Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 26 января 2017 г. N 87-АПГ16-10
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Меркулова В.П., Никифорова С.Б.
при секретаре Холодцовой Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению заместителя прокурора Костромской области
о признании недействующим решения Думы города Костромы от 17 декабря 2015 г. N 270 "Об установлении на 2016 год значений корректирующего коэффициента, применяемого для расчета размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Костромы, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории города Костромы",
по апелляционным жалобам Администрации города Костромы, Управления имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы, Думы города Костромы
на решение Костромского областного суда от 19 августа 2016 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя прокуратуры Костромской области Рыловой Т.В., представителя Думы города Костромы Шараповой Е.В., представителя Администрации города Костромы Матвеевой Ю.А., представителя Управления имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы Рыжова В.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
заместитель прокурора Костромской области обратился в Костромской областной суд с заявлением о признании недействующим решения Думы города Костромы от 17 декабря 2015 г. N 270 "Об установлении на 2016 год значений корректирующего коэффициента, применяемого для расчета размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Костромы, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории города Костромы".
Решением Костромского областного суда от 19 августа 2016 г. заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация города Костромы, Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы, Дума города Костромы обратились в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционными жалобами, в которых просят указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и неполное выяснение судом первой инстанции всех обстоятельств дела.
Относительно доводов, изложенных в апелляционных жалобах, прокуратурой Костромской области представлены возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на нее, заслушав представителей участвующих в деле лиц, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Решением Думы города Костромы от 17 декабря 2015 г. N 270 установлены на 2016 год значения корректирующего коэффициента, применяемого для расчета размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Костромы, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории города Костромы (далее - решение от 17 декабря 2015 г. N 270).
Согласно пункту 1 данного решения на 2016 год значения корректирующего коэффициента Кк, применяемого для расчета размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Костромы, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории города Костромы, установлены в отношении земельных участков, относящихся к категории земель населенных пунктов - в соответствии с приложением к настоящему решению; в отношении земельных участков, относящихся к иным категориям земель, кроме земель населенных пунктов - 1.
Решение опубликовано 29 декабря 2015 г. в печатном издании "Официальный вестник города Костромы" N 57.
Решением Думы города Костромы от 28 апреля 2016 г. N 96 в приложение к решению от 17 декабря 2015 г. N 270 внесены изменения. Основные показатели корректирующего коэффициента оставлены на прежнем уровне.
Данное решение опубликовано 6 мая 2016 г. в печатном издании "Официальный вестник города Костромы" N 19. В обоснование административного иска заместитель прокурора Костромской области сослался на принятие данного решения неуполномоченным органом и на его противоречие федеральному законодательству.
Удовлетворяя заявленное требование, суд исходил из того, что Дума города Костромы не обладает полномочиями на принятие оспариваемого нормативного правового акта, а также, что примененный порядок расчета корректирующего коэффициента не свидетельствует о соблюдении принципа экономической обоснованности.
Суд апелляционной инстанции при принятии решения по настоящему делу исходит из следующего.
В силу пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса, если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливаются:
1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Законом Костромской области от 18 июля 2002 г. N 68-ЗКО "О разграничении полномочий между органами государственной власти Костромской области в сфере регулирования земельных отношений" установление порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Костромской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, отнесено к полномочиям Администрации Костромской области (пункт 5 статьи 4).
Постановлением Администрации Костромской области от 7 июля 2015 г. N 251-а утвержден Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Костромской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без торгов, а также условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Костромской области (далее - Порядок), согласно пункту 6 которого значения корректирующего коэффициента (Кк) устанавливаются органами, уполномоченными на распоряжение земельными участками.
Согласно пункту 2 статье 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ (в редакции от 8 марта 2015 г.) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется, в том числе органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Частью 3 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", предусмотрено, что порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 42 Устава города Костромы (далее - Устав) в области использования земель и других природных ресурсов, охраны окружающей среды, организации благоустройства Администрация города Костромы распоряжается земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, если законодательством Российской Федерации, Костромской области не предусмотрено иное.
В соответствии с пунктом 40 части 2 статьи 29 Устава Дума города Костромы осуществляет полномочия по установлению порядка определения размера арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности города Костромы, а также установление порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности города Костромы.
В силу абзаца второго пункта 52 части 2 статьи 29 Устава, Дума города Костромы по вопросам, отнесенным федеральными законами и законами Костромской области к компетенции органов местного самоуправления, по которым полномочия между органами местного самоуправления города Костромы в настоящем Уставе не разграничены, принимает решения, обязательные для исполнения на территории города Костромы и устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила.
Администрация города Костромы, обладая полномочиями по распоряжению, как муниципальными земельными участками, так и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, полномочием по принятию решений, обязательных для исполнения на территории города Костромы, в части установления порядка определения размера арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности города Костромы, а также установлению порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности города Костромы, не обладает. Не обладает она таким правом и в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Таким образом, оспариваемое решение от 17 декабря 2015 г. N 270 принято Думой города Костромы как уполномоченным органом, в соответствии с положениями Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Устава города Костромы.
Проверяя соответствие оспариваемого решения нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции исходил из следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
К числу таких принципов относится принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 11 мая 2004 г. N 209-О, при отсутствии единых правил орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога, который имеет сходную с арендной платой правовую природу в силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. С учетом схожести правового регулирования, данная позиция применяется и к вопросам установления базовых ставок арендной платы за землю, находящуюся в муниципальной, государственной собственности или в отношении которой государственная собственность не разграничена.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.
При рассмотрении спора судом первой инстанции установлено, что значения корректирующего коэффициента Кк, применяемого для расчета размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Костромы, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории города Костромы на 2016 год, установлены в размере от 2,1 до 2,8 исходя из вида разрешенного использования земельных участков. Однако доказательств экономической обоснованности указанных значений материалы административного дела не содержат.
В ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции представители ответчиков указали, что необходимое документальное подтверждение экономической обоснованности значения корректирующего коэффициента имеется.
В связи с этим судом апелляционной инстанции рассмотрение дела было отложено и предложено представить соответствующие документы.
Представленные Управлением имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы и Думой города Костромы в суд апелляционной инстанции экономическое обоснование значений корректирующего коэффициента Кк на 2016 год от 25 января 2016 г. и дополнение к апелляционной жалобе от 25 января 2017 г., не могли быть учтены и приняты в качестве доказательства обоснованности значения оспариваемого коэффициента, установленного решением Думы города Костромы от 17 декабря 2015 г. N 270, поскольку составлены после даты принятия оспариваемого нормативного правового акта.
Поскольку оспариваемый нормативный акт не соответствует основным принципам определения арендной платы земельных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности, он обоснованно признан недействительным.
Руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:
решение Костромского областного суда от 19 августа 2016 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Администрации города Костромы, Управления имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы, Думы города Костромы - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Меркулов В.П. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 26 января 2017 г. N 87-АПГ16-10
Текст определения официально опубликован не был