Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 5 декабря 2016 г. N 03-05-05-01/71907
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письма и по вопросу применения налоговых льгот по налогу на имущество организаций, земельному налогу и налогу на прибыль организаций сообщает, что Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, не предусмотрено рассмотрение обращений организаций по практике применения нормативных правовых актов Министерства финансов Российской Федерации, по проведению экспертизы договоров и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Одновременно сообщаем, что пунктом 1 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.
Согласно статье 15 Федерального закона от 29.11.2014 N 377-ФЗ "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный закон N 377-ФЗ) особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в свободной экономической зоне применяется участниками свободной экономической зоны и включает в себя, в том числе особый режим налогообложения в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Главой 25 Кодекса для организаций - участников свободной экономической зоны (далее - СЭЗ) установлена ставка налога на прибыль организаций в части зачисления в федеральный бюджет в размере 0 процентов, при этом в региональный бюджет законами Республики Крым и города федерального значения Севастополя налоговые ставки могут устанавливаться в пониженном размере, при этом они не могут превышать 13,5 процента. Указанные налоговые ставки установлены к прибыли полученной от всех видов деятельности, указанных в договоре об осуществлении деятельности в СЭЗ при условии ведения налогоплательщиком раздельного учета доходов (расходов) (пункт 1.7 статьи 284 Кодекса).
Пониженную ставку 0 процентов налога на прибыль организаций в части зачисления в федеральный бюджет налогоплательщик вправе применять начиная с того налогового периода в котором была впервые получена прибыль от реализации товаров (работ, услуг), произведенных в рамках договора об осуществлении деятельности в СЭЗ, при этом пониженную ставку налога на прибыль организаций в части зачисления в региональный бюджет, налогоплательщик вправе применить со дня получения им статуса участника СЭЗ и осуществления деятельности в соответствии с договором об осуществлении деятельности в СЭЗ.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 259.3 Кодекса определено, что налогоплательщики вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 2 в отношении собственных амортизируемых основных средств налогоплательщиков - организаций, имеющих статус резидента промышленно-производственной или туристско-рекреационной особой экономической зоны либо участника свободной экономической зоны.
Таким образом, участник свободной экономической зоны вправе применять коэффициент 2, установленный подпунктом 3 пункта 1 статьи 259.3 Кодекса, ко всем собственным амортизируемым основным средствам.
На основании пункта 12 статьи 395 Кодекса освобождены от земельного налога организации - участники свободной экономической зоны - в отношении земельных участков, расположенных на территории свободной экономической зоны и используемых в целях выполнения договора об осуществлении деятельности в свободной экономической зоне, сроком на три года с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок.
Кроме того, в соответствии с пунктом 26 статьи 381 Кодекса освобождаются от уплаты налога на имущество организаций организации - в отношении имущества, учитываемого на балансе организации - участника свободной экономической зоны, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории свободной экономической зоны и расположенного на территории данной свободной экономической зоны, в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем принятия на учет указанного имущества.
Лицо приобретает статус участника свободной экономической зоны со дня внесения в единый реестр участников свободной экономической зоны записи о включении в единый реестр участников свободной экономической зоны (пункт 19 статьи 13 Федерального закона N 377-ФЗ).
Поэтому в силу пункта 12 статьи 395 и пункта 26 статьи 381 Кодекса налоговые льготы по земельному налогу и налогу на имущество организаций предоставляются организации, имеющей статус участника свободной экономической зоны, начиная со дня включения юридического лица в единый реестр участников свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
На основании пункта 2 статьи 13 Федерального закона N 377-ФЗ участник свободной экономической зоны, представляет в высший исполнительный орган государственной власти Республики Крым или высший исполнительный орган государственной власти города федерального значения Севастополя, инвестиционную декларацию по форме, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по делам Крыма от 14.04.2015 N 93, в которой указывается общий объем капитальных вложений, планируемый в рамках инвестиционного проекта, предусматривающий, в частности, объем капитальных вложений в первые три года с даты заключения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне, а также перечень объектов, предполагаемых к использованию в ходе осуществления деятельности в рамках реализации инвестиционного проекта.
Согласно статье 1 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" под капитальными вложениями понимаются инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.
Полагаем что, если инвестиционный проект направлен на модернизацию и реконструкцию основных фондов действующего предприятия, являющегося участником свободной экономической зоны, льгота по налогу на имущество организаций по пункту 26 статьи 381 Кодекса должна распространяться на объекты основных средств модернизируемого (реконструированного) предприятия.
Поэтому, по мнению Департамента, в отношении имущества учтенного на балансе организации и приобретенного до получения статуса участника СЭЗ, налоговая льгота по пункту 26 статьи 381 Кодекса применяется, если инвестиционным проектом и инвестиционной декларацией предусмотрены капитальные вложения в отношении этого имущества, в течение 10 лет начиная со дня включения юридического лица в единый реестр участников свободной экономической зоны на территориях Республики Крым или города федерального значения Севастополя при условии использования его в целях, указанных в инвестиционном договоре об условиях деятельности в свободной экономической зоне.
Право участника свободной экономической зоны осуществлять предпринимательскую и иную деятельность с применением особого режима осуществления предпринимательской и иной деятельности прекращается со дня внесения в единый реестр участников свободной экономической зоны записи об исключении участника свободной экономической зоны из указанного реестра (пункт 26 статьи 13 Федерального закона N 377-ФЗ).
Перечень оснований для исключения лица из участников свободной экономической зоны указаны в пункте 23 статьи 13 Федерального закона N 377-ФЗ. Участник свободной экономической зоны подлежит исключению из единого реестра участников свободной экономической зоны в случае:
1) расторжения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне по соглашению сторон или по решению суда;
2) прекращения деятельности участника свободной экономической зоны в связи с ликвидацией или реорганизацией юридического лица либо исключением физического лица из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;
3) окончания срока действия договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне, на который он был заключен.
Пунктом 3 статьи 14 Федерального закона N 377-ФЗ определено, что при установлении в ходе контроля за выполнением участником свободной экономической зоны условий договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне факта занижения объема капитальных вложений по сравнению с их объемом, предусмотренным указанным договором, осуществления в свободной экономической зоне предпринимательской деятельности, не предусмотренной указанным договором, или нарушения других условий реализации инвестиционной декларации, предусмотренных указанным договором, высший исполнительный орган государственной власти Республики Крым или высший исполнительный орган государственной власти города федерального значения Севастополя вправе потребовать в судебном порядке расторжения такого договора.
Таким образом, право на применение налоговых льгот по пункту 26 статьи 381 Кодекса и пункту 12 статьи 395 Кодекса в вышеназванных случаях с учетом положений статьи 376 Кодекса прекращается с 1 числа календарного месяца, следующего за месяцем исключения из единого реестра участника свободной экономической зоны.
Главы 30 "Налог на имущество организаций" и 31 "Земельный налог" Кодекса прямо не содержат указания на возмещения (восстановление) налоговых преференций и уплате указанных налогов в случае утраты статуса участника свободной экономической зоны в связи с нарушением договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне.
Пунктом 2 статьи 56 Кодекса прямо определено, что налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Кодексом.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 5 декабря 2016 г. N 03-05-05-01/71907
Текст письма официально опубликован не был