1. Заказчик неправомерно изменил существенные условия контракта при его исполнении.
ФАС России проведена внеплановая проверка закупки на основании пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе по обращению заявителя, указавшего, что заказчик неправомерно изменил существенные условия контракта при его исполнении.
Комиссией ФАС России по контролю в сфере закупок установлено, что заказчиком неправомерно изменен срок выполнения работ, являющийся существенным условием исполнения контракта.
Предписание не выдано в связи отсутствием полномочий у контрольного органа по выдаче предписания, направленного на устранение выявленного нарушения. По итогам проведения проверки переданы материалы для возбуждения дела об административном правонарушении по части 4 статьи 7.32 КоАП.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 16.01.2017 N ВП-14/17
(номер извещения 0342100017716000001)
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком, Аукционной комиссией Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно изменившего существенные условия контракта при его исполнении.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 13.09.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 69 835 000 рублей;
4) на участие в Аукционе подана 1 заявка от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущен 1 участников закупки;
6) в соответствии с частью 8 статьи 67 Закона о контрактной системе Аукцион признан не состоявшимся.
7) государственный контракт заключен 07.10.2016 с ООО "***" по цене 69 835 000 рублей.
Согласно доводу обращения Заявителя, Заказчик неправомерно заключил дополнительное соглашение к государственному контракту от 17.10.2016 N ЭА-МО 01/16 изменяющие существенные условия контракта, а именно изменил объём выполнения работ, предусмотренных контрактном, более чем на 10%, кроме того, Заказчик незаконно продлил срок выполнения работ до 30.04.2017.
Согласно части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 Закона о контрактной системе и статьей 95 Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 95 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень случаев изменения существенных условий контракта, в случае если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом.
Подпунктом "б" части 1 статьи 95 Закона о контактной системе установлено, что изменение существенных условий контракта возможно, в случае, если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара.
В пункте 7.4 документации об Аукционе установлено, что изменение существенных условий контракта не допускается, за исключением их изменения с учетом части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
В пункте 1.4 проекта контракта документации об Аукционе установлено, что срок выполнения работ: с даты, следующей за днем заключения настоящего Контракта по 20.12.2016.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в процессе производства работ по устройству котлована в границах застройки было выявлено свайное поле, что привело к приостановке строительства здания. В связи с данными непредвиденными обстоятельствами необходимо было выполнить дополнительный объём работ, что привело к заключению между Заказчиком и ООО "***" дополнительного соглашения. Таким образом, 07.11.2016 между сторонами было заключено дополнительное соглашение к государственному контракту от 17.10.2016 N ЭА-МО 01/16, согласно которому изменен объём работ и сроки выполнения работ. Представители Заказчика также пояснили, что объём работ изменен по соглашению сторон не более чем на 10%, что предусмотрено положениями Закона о контрактной системе, также изменен срок окончания выполнения работ - 30.04.2017.
Кроме того, Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств, подтверждающих что объём выполнения работ, предусмотренных контрактном изменен более чем на 10%.
Вместе с тем, Заказчиком при исполнении контракта от 17.10.2016 N ЭА-МО 01/16 изменен срок исполнения работ, являющийся существенным условием контракта, что нарушает часть 1 статьи 95 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16, Комиссия решила:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что Заказчиком по результатам проведения Аукциона заключен государственный контракт, предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
3. Передать материалы дела от 16.01.2017 N ВП-14/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
2. Проведена проверка объема закупок, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
ФАС России проведена внеплановая проверка закупки на основании пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе по обращению заявителя, указавшего, что заказчиком в 2015 году превышен годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок, проведя проверку, нарушений Закона о контрактной системе не выявила.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 20.01.2017 N П-4/17
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
По мнению Заявителя, Заказчиком в 2015 году превышен годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Заявителем 18.01.2017 на заседании Комиссии заявлены доводы, выразившиеся в следующем:
- Заказчиком не размещена информация об осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе в плане-графике;
- Заказчиком нарушены условия оплаты по контракту от 30.12.2015 N 155-ЦА-2016/СНРПМ-1 на оказание услуг по эксплуатации административного здания Росстата на 2016 г. (номер реестровой записи контракта - 1770823464015000134).
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении вышеназванных закупок, Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
1. Согласно пункту 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком, в том числе, в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.
На заседании Комиссии представителем Заказчика представлена информация, в соответствии с которой размер годового объема закупок, осуществленных Заказчиком в 2015 году на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе равен 33 700 116, 20 рублей, что составляет 1,5% от совокупного годового объема закупок Заказчика за 2015 год.
Таким образом, довод Заявителя, выразившийся в превышении Заказчиком в 2015 году годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль за соответствием информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика осуществляют федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами.
Таким образом, довод Заявителя в отношении неразмещения информации в плане-графике не может быть рассмотрен Комиссией ФАС России в рамках имеющихся полномочий.
3. В соответствии с частью 3 статьи 103 Закона о контрактной системе информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе, направляется заказчиками в указанный орган в течение трех рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
На заседании Комиссии установлено, что обязательства по контракту от 30.12.2015 N 155-ЦА-2016/СНРПМ-1 полностью исполнены сторонами 31.12.2016, при этом информация об оплате контракта направлена Заказчиком в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в регламентированный Законом о контрактной системе срок, а именно 11.01.2017.
При этом в силу части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в отношении применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта; своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги; соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Таким образом, довод Заявителя о нарушении Заказчиком условий оплаты по контракту от 30.12.2015 N 155-ЦА-2016/СНРПМ-1 на оказание услуг по эксплуатации административного здания Росстата на 2016 г. (номер реестровой записи контракта - 1770823464015000134) не может быть рассмотрен Комиссией ФАС России в рамках имеющихся полномочий.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16, Комиссия решила признать действия Заказчика соответствующими Закону о контрактной системе.
3. О заключении контракта с участником, занявшим 2 место по итогам проведения электронного аукциона.
ФАС России проведена внеплановая проверка на основании пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе по обращению заказчика, указавшего на то, что оператор электронной площадки неправомерно не обеспечивает возможность подписания проекта контракта с участником аукциона, занявшим 2 место.
Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок, проведя внеплановую проверку действий оператора электронной площадки, установила, что возможность подписания контракта со стороны заказчика заблокирована в целях обеспечения возможности победителя аукциона (участника, занявшего 1 место) воспользоваться правом на обжалование действий заказчика, отказавшегося от заключения с ним контракта.
Комиссия не выявила в указанных действиях оператора электронной площадки нарушений, а также пришла к выводу, что подписание контракта с участником аукциона, занявшим 2 место (при его согласии), осуществляется не ранее десяти дней с даты признания победителя аукциона (занявшего 1 место) уклонившимся от заключения контракта.
Следует отметить, что ФАС России неоднократно выражает позицию, согласно которой в целях обеспечения возможности победителю электронного аукциона воспользоваться правом на обжалование действий заказчика, отказавшегося от заключения контракта, оператору электронной площадки целесообразно блокировать заказчику возможность подписания контракта с участником аукциона, занявшим 2 место, в течение десяти дней с даты признания победителя уклонившимся от заключения контракта.
Данная позиция в том числе отражена в пункте 4 письма ФАС России от 17.09.2014 N АЦ/37487/14.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 25.01.2017 N П-6/17
(номер извещения 0371300035616000039)
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заказчика, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заказчика, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, не обеспечившего возможность подписания проекта контракта по результатам проведения Аукциона со вторым участником закупки.
Представитель Оператора электронной площадки не согласился
с доводом Заказчика и сообщил, что при проведении Аукциона действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 25.11.2016;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 488 551,92 рубль;
3) на участие в Аукционе подано 12 заявок от участников закупки;
4) к участию в Аукционе допущено 12 участников закупки;
5) дата проведения Аукциона - 08.12.2016;
6) в период проведения Аукциона поданы предложения о цене контракта от 7 участников Аукциона;
7) минимальное предложение о цене контракта - 420 457,24 рублей;
8) победителем Аукциона признано ООО "Л***" с предложением о цене контракта 422 900 рублей.
В соответствии с частью 13 статьи 70 Закона о контрактной системе победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные статьей 70 Закона о контрактной системе, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 статьи 70 Закона о контрактной системе, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 Закона о контрактной системе (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).
Согласно части 14 статьи 70 Закона о контрактной системе в случае, если победитель электронного аукциона признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в электронном аукционе, и заключить контракт с участником такого аукциона, который предложил такую же, как и победитель такого аукциона, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем такого аукциона. В случае согласия этого участника заключить контракт этот участник признается победителем такого аукциона и проект контракта, прилагаемый к документации об аукционе, составляется заказчиком путем включения в проект контракта условий его исполнения, предложенных этим участником. Проект контракта должен быть направлен заказчиком этому участнику в срок, не превышающий десяти дней с даты признания победителя такого аукциона уклонившимся от заключения контракта.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 09.12.2016 N 0371300035616000039-3 победителем аукциона признан участник - ООО "С***" с предложением о цене контракта 420 457,24 рублей.
23.12.2016 Заказчиком в ЕИС размещен протокол отказа от заключения контракта от 23.12.2016 N 0371300035616000039-4, в соответствии с которым ООО "С***" признано уклонившимся от заключения контракта по результатам проведения Аукциона на основании части 13 статьи 70 Закона о контрактной системе.
Заказчиком 23.12.2016 направлено письменное предложение второму участнику ООО "Л***" о заключении контракта на поставку автомобильных шин.
26.12.2016 Заказчиком получено письменное согласие ООО "Л***" о намерении заключить указанный контракт.
27.12.2016 Заказчиком направлен неподписанный проект контракта
в адрес ООО "Л***".
29.12.2016 ООО "Л***" направлен Заказчику подписанный проект контракта.
Согласно обращению Заказчика от 12.12.2016 (вх. N 183634-эп/16) (далее - Обращение) 29.12.2016 на электронной площадке отсутствовала техническая возможность для подписания контракта со стороны Заказчика.
На заседании Комиссии представитель Оператора электронной площадки сообщил, что возможность подписания контракта со стороны Заказчика заблокирована в целях обеспечения возможности победителя Аукциона ООО "С***" воспользоваться правом на обжалование действий Заказчика, отказавшегося от заключения контракта в связи с признанием ООО "С***" уклонившимся от заключения контракта. Вместе с тем, подписание контракта с ООО "Л***" в соответствии с частью 14 статьи 70 Закона о контрактной системе, предусмотрено в течении десяти дней с даты признания победителя Аукциона уклонившимся от заключения контракта, а именно 03.01.2017, в связи с чем довод Заказчика не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с частью 10 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
Согласно Обращению, лимит финансирования указанной закупки предусмотрен бюджетом 2016 года.
При этом заключение контракта по результатам проведения Аукциона, финансирование которого предусмотрено бюджетом 2016 года, не представляется возможным.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о нарушении части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16, Комиссия решила:
1. Признать действия Оператора электронной площадки соответствующими Закону о контрактной системе.
2. Признать нарушение части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе путем аннулирования определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В обзоре рассмотрены решения комиссии ФАС России, принятые по итогам внеплановых проверок в сфере госзакупок.
Так, проверено обращение заявителя о неправомерном изменении заказчиком существенных условий контракта при его исполнении. Признано, что заказчик нарушил Закон о контрактной системе, изменив срок выполнения работ, являющийся существенным условием контракта. При этом предписание об устранении нарушений решено не выдавать, поскольку по итогам аукциона заключен госконтракт. Материалы дела переданы соответствующему должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении.
По обращению о превышении заказчиком годового объема закупок при их осуществлении у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) комиссия нарушений Закона не выявила.
Кроме того, проверена жалоба заказчика на то, что оператор электронной площадки неправомерно не обеспечивает возможность подписания проекта контракта с участником аукциона, занявшим 2 место. Комиссия не выявила в действиях оператора нарушений и пришла к выводу, что контракт с участником аукциона, занявшим 2 место (при его согласии), подписывается не ранее 10 дней с даты признания победителя аукциона (занявшего 1 место) уклонившимся от заключения контракта.
Обзор практики проведения внеплановых проверок действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, февраль 2017)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Гриненко А.В.