Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ 22 апреля 2016 г. N 5.1-01/1063
по проекту федерального закона N 902889-6 "О внесении изменений в статьи 153.1 и 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации",
принятому Государственной Думой 19 апреля 2016 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона (N 902889-6) был внесен в Государственную Думу Верховным Судом Российской Федерации 14 октября 2015 года под наименованием "О внесении изменений в статью 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации".
Федеральный закон направлен на расширение возможности непосредственного участия лиц в судебных заседаниях путем использования систем видеоконференц-связи по рассматриваемым арбитражным судом делам.
Федеральный закон вносит изменения в статью 153.1 и статью 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), согласно которым лица, участвующие в деле, иные участники арбитражного процесса могут участвовать в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи не только в арбитражных судах, но и в судах общей юрисдикции. При этом в случае, если судом, при содействии которого лицо, участвующее в деле, и иные участники арбитражного процесса могут участвовать в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, является суд общей юрисдикции, арбитражный суд, рассматривающий дело, выносит определение о проведении такого судебного заседания в соответствии со статьями 184 и 185 АПК РФ. Копия определения арбитражного суда направляется в суд общей юрисдикции, который обеспечивает проведение судебного заседания путем использования систем видеоконференц-связи в соответствии со статьей 155.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
Федеральный закон регулирует отношения, которые в соответствии с пунктом "о" (арбитражно-процессуальное законодательство) статьи 71 Конституции Российской Федерации относятся к ведению Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации, в том числе положениям о правах и свободах человека и гражданина, и согласуется с системой федерального законодательства.
Вместе с тем обращаем внимание на следующее.
Федеральный закон не предусматривает положения об обязательности составления судом общей юрисдикции, осуществляющим организацию видеоконференц-связи, протокола судебного заседания, а также о его направлении вместе с материальным носителем видеозаписи судебного заседания в арбитражный суд, рассматривающий дело. В то же время часть 4 статьи 153.1 и часть 2 статьи 74 АПК РФ предусматривают обязательность составления протокола арбитражным судом, осуществляющим организацию видеоконференц-связи, а также его направление вместе с материальным носителем видеозаписи в арбитражный суд, рассматривающий дело. Это обусловлено тем, что выполняя судебное поручение в порядке статьи 73 АПК РФ арбитражный суд, осуществляющий организацию видеоконференц-связи, на основании части 3 статьи 153.1 АПК РФ проверяет явку и устанавливает личность явившихся лиц, проверяет их полномочия и выясняет вопрос о возможности их участия в судебном заседании, что в силу статьи 63 АПК РФ является основанием для занесения названных сведений в протокол судебного заседания.
Согласно части 3 статьи 155.1 ГПК РФ суд общей юрисдикции, обеспечивающий участие в судебном заседании лиц, участвующих в деле, путем использования систем видеоконференц-связи также как и арбитражный суд проверяет явку и устанавливает личность явившихся лиц, а статья 229 ГПК РФ предусматривает обязательность указания в протоколе судебного заседания сведений о явке лиц, участвующих в деле, их представителей.
В связи с этим полагаем, что отсутствие положения о составлении судом общей юрисдикции, осуществляющим организацию видеоконференц-связи, протокола судебного заседания, а также о его направлении вместе с материальным носителем видеозаписи судебного заседания в арбитражный суд, рассматривающий дело, свидетельствует об отсутствии единообразия применения процессуальных норм.
Внутренняя логика Федерального закона соблюдена, противоречия между его структурными частями и нормами не выявлены.
Правовым последствием вступления Федерального закона в силу явится расширение возможности участия в судебном заседании по рассматриваемым арбитражным судом делам путем использования систем видеоконференц-связи не только в арбитражных судах, но и в судах общей юрисдикции, что обеспечивает доступность правосудия.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не содержит вопросов, предусмотренных статьей 106 Конституции Российской Федерации. Рассмотрение Федерального закона может быть начато не позднее 4 мая 2016 года.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 14 июня 1994 года N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу Федеральных конституционных законов, Федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Е.В. Бушмину, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.В. Яцкину.
Временно |
Л.В. Наплёков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.