Письмо Минфина России от 8 декабря 2016 г. N 02-06-10/73797
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел письмо по вопросу отражения в бюджетном учете получателя бюджетных средств обязательств, возникших в результате предъявленных к нему исковых требований физическим или юридическим лицом, и сообщает.
В соответствии с пунктом 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии нефинансовых, финансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.
При этом согласно статье 5 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" к объектам бухгалтерского учета относятся обязательства, которые принимаются к учету в соответствии с утвержденными правилами, установленными Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н) и Инструкцией по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.12.2010 N 162н (далее - Инструкция N 162н).
Указанными правилами установлено, что бухгалтерский учет ведется методом начисления, согласно которому результаты операций признаются по факту их совершения, независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций (пункт 3 Инструкции N 157н).
При этом в соответствии с пунктом 141.2 Инструкции N 162н для учета получателями бюджетных средств сумм обязательств, величина которых определена на момент их принятия условно (расчетно) и (или) по которым не определено время (финансовый период) их исполнения, в том числе расходных обязательств, оспариваемых в судебном порядке (включая взыскание пеней и штрафных санкций, вытекающих из гражданско-правовых договоров (контрактов) при условии создания в учете учреждения по данным обязательствам резерва предстоящих расходов, предусмотрен счет 150209000 "Отложенные обязательства".
Одновременно, обязательства, возникающие из претензионных требований и исков по результатам фактов хозяйственной жизни, в том числе в рамках досудебного (внесудебного) рассмотрения претензий, необходимо отражать на счете 140160000 "Резервы предстоящих расходов".
Принимая во внимание изложенное, первичное признание обязательства в бюджетном учете как объекта бухгалтерского учета возникает с момента возникновения требования к субъекту учета - учреждению (получателю бюджетных средств). В рассматриваемом случае такое требование возникает в силу предъявления исковых требований, оспариваемых в судебном порядке, до принятия решения суда.
Дальнейший учет обязательства, признанного в учете осуществляется с последующей реклассификацией обязательства - принятое обязательство, принятое денежное обязательство. Определение указанных обязательств для целей бухгалтерского (бюджетного) учета содержится в пункте 308 Инструкции N 157н с учетом изменений внесенных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.11.2016 N 209н "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства финансов Российской Федерации в целях совершенствования бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности".
При принятии бюджетных обязательств за счет ранее сформированных отложенных обязательств (при определении размера обязательства и соответствующих финансовых периодов (текущий, очередной финансовый год, первый и второй года планового периода), в которых данное обязательство предусматривается исполнить), отражается корреспонденция: по дебету счета 150299000 "Отложенные обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода)" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 150201000 "Принятые обязательства" (по соответствующим финансовым периодам (текущий, очередной финансовый год, первый и второй года планового периода).
В рассматриваемом случае отражение на балансовых счетах учета обязательств (счет 130200000 "Расчеты по принятым обязательствам") возникает исходя их принципа метода начисления с момента вступления в силу судебного акта (решения суда) и отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 140160000 "Резервы предстоящих расходов" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 130200000 "Расчеты по принятым обязательствам".
В соответствии со статьей 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение бюджета по расходам, в том числе в сумме требований к учреждению в соответствии с судебным решением, осуществляется в соответствии с порядком установленным соответствующим финансовым органом. При этом исполнение бюджета по расходам предусматривает принятие и учет бюджетных и денежных обязательств.
Указанный порядок в целях санкционирования исполнения денежных обязательств может предусматривать учет обязательств на основании исполнительного листа (документов, подтверждающих решение суда).
В то же время, обращаем внимание, что в Сведениях об исполнении судебных решений по денежным обязательствам бюджета (ф. 0503296) (далее - Сведения ф. 0503296) отражается информация об исполнении судебных решений по денежным обязательствам бюджета, возникшим на основании решения судов.
Таким образом, информация об отложенных обязательствах, величина которых определена на момент их принятия условно (расчетно) и (или) по которым не определено время (финансовый период) их исполнения (до получения в установленном порядке документов (судебных актов судов), подтверждающих решение судов), в Сведениях ф. 0503296 не предусмотрено.
Заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе |
С.В. Сивец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснения касаются отражения в бюджетном учете получателя бюджетных средств обязательств, возникших в результате предъявленных к нему исковых требований физическим или юридическим лицом.
Первичное признание обязательства в бюджетном учете происходит с момента возникновения требования к субъекту учета - учреждению (получателю бюджетных средств). В рассматриваемом случае такое требование возникает в силу предъявления исковых требований, оспариваемых в судебном порядке, до принятия решения суда.
Дальнейший учет обязательства, признанного в учете, осуществляется с последующей реклассификацией обязательства - принятое обязательство, принятое денежное обязательство.
В рассматриваемом случае отражение на балансовых счетах учета обязательств (счет 130200000 "Расчеты по принятым обязательствам") возникает с момента вступления в силу судебного акта (решения суда) и отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 140160000 "Резервы предстоящих расходов" и кредиту счета 130200000 "Расчеты по принятым обязательствам".
Обращается внимание, что в Сведениях об исполнении судебных решений по денежным обязательствам бюджета (ф. 0503296) отражается информация об исполнении судебных решений по денежным обязательствам бюджета, возникшим на основании решения судов.
Письмо Минфина России от 8 декабря 2016 г. N 02-06-10/73797
Текст письма официально опубликован не был