Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина
1.1. Данные о количестве нарушений в графе 1 и актов реагирования в графах 2, 5, 6, 9, 12 и 13 отражаются в отчете после направления адресатам протестов, исков (заявлений), представлений, предостережений, материалов для решения вопроса об уголовном преследовании.
1.2. Сведения о результатах рассмотрения актов реагирования в графах 3, 4, 7, 8, 10, 11 и 14 отражаются после получения письменного подтверждения, в том числе посредством почтовой, электронной, факсимильной связи.
1.3. С учетом длительности процедуры составления (изготовления) решения суда в полном объеме по гражданскому, административному либо арбитражному делу основанием для его учета в графах 7 и 8 может быть рапорт (справка, информация) участвующего в деле прокурора с приложением копии резолютивной части решения.
1.4. К сообщению о принятых по представлению прокурора мерах и о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц должна прилагаться копия приказа о наложении дисциплинарного взыскания или сообщение об объявлении замечания или выговора в устной форме в порядке, установленном статьей 192 Трудового кодекса Российской Федерации.
1.5. Основанием для включения в графу 14 данных о возбужденных по инициативе прокурора уголовных делах является поступившая в прокуратуру копия постановления о возбуждении уголовного дела.
1.6. В случае поступления к прокурору в течение отчетного периода официальной информации об отмене решения суда об удовлетворении требований прокурора либо определения о прекращении дела ввиду добровольного удовлетворения требований прокурора, об отмене приказа о наложении дисциплинарного взыскания, либо постановления о назначении административного наказания, об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, либо о прекращении уголовного дела по пунктам 1 и 2 части 1 статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) показанные ранее в разделе 1 сведения корректируются.
1.7. Сведения о результатах рассмотрения актов прокурорского реагирования отражаются в отчете за тот период, когда прокурор получил соответствующую информацию об этом. Например, отклоненный в данный отчетный период протест должен быть учтен в отчете вне зависимости от даты его принесения.
1.8. Количество выявленных нарушений законов определяется числом нарушенных статей нормативного акта или частей статьи нормативного акта, если каждая из них содержит самостоятельное требование.
Если прокурором установлены нарушения федерального закона и закона субъекта Российской Федерации, содержащих тождественную норму, то такие нарушения учитываются как одно.
1.9. Если вскрываются те же нарушения закона при повторной проверке, они отражаются как самостоятельные.
1.10. В случае выявления нескольких нарушений, для устранения которых приносится один акт реагирования, он показывается в строке, в которой учитывается наиболее существенное нарушение.
1.11. В графе 2 "Принесено протестов" отражаются сведения о протестах, принесенных прокурором на выявленные в процессе проверок незаконные правовые акты, к числу которых относятся конституции, уставы, законы субъектов Российской Федерации, положения, инструкции, приказы, решения, постановления, распоряжения и иные правовые акты, которые содержат обязательные предписания (правила поведения), влекущие юридические последствия.
Протесты, принесенные на незаконные и (или) необоснованные постановления органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях (включая постановления судов), а также на постановления судебных приставов-исполнителей, также отражаются в графе 2.
1.12. В графе 5 "Направлено исков (заявлений) в суд общей юрисдикции, в арбитражный суд" учитываются подготовленные по материалам проверок исполнения законов, а также по материалам уголовных дел иски в интересах граждан, государства и общества, заявления об отмене или признании недействительными выявленных незаконных правовых актов (в том числе и в случае необоснованного отклонения протеста либо его нерассмотрения в установленный срок), направленные прокурором в суд общей юрисдикции или в арбитражный суд, а также заявления о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и об оспаривании решений о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, направленные прокурором в арбитражный суд.
1.13. Иски, направленные в суд Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителями, прокурорами субъектов Российской Федерации и приравненными к ним прокурорами специализированных прокуратур по представлениям и материалам нижестоящих прокуроров, направленным ими по результатам проверок, независимо от того, каким подразделением в Генеральной прокуратуре Российской Федерации или прокуратуре субъекта Российской Федерации осуществлялась подготовка проекта искового заявления, вносятся в отчет прокурором, который направил исковое заявление в суд.
1.14. В случае обращения прокурора в арбитражный суд с иском о признании сделки недействительной или о применении последствий недействительности ничтожной сделки сумма, в которую оценена сделка, в графах 6 и 8 не показывается. Также не учитывается в них сумма, в которую оценено имущество, по иску о признании имущества бесхозяйным.
1.15. В графе 10 "По представлению прокурора привлечено лиц к дисциплинарной ответственности" отражаются данные о лицах, привлеченных к дисциплинарной ответственности по представлению прокурора.
Лицо, которому приказ о применении дисциплинарного взыскания объявляется в период проведения прокурорской проверки, но до внесения прокурором представления, в графе 10 не учитывается.
1.16. В графе 11 "По постановлению (заявлению в арбитражный суд) прокурора привлечено лиц к административной ответственности" учитываются лица, привлеченные к административной ответственности по постановлению прокурора, вынесенному в порядке статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), а также юридические лица и индивидуальные предприниматели, решение о привлечении которых к административной ответственности вынесено арбитражным судом по заявлению прокурора в порядке статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
1.17. Освобожденные от административной ответственности в порядке статьи 2.9 КоАП РФ лица, дела которых прекращены в связи с малозначительностью, в графе 11 не учитываются.
1.18. При рассмотрении судьей в порядке части 2 статьи 4.4 КоАП РФ нескольких дел об административном правонарушении, возбужденных прокурором в отношении одного лица, в графе 11 это лицо показывается по числу возбужденных прокурором дел (при условии, что по всем делам суд усмотрит основания для назначения наказания).
1.19. В графе 12 "Предостережено лиц о недопустимости нарушения закона" учитываются предостережения, направленные с учетом требований статьи 25.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации".
Графа 1 "Выявлено нарушений закона" при этом не заполняется.
1.20. При разнесении данных по строкам раздела следует руководствоваться следующими правилами.
Данные о надзорной деятельности указываются в строке 1 "Итого" и разносятся в строках 2-33 в зависимости от того, в какой отрасли законодательства или в какой сфере правоотношений выявлены нарушения, а также в строках 34-43 - в зависимости от того, в каком органе власти или управления либо в какой организации выявлены нарушения.
Любое выявленное нарушение должно быть отнесено лишь к одной из выделенных сфер законодательства: экономике, охране окружающей среды и природопользованию, соблюдению прав и свобод человека и гражданина - либо к иному законодательству.
1.21. В строках 2-13 "В сфере экономики" отражаются результаты работы по надзору за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов указанными в статье 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" органами в сфере экономических правоотношений.
1.22. В строке 7 "О бюджете" учитываются нарушения требований Бюджетного кодекса Российской Федерации и основанных на его положениях правовых актов, допущенные участниками бюджетного процесса, бюджетными учреждениями, получателями бюджетных инвестиций, бюджетных субсидий и т.д.
1.23. Данные о направлении материалов в порядке пункта 2 части 2 статьи 37 УПК РФ по фактам хищений бюджетных средств (средств, выделенных из бюджета на условиях, определенных бюджетным законодательством), а также в связи с должностными преступлениями, совершенными в отношении их, показываются в графе 13 "Направлено материалов для решения вопроса об уголовном преследовании в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ" строки 7 "О бюджете".
В случае, если способом хищения либо совершения должностного преступления явилось нарушение законодательства о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, соответствующие данные отражаются в строке 8 "О закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
1.24. При заполнении строк 14-20 "В области охраны окружающей среды и природопользования" следует учитывать, что в них подлежат отражению данные о результатах надзора за исполнением законов в экологической сфере федеральными органами исполнительной власти, представительными и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие экологическому законодательству принимаемых названными органами и лицами правовых актов.
1.25. В строках 21-32 "В сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина" учитываются показатели работы прокурора по надзору за соблюдением политических, трудовых, жилищных, пенсионных и иных прав граждан федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
1.26. Указанные в строках 3-13, 15-20 и 22-32 перечни отраслей законодательства, относящиеся соответственно к сфере экономики, охраны окружающей среды и сфере соблюдения прав граждан, не являются исчерпывающими. Поэтому общее число нарушений, выявленных, например, в сфере экономики, может быть больше, чем показано в строках 3-13.
1.27. Нарушения, затрагивающие права и интересы несовершеннолетних, а также выявленные в сферах законодательства о жилищно-коммунальном хозяйстве, об исполнительном производстве, о безопасности дорожного движения, о промышленной и пожарной безопасности, о государственной и муниципальной службе, разносятся по общим правилам в строках 2-33 и 34-43, а также дополнительно показываются в специально выделенных строках 44, 59, 60, 61, 63, 66 и 68 по принадлежности.
В случае, если нарушение закона относится к нескольким из специально выделенных строк, оно отражается во всех таких строках.
1.28. В строке 33 "Иное законодательство" показываются нарушения требований законодательства, которые непосредственно не затрагивают права физических или юридических лиц либо которые невозможно отнести к сферам экономики и экологии (например, невыполнение требований прокурора, влекущее административную ответственность по статье 17.7 КоАП РФ, предоставление государственным служащим недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, отсутствие сведений об исполнителях и сроках выполнения в решениях, принимаемых на заседаниях антитеррористических комиссий, и т.п.).
Выявленные прокурором нарушения требований статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" и статьи 4 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" также учитываются в строке 33. Поскольку названные статьи содержат идентичное требование, выявленное нарушение в отчете показывается один раз.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" и статьи 4 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ" имеется в виду "Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" и статьи 4 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ"
1.29. В строке 34 "В федеральных органах исполнительной власти, их территориальных подразделениях в федеральных округах" отражается деятельность Генеральной прокуратуры Российской Федерации (в том числе ее управлений в федеральных округах) по надзору за исполнением законов непосредственно федеральными органами исполнительной власти, а также их территориальными органами в федеральных округах.
1.30. Прокурор субъекта Российской Федерации или приравненный к нему прокурор специализированной прокуратуры заполняет строку 34 "В федеральных органах исполнительной власти, их территориальных подразделениях в федеральных округах" в случае проведения проверки в этих органах по поручению Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
1.31. В строке 35 "В территориальных подразделениях федеральных органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации" отражается деятельность прокуратуры субъекта Российской Федерации и приравненной к ней транспортной и иной специализированной прокуратуры по надзору за исполнением законов межрегиональными территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти и территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации.
1.32. В строке 36 "В территориальных подразделениях федеральных органов исполнительной власти в городах и районах" отражается деятельность прокурора города, района и приравненных к ним прокуроров по надзору за исполнением законов территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти в городах и районах.
1.33. В строке 38 "В органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации" учитываются результаты проверок исполнения законов в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также в их территориальных органах, если таковые имеются.
1.34. В строке 41 "В органах МВД России" отражается деятельность органов прокуратуры всех уровней по надзору за исполнением законов органами внутренних дел. Данные сведения разносятся, кроме этого, в соответствующих строках с 34 по 36.
1.35. В строке 43 "Иные организации и лица" учитываются нарушения, выявленные в деятельности не показанных в строках 34-42 учреждений образования, здравоохранения, иных некоммерческих государственных и муниципальных учреждений и организаций, общественных организаций, физических лиц и т.д.
1.36. В строке 49 "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в графе 11 в числе лиц, привлеченных к административной ответственности по постановлению прокурора, учитываются привлеченные по статье 5.35 КоАП РФ родители и иные законные представители несовершеннолетних за неисполнение ими обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних.
В этой же строке в графе 13 в числе материалов, направленных в правоохранительные органы в порядке пункта 2 части 2 статьи 37 УПК РФ для решения вопроса об уголовном преследовании, учитываются лица, в отношении которых прокурором ставится вопрос о привлечении к уголовной ответственности по статье 156 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего и по статье 157 УК РФ за неуплату средств на содержание детей.
1.37. В строке 51 "О жилищных правах детей-сирот" отражается деятельность органов прокуратуры по надзору за соблюдением установленных статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
Принимаемые прокурором меры в защиту жилищных прав лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но достигших на момент проверки 23 лет, также учитываются в строке 51.
1.38. При заполнении показателей в строках 52-58 "В учреждениях, осуществляющих деятельность, связанную с несовершеннолетними" необходимо иметь в виду следующее.
К органам образования относятся все учебные заведения, органы управления образованием всех уровней - от Министерства образования и науки Российской Федерации до органов образования на местах, специальные воспитательные и интернатные учреждения системы образования (детские дома, интернаты, школы-интернаты, интернатные учреждения для детей и подростков, имеющих отклонения в умственном и физическом развитии, интернатные учреждения для детей и подростков, совершивших общественно опасные деяния, коррекционные учреждения всех видов).
К органам социальной защиты и здравоохранения относятся органы управления и учреждения этой системы, в том числе специализированные учреждения социальной защиты (социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей и подростков, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и т.п.) и специализированные учреждения здравоохранения (дома ребенка, приюты, дома инвалидов и т.п.).
К органам МВД относятся все подразделения органов внутренних дел.
1.39. В строке 59 "В сфере жилищно-коммунального хозяйства" отражается деятельность органов прокуратуры по обеспечению надзора в сферах жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса (в части, относящейся к жилищно-коммунальному хозяйству). В ней учитываются выявленные прокурором нарушения в сфере экономики в части:
регулирования и применения цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги, в том числе правовые акты об их установлении, изменении или отмене;
использования финансовых ресурсов в сферах жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса, в том числе выделяемых из бюджетов различных уровней, собственных средств организаций данных сфер, а также платежей граждан и юридических лиц за предоставляемые им услуги;
подготовки и прохождения отопительного сезона (готовность объектов жизнеобеспечения, наличие установленных запасов топлива, своевременность начала отопительного сезона, аварийные ситуации и устранение их последствий);
деятельности организаций жилищно-коммунального и топливно-энергетического комплексов (обслуживание территорий и коммуникаций, реализация производственных и инвестиционных программ, использование финансовых средств, в том числе поступивших в виде платежей граждан, раскрытие информации о своей деятельности, технологическое присоединение к инженерным сетям, финансовая дисциплина при расчетах за потребленные ресурсы);
модернизации жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса (техническое состояние и ремонт централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, подключение и отключение многоквартирных домов от сетей коммунальной инфраструктуры);
энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
реализации адресных программ многоквартирных жилых домов и переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в части вопросов финансирования и строительства домов и коммуникаций;
капитального ремонта жилых домов, объектов электроэнергетики и теплоснабжения и т.д.
В этой строке также учитываются выявленные прокурором нарушения в сфере соблюдения прав граждан в части:
управления многоквартирными домами (создание ТСЖ, ЖК, ЖСК, лицензирование управляющих компаний, выбор управляющей организации, проведение общих собраний собственников жилых помещений, установление и применение размера платы за содержание и ремонт жилых помещений и т.п.);
оказания коммунальных услуг, исполнения договоров на предоставление гражданам коммунальных услуг (качество услуг, размер взимаемой платы, иные права потребителей), приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг в отдельных жилых помещениях;
содержания и обслуживания общего имущества многоквартирных домов, внутриквартирного оборудования, приборов учета коммунальных услуг и т.д.
1.40. В строке 60 "В сфере обеспечения промышленной безопасности" отражается деятельность органов прокуратуры по обеспечению надзора в сфере промышленной безопасности. В ней учитываются выявленные прокурором нарушения при производстве и использовании топливно-энергетических ресурсов, обеспечении безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, нефтехимической и металлургической промышленности, безопасности при использовании атомной энергии, безопасности электрических тепловых установок и сетей, нарушения при осуществлении технологического и атомного надзора и т.д.
1.41. В строке 61 "В сфере законодательства об исполнительном производстве" отражается деятельность органов прокуратуры по надзору за исполнением судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". Деятельность по осуществлению надзора за исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации учитывается только в случаях их исполнения в соответствии с указанным законом, а не в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Материалы, направленные для возбуждения уголовного дела в порядке пункта 2 части 2 статьи 37 УПК РФ по фактам неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (статья 156 УК РФ) и неуплаты средств на содержание детей (статья 157 УК РФ), не показываются в строках 61 и 62.
1.42. В строке 63 "В сфере обеспечения безопасности дорожного движения" отражается деятельность органов прокуратуры по обеспечению надзора в сфере безопасности дорожного движения. В ней учитываются выявленные прокурором нарушения законодательства:
при проектировании, строительстве, ремонте, реконструкции и содержании дорог на территории Российской Федерации;
об исполнительном производстве и административных правонарушениях в области дорожного движения;
об образовании и образовательной деятельности в сфере подготовки водителей транспортных средств;
в сфере обучения граждан правилам безопасного поведения на автомобильных дорогах и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма;
в сфере медицинского обеспечения безопасности дорожного движения;
в сфере соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом, требований действующего законодательства (трудового, о лицензировании, о страховании гражданской ответственности и др.);
при обеспечении безопасности движения поездов и обслуживании пассажиров в метрополитенах;
в сфере организации государственного надзора и контроля в области обеспечения безопасности дорожного движения;
об организации транспортного обслуживания населения автомобильным и общественным транспортом;
при обеспечении транспортной безопасности в сфере автомобильного транспорта и дорожной деятельности и др.
1.43. При заполнении строки 67 "В сфере обеспечения пожарной безопасности в местах пребывания людей" необходимо иметь в виду, что к местам пребывания людей относятся жилые, общественные и производственные здания, образовательные, медицинские, культурно-развлекательные учреждения, специализированные учреждения социального обслуживания граждан, физкультурно-оздоровительные и спортивные сооружения, торговые комплексы, рынки и магазины, организации общественного питания, здания, расположенные в парках и зонах отдыха, и т.п.
Если в результате пожара, произошедшего в парке либо зоне отдыха, ущерб нанесен природным объектам (лесам, почве и т.п.), нарушения закона учитываются кроме строки 67 также в строке 19 "О лесопользовании".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.