Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 25 января 2017 г. N 5.1-01/156
на проект федерального закона N 38706-7 "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Корейской Народно-Демократической Республикой о взаимной правовой помощи по уголовным делам",
принятому Государственной Думой 20 января 2017 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона внесён в Государственную Думу Президентом Российской Федерации 28 ноября 2016 года (N 38706-7).
Федеральным законом предусматривается ратификация Договора между Российской Федерацией и Корейской Народно-Демократической Республикой о взаимной правовой помощи по уголовным делам, подписанного в городе Пхеньяне 17 ноября 2015 года.
Согласно Договору Стороны обязуются в соответствии с положениями Договора оказывать друг другу взаимную правовую помощь по уголовным делам. В соответствии с Договором правовая помощь оказывается, если деяние, в связи с которым поступил запрос, является уголовно наказуемым согласно законодательству обеих Сторон. Также согласно Договору запрашиваемая Сторона может по своему усмотрению оказать правовую помощь в случае, если деяние, в связи с которым поступил запрос, не является уголовно наказуемым по ее законодательству (статья 1).
Договором определены центральные органы Сторон, в частности, со стороны Российской Федерации - Министерство юстиции Российской Федерации - по вопросам, связанным с деятельностью судов Российской Федерации; Генеральная прокуратура Российской Федерации - по всем иным вопросам оказания правовой помощи (статья 3). Договором установлены: объем правовой помощи (статья 2); форма и содержание запроса о правовой помощи (статья 4); основания отказа и отсрочки в оказании правовой помощи (статья 6);
гарантии, предоставляемые вызываемому лицу (статья 15); порядок передачи на время лиц, содержащихся под стражей (статья 16).
Статьёй 15 Договора установлено, что лицо, вызванное в компетентный орган запрашивающей Стороны, не может быть привлечено к уголовной или административной ответственности, взято под стражу или подвергнуто наказанию за деяние, совершенное до въезда на территорию запрашивающей Стороны. Исключением из названного правила являются случаи, если лицо, вызванное в компетентный орган запрашивающей Стороны, имея возможность покинуть территорию запрашивающей Стороны, не сделало этого в течение 30 дней со дня вручения ему письменного уведомления о том, что его присутствие перестало быть необходимым для соответствующего компетентного органа или, покинув эту территорию, впоследствии возвратилось на нее.
Договор подлежит ратификации на основании подпунктов "а" и "б" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", так как содержит правила иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации. Так, согласно положению подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Договора в оказании правовой помощи может быть отказано, в случае если исполнение запроса о правовой помощи может нанести ущерб суверенитету, безопасности, публичному порядку или иным существенным интересам запрашиваемой Стороны. Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации указанное основание для отказа в оказании правовой помощи не предусмотрено. Кроме того, Договор содержит нормы, предметом регулирования которых являются основные права и свободы человека и гражданина.
Договор и Федеральный закон соответствуют Конституции Российской Федерации. Договор согласуется с международными обязательствами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Договора он вступает в силу по истечении тридцати дней с даты получения по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления Сторон о выполнении ими внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.
Отмечаем, что в тексте Договора содержатся следующие опечатки: в подпункте 5 пункта 3 статьи 7 пропущено окончание в слове "возврат", должно быть - "требование о возврате оригиналов документов"; в пункте 2 статьи 11 пропущено окончание в слове "запрос", должно быть - "Исполнение запроса о правовой помощи".
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, проведена антикоррупционная экспертиза, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Федеральный закон согласно пункту "г" статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, которое должно быть начато не позднее 6 февраля 2017 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителям Председателя Совета Федерации И.М.-С. Умаханову, Е.В. Бушмину, Ю.Л. Воробьеву, председателю Комитета Совета Федерации по международным делам К.И. Косачеву, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, председателю Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности В.А. Озерову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.В. Яцкину
Временно |
Л.В. Наплёков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.