части 1 статьи 2, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Кроме того, согласно пункту 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должна быть указана дата начала и дата окончания срока предоставления участником закупки разъяснений положений документации о закупке.
В соответствии с пунктами 1-1.3 Документации: "Все вопросы должны направляться в электронном виде через личный кабинет на Электронной площадке не позднее, чем за 2 (Два) рабочих дня до даты окончания подачи котировочных заявок. Ответы на заданные вопросы будут публиковаться (без указания компании, задавшей вопрос) в течение 1 рабочего дня на сайте Электронной площадки".
Таким образом, Заказчиком не определена дата начала и дата окончания срока предоставления участником закупки разъяснений, что нарушает пункт 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Согласно части 7 статьи 7.32.3 КоАП, за несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 23.12.2016 г. по делу N 223ФЗ-16/16/АК1061-16)
3. Заказчик должен указать в документации о закупке все сведения, предусмотренные Законом о закупках.
В ФАС России поступила жалоба Заявителя б/д б/н на действия (бездействие) Заказчика при проведении упрощенной закупки на право заключения кредитного соглашения (далее - Упрощенная закупка, Жалоба).
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Оператора, Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке.
Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: 1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика; 2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; 3) требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик; 4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги; 5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота); 6) форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги; 7) порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей); 8) порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке; 9) требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям; 10) формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке; 11) место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки; 12) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке; 13) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Вместе с тем, в нарушение требований Закона о закупках, информация, размещенная при проведении Закупки не содержит сведений, предусмотренных пунктами 9, 10, 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Согласно части 7 статьи 7.32.3 КоАП, за несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 23.12.2016 г. по делу N 223ФЗ-18/16/АК1060-16)
4. В случае установления заказчиком требования о необходимости подтверждения участником закупки опыта оказания услуг, заказчик должен указать какой именно опыт и какие документы должен представить участник закупки.
Заказчиком проведен открытый аукцион в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по организации культурно-массовых, театрально-концертных, фестивальных и других мероприятий (далее - Закупка).
В ФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении указанной закупки.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Оператора, Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг (далее - Положение о закупках).
Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Пунктом 2.1 Документации установлено, что участник должен иметь опыт оказания услуг по предмету аукциона, стоимость которых составляет не менее 20% (двадцати процентов) начальной (максимальной) цены договора без учета НДС, установленной в пункте 3.1 аукционной документации.
Из данной формулировки содержания Документации не представляется возможным определить, по проведению какого именно мероприятия Заказчик будет учитывать опыт представленный участниками закупки в составе заявки.
Также согласно пункту 3 Документации в техническом предложении участника должны быть изложены все условия, соответствующие требованиям технического задания, либо более выгодные для заказчика.
Вместе с тем, в Документации Заказчиком не раскрыты критерии более выгодных условий, что не позволяет участникам закупки определить какие именно условия, предложенные в составе заявки являются выгодными для Заказчика.
Таким образом, установление вышеуказанных требований противоречит пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что нарушает требования части 1 статьи 2, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Согласно части 7 статьи 7.32.3 КоАП, за несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 23.12.2016 г. по делу N 223ФЗ-72/16/АК1063-16)
5. В документации о закупке заказчик должен раскрыть требования к квалификации участников закупки.
Заказчиком проведен открытый запрос предложений на право заключения договора на морские геохимические исследования на лицензионных участках (далее - Запрос предложений).
В ФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении указанной закупки.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Оператора, Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.
1. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
К неизмерямым требованиям к участникам закупочных процедур можно отнести те требования, содержание которых не может быть формализовано и однозначно понятно для всех потенциальных участников закупки, требования, которые не могут быть документально подтверждены и (или) не могут применяться в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика закреплен пунктом 3.2.4 Положения компании о закупках товаров, работ, услуг (далее - Положение о закупке).
В соответствии с Блоком 3 "Информационная карта" документации о Запросе предложений:
Участник закупки (и/или предприятие-изготовитель, предлагаемого Участником закупки товара) должен соответствовать следующим требованиям в отношении системы менеджмента качества:
N |
Требования |
Подтверждающие документы |
1 |
Наличие у Участника закупки системы менеджмента качества изыскательской продукции |
Заверенная копия документа, подтверждающего наличие у Участника закупки системы менеджмента качества изыскательской продукции |
Кроме того, участник закупки должен соответствовать следующим требованиям в отношении действующей системы управления промышленной безопасностью, охраной труда и окружающей среды:
N |
Требования |
Подтверждающие документы |
1 |
Наличие утвержденных политик и/или процедур в области ПБОТОС, в т.ч. в рамках наличия сертифицированной Системы управления ПБОТОС в соответствии с требованиями российских и/или международных стандартов для обеспечения безопасного ведения работ |
Заверенная печатью и подписью уполномоченного лица копия сертификата в области ПБОТОС или иного документа (Положение, Стандарт или другой локальный нормативный документ) подтверждающего наличие системы |
При этом из данного требования документации о Запросе предложений не представляется возможным определить какие документы, подтверждающие наличие у участника закупки системы менеджмента качества изыскательской продукции и какой именно сертификат в области ПБОТОС необходимо представить участникам в составе заявки на участие в Запросе предложений.
Так же, в Блоке 3 "Информационная карта" документации о Запросе предложений, Заказчиком установлено квалификационное требование:
9 |
Наличие на каждое из заявленных Судов действующих до даты окончания по календарному плану полевых работ судовых документов, выданных Классификационным обществом и Государством флага, а так же сертификатов на все аварийно-спасательное имущество и оборудование или в случае окончания срока действия каких-либо из вышеперечисленных документов ранее даты окончания по календарному плану полевых работ - гарантийное письмо о продлении срока действия соответствующих документов до даты окончания по календарному плану полевых работ |
Скан-копии судовых документов и сертификатов на аварийно-спасательное имущество и оборудование, заверенные печатью Участника или письмо Участника, гарантирующее, в случае объявления Участника победителем закупки, продление до даты окончания по календарному плану полевых работ сроков действия судовых документов и сертификатов на аварийно-спасательное имущество и оборудование , срок действия которых истекает ранее даты окончания по календарному плану полевых работ. |
Вместе с тем, из документации о Запросе предложений не представляется возможным определить каким сертификатом необходимо обладать участникам закупки, чтобы соответствовать данному квалификационному требованию, установленному Заказчиком в документации о Запросе предложений.
Учитывая изложенное, установление вышеуказанных требований противоречит пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 3.2.4 Положения о закупке, что нарушает требования части 1 статьи 2, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
2. В соответствии с пунктом 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.
Пунктом 3.6.4 документации о Запросе предложений установлено, что при подготовке заявки участник закупки вправе направить Организатору закупки запрос о разъяснении положений Извещения и/или Документации. Запрос оформляется в соответствии с установленной формой (Блок 5 "Образцы оформления конвертов").
Согласно пункту 10.6.2.1 Положения о закупке, при проведении закупки Поставщик, начиная со дня официального размещения извещения и документации о закупке, вправе направить Заказчику в письменной форме на бланке организации за подписью ее руководителя или иного уполномоченного лица (или в виде электронного документа, подписанного ЭЦП) запрос о разъяснении положений извещения и/или документации о закупке в сроки, установленные в документации о закупке.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации о Запросе предложений дату начала и дату окончания срока предоставления участникам Запроса предложений разъяснений положений документации о Запросе предложений до начала подачи заявок на участие в Запросе предложений, нарушают пункт 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Согласно части 7 статьи 7.32.3 КоАП, за несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 28.12.2016 г. по делу N 223ФЗ-204/16/АК1055-16)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представлен обзор административной практики (практики применения КоАП РФ) в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юрлиц. Указано следующее.
Комиссия заказчика не вправе отказывать организации в допуске к участию в закупке, если заявка соответствует требованиям документации. В последней необходимо установить исчерпывающий перечень требований к участнику. Должны быть указаны все сведения, предусмотренные законодательством. Также целесообразно раскрыть требования к квалификации.
Если вводится требование о подтверждении опыта оказания услуг, то следует указать, какой именно опыт необходим и какие документы должен предоставить участник.
Обзор административной практики (практики применения КоАП РФ) в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, февраль 2017)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Лобовым А.Ю.