Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 24 января 2017 г. N 03-02-08/3210
В Департаменте налоговой и таможенной политики рассмотрены обращения и сообщается следующее.
Налоговые органы вправе проводить в установленном порядке выездные налоговые проверки налогоплательщиков - физических лиц, в том числе за период осуществления налогоплательщиком предпринимательской деятельности (статья 89 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Кодексом не предусмотрено вынесение нескольких решений для проведения выездной налоговой проверки физического лица: в качестве индивидуального предпринимателя и в качестве лица, не осуществляющего предпринимательскую деятельность.
Пунктом 2 статьи 89 Кодекса определены сведения, которые должны содержаться в решении о проведении выездной налоговой проверки, в том числе предмет такой проверки налогоплательщика - физического лица и периоды, за которые проверка проводится. В соответствии со статьей 89 Кодекса приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@ утверждена единая форма решения о проведении выездной налоговой проверки для индивидуального предпринимателя и физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.
Согласно пункту 3 статьи 89 Кодекса выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 25.01.2007 N 95-О-О указал, что налоговому контролю и привлечению к ответственности за выявленные налоговые правонарушения подлежат как организации, так и физические лица независимо от приобретения либо утраты ими специального правового статуса, занятия определенной деятельностью, перехода под действие отдельных налогов или специальных налоговых режимов; налоговый контроль в форме налоговых проверок, а также ответственность за налоговые правонарушения направлены на обеспечение исполнения обязанности по уплате налога или сбора, которая прекращается по основаниям, предусмотренным пунктом 3 статьи 44 Кодекса.
При выявлении налоговым органом в ходе выездной налоговой проверки нарушений законодательства о налогах и сборах документально подтвержденные факты всех выявленных нарушений должны быть отражены в акте выездной налоговой проверки.
Установление факта совершения лицом налогового правонарушения решением налогового органа, вступившим в силу, является основанием для привлечения этого лица к ответственности в соответствии с Кодексом.
Взыскание причитающегося к уплате индивидуальным предпринимателем налога осуществляется в соответствии со статьей 46 Кодекса за счет его денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, которые обладают признаками счета в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Кодекса.
В случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 Кодекса, налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика - индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 Кодекса (пункт 1 статьи 47 Кодекса).
Имущество, на которое последовательно обращается взыскание налога с индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 Кодекса, определено пунктом 5 указанной статьи.
Взыскание налогов с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, осуществляется в порядке, установленном статьей 48 Кодекса.
Пунктом 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" отмечено, что согласно статье 24 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание. Указанная норма закрепляет полную имущественную ответственность физического лица независимо от наличия статуса индивидуального предпринимателя и не разграничивает имущество гражданина как физического лица либо как индивидуального предпринимателя.
Обжалование актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц осуществляется в порядке, установленном главой 19 Кодекса.
Заместитель директора Департамента |
А.А. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснения касаются выездных налоговых проверок.
В частности, указано, что документально подтвержденные факты всех выявленных нарушений должны быть отражены в акте проверки.
Установление факта совершения лицом налогового правонарушения решением налогового органа, вступившим в силу, является основанием для привлечения этого лица к ответственности в соответствии с НК РФ.
При этом Конституционный Суд РФ отметил, что налоговому контролю и привлечению к ответственности за выявленные налоговые правонарушения подлежат как организации, так и физические лица независимо от приобретения либо утраты ими специального правового статуса, занятия определенной деятельностью, перехода под действие отдельных налогов или специальных налоговых режимов.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 24 января 2017 г. N 03-02-08/3210
Текст письма опубликован в журнале "Акты и комментарии для бухгалтера", апрель 2017 г., N 4