Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 930605-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" ("О внесении изменения в статью 173 Жилищного кодекса Российской Федерации")
(второе чтение)
Досье на проект федерального закона
В проектируемом изменении части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) (пункт 1 статьи 1 проекта) предлагается, по сути, приравнять лицо, указанное в пункте 2 части 2 статьи 153 Кодекса (лицо, принявшее от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче) к собственнику жилого помещения в части уплаты взноса на капитальный ремонт. Обращаем внимание, что данное положение вступает в противоречие со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, и частью 1 статьи 158 Кодекса, согласно которой собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Кроме того, следуя логике предлагаемого к дополнению положения, в статье 154 Кодекса также должны быть определена структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги для всех лиц, указанных в части 2 статьи 153 Кодекса.
Согласно новой части 5 статьи 166 Кодекса работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме могут включать в себя работы, отнесенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности к реконструкции объектов капитального строительства, в связи с чем отмечаем, что Градостроительный кодекс Российской Федерации разграничивает понятия "реконструкция объектов капитального строительства" и "капитальный ремонт объектов капитального строительства" (см. статью 1).
В пункте 3 статьи 1 проекта предлагается дополнить часть 1 статьи 170 Кодекса положением, согласно которому средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 Кодекса, образуют фонд капитального ремонта. В связи с этим обращаем внимание, что согласно статье 174 Кодекса установлены положения, определяющие использование средств фонда капитального ремонта. Кроме того, собственники помещений в многоквартирном доме наделены правом выбора способа формирования указанного фонда (на специальном счете или на счете регионального оператора).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "В пункте 3 статьи 1" следует читать "В пункте 2 статьи 1"
С учетом этого рассматриваемые проектируемые положения не соотносятся с нормами статьи 191 Кодекса в части предоставления финансовой поддержки в порядке и на условиях, которые предусмотрены соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами. В этом случае условия предоставления финансовой поддержки, определенные Кодексом (на финансирование услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, в том числе в многоквартирных домах, не подлежащих включению в региональную программу в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации), не соответствуют возможностям использования средств фонда капитального ремонта (например, на разработку проектной документации, погашение кредитов, займов и др).
Законопроектом (подпункт "б" пункта 4 статьи 1) предлагается установить положение о необходимости погашения собственниками помещений в многоквартирном доме задолженности по оплате взноса на капитальный ремонт в пятимесячный срок в случае, если размер фактически поступивших взносов меньше 50% размера представленных к оплате счетов. На наш взгляд, принятие этой нормы приведет к ухудшению положения граждан по сравнению с существующим порядком согласно действующей норме. Кроме того, частью 7 статьи 189 Кодекса предусмотрено, что органом местного самоуправления принимается решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на специальном счете и его формировании на счете регионального оператора, если собственники не проводят капитальный ремонт в срок, установленный региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Замечания редакционного, юридико-технического и лингвостилистического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.