Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 19 января 2017 г. N 11-АПГ16-20
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Никифорова С.Б.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело
по административному исковому заявлению Хуснутдиновой Н.А.
об оспаривании Генерального плана муниципального образования город Казань, утверждённого решением Казанской городской Думы от 28 декабря 2007 г. N 23-26, в части
по апелляционной жалобе Хуснутдиновой Н.А.
на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 16 сентября 2016 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителей Казанской городской Думы по доверенности Латыповой А.А. и Ибрагимовой А.Г., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда законно и обоснованно и не подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Хуснутдинова Н.А. обратилась в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением о признании недействующим Генерального плана муниципального образования город Казань, утверждённого решением Казанской городской Думы от 28 декабря 2007 г. N 23-26 (далее - Генеральный план), в части установления на схеме функциональных зон, совмещённой со схемой градостроительного освоения территории на 2010, 2020, 2050 года, и схеме очередности развития общегородской улично-дорожной сети границ планируемого перспективного строительства автомагистрали первой очереди Генплана.
В обоснование заявленных требований административный истец указала на то, что согласно карте планируемого размещения объектов местного значения Генерального плана земельный участок по улице Лодейной в городе Казани, на котором расположен принадлежащий ей на праве собственности жилой дом, находится в границах территории планируемого перспективного строительства автомагистрали. Вместе с тем расчётный срок строительства автомагистрали на сегодняшний день истёк (до 2010 года), документация по планировке территории в части размещения перспективной автомагистрали по улице Лодейной в городе Казани не утверждена и документов, свидетельствующих о переносе сроков строительства автомагистрали, не имеется, что, по её мнению, позволяет сделать вывод о том, что положения Генерального плана в указанной части утратили силу (прекратили своё действие) и не могут применяться для целей регулирования имущественных отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками. Оспариваемые положения нарушают её права и законные интересы, поскольку создают препятствия в предоставлении в собственность используемого ею земельного участка, на котором расположен принадлежащий ей дом.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 16 сентября 2016 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Хуснутдинова Н.А., ссылаясь на неправильное применение судом норм права, регулирующих данные правоотношения, просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратурой Республики Татарстан и Казанской городской Думой поданы возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Статьёй 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 3 части 1 статьи 18, части 1 статьи 24 ГрК РФ утверждение генерального плана городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальное образование город Казань наделено Законом Республики Татарстан от 15 сентября 2004 г. N 46-ЗРТ "О границах территории и статусе муниципального образования города Казани" статусом городского округа.
Решением Казанской городской Думы от 28 декабря 2007 г. N 23-26 утверждён Генеральный план муниципального образования город Казань (далее - Решение N 23-26). Решение N 23-26 официально опубликовано 29 декабря 2007 г. в издании "Казанские ведомости", N 272.
Как правильно установлено судом первой инстанции, оспариваемый Генеральный план принят уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия нормативных правовых актов, порядка их принятия и утверждения, а также официального опубликования и по этим основаниям не обжалуется.
Генеральные планы городских округов являются документами долгосрочного территориального планирования и утверждаются на срок не менее чем двадцать лет (часть 11 статьи 9 ГрК РФ).
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учёта интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 ГрК РФ).
Тем самым подготовка генерального плана городского округа направлена не только на отражение существующей территории городского округа, но и на планируемое развитие этой территории.
Частью 3 статьи 23 ГрК РФ предусмотрено, что генеральный план городского округа содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населённых пунктов (в том числе границ образуемых населённых пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа.
Согласно части 5 статьи 23 ГрК РФ на указанных в пунктах 2-4 части 3 данной статьи картах отображаются в том числе планируемые для размещения автомобильные дороги местного значения; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения. К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (часть 6 статьи 23 ГрК РФ).
В соответствии с приведёнными нормами ГрК РФ генеральные планы городского округа включают карты планируемого размещения объектов с указанием или описанием зон размещения названных объектов.
Как усматривается из материалов дела, Генеральный план города Казани состоит из текстовых и графических материалов, включающих Положение о территориальном планировании муниципального образования города Казани (далее - Положение) и карты (схемы) - схема функциональных зон, совмещенной со схемой градостроительного освоения территории на 2010, 2020, 2050 годы, схема общегородской улично-дорожной сети и транспорта, Схема развития линий общественного транспорта (электротранспорт), схема очерёдности развития общегородской улично-дорожной сети, схема размещения объектов капитального строительства (жилых, производственных зон, транспортной инфраструктуры - общегородской улично-дорожной сети), карта границы населённого пункта город Казань в составе МО "Городской округ Казань".
В соответствии с пунктом 1.5 Положения Генерального плана в составе Генерального плана выделены следующие временные сроки его реализации: расчётный срок Генерального плана, на который запланированы все основные проектные решения Генерального плана городского округа город Казань - 2020 год и первая очередь Генерального плана, на которую определены первоочередные мероприятия по реализации Генерального плана, - 2010 год. За расчётным сроком Генерального плана выделяется период, на который определяются основные направления стратегии градостроительного развития муниципального образования город Казань, - 2021-2050 годы. Основные направления стратегии градостроительного развития муниципального образования город Казань отражены на графических материалах Генерального плана и имеют рекомендательный характер для дальнейшего территориального планирования г. Казани (пункт 1.6 Положения).
Развитие общегородской улично-дорожной сети на расчётный срок реализации Генерального плана и прогнозируемый период осуществляется в соответствии со схемой общегородской улично-дорожной сети и транспорта и схемой очередности развития общегородской улично-дорожной сети (пункт 3.2.2 Положения Генерального плана).
Большое Казанское кольцо, в состав которого входит автомагистраль по улице Лодейной в городе Казани, включено в перечень общегородских улиц и дорог, предлагаемых к строительству и реконструкции на расчётный срок реализации Генерального плана.
Согласно схеме функциональных зон, совмещённой со схемой градостроительного освоения территории на 2010, 2020, 2050 годы, и схеме очередности развития общегородской улично-дорожной сети Генерального плана упомянутая автомагистраль отражена как планируемая зона скоростных дорог, дорог общегородского непрерывного и регулируемого движения и включена в первоочередные мероприятия по реализации Генерального плана на 2003-2010 годы.
Как следует из системного анализа положений ГрК РФ, генеральный план представляет собой основополагающий документ территориального планирования, определяющий стратегию градостроительного развития территорий и условия формирования среды жизнедеятельности, и содержит в себе долгосрочные ориентиры их развития. Развитие территорий носит многоплановый и динамичный характер, что определяет необходимость корректировки базовых градостроительных решений. Генеральный план городского округа предполагает его реализацию, в том числе путём подготовки и утверждения документации по планировке территории, принятия решений о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, выполнения мероприятий, предусмотренных программами, утверждёнными органами местного самоуправления (часть 2 статьи 18, пункт 1 части 7 статьи 23, части 1 и 5 статьи 26 ГрК РФ).
Истечение срока реализации мероприятий генерального плана само по себе не влияет на законность документа территориального планирования. Градостроительное законодательство не содержит нормы, определяющей, что по истечении такого срока генеральный план прекращает действовать и, соответственно, его применение прекращается.
Разрешая дело, суд первой инстанции, установив фактические обстоятельства, проанализировав в системном единстве положения приведённого федерального и регионального законодательства, обоснованно пришёл к выводу, что включение строительства автомагистрали по улице Лодейной в городе Казани первоочередные мероприятия и неисполнение их в срок до 2010 года не изменяют расчётный срок (до 2020 года) реализации Генерального плана, в связи с чем установление границ территории строительства на схеме функциональных зон, совмещенной со схемой градостроительного освоения территории на 2010, 2020, 2050 годы, и схеме очерёдности развития общегородской улично-дорожной сети Генерального плана не противоречит нормам градостроительного законодательства.
Решение суда первой инстанции отвечает требованиям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в нём дан подробный правовой анализ обжалуемых административным истцом нормативных положений, дана оценка доводов, имеющих значение для настоящего дела. Процессуальных нарушений, которые бы влекли отмену решения суда, не установлено.
При таких обстоятельствах Судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 307, 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 16 сентября 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Хуснутдиновой Н.А. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 19 января 2017 г. N 11-АПГ16-20
Текст определения официально опубликован не был