Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
на проект федерального закона N 1027306-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров",
внесенный Законодательным Собранием Санкт-Петербурга
Досье на проект федерального закона
Законопроектом предлагается дополнить положения части 5 статьи 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), установив обязанность направлять копию постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо о назначении административного наказания за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 6.9 (потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ) и частью 2 статьи 20.20 (потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, а также в других общественных местах) Кодекса, по месту работы лица, в отношении которого вынесено такое постановление.
Также законопроектом предусматривается внесение изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части введения дополнительного основания для расторжения трудового договора по инициативе работодателя в связи с совершением работником двух и более административных правонарушений, предусмотренных указанными выше статьями Кодекса, до истечения одного года со дня вступления в законную силу постановления по первому такому правонарушению, о котором стало известно работодателю.
По мнению субъекта права законодательной инициативы, предлагаемые меры позволят снизить масштабы совершения правонарушений в области незаконного оборота наркотиков ввиду сочетания ими морально-воспитательных способов воздействия на правонарушителя и угрозы увольнения с работы в случае повторного совершения аналогичного административного правонарушения.
Комитет, отмечая важность организации эффективного противодействия незаконному обороту наркотиков, вместе с тем обращает внимание на ряд положений законопроекта, по мнению Комитета, входящих в противоречие с целями законодательства об административных правонарушениях.
Законопроектом фактически предлагается установить дисциплинарную ответственность работника за совершение им административных правонарушений, не связанных с исполнением трудовых обязанностей, что противоречит цели административного наказания как меры ответственности за совершение исключительно административного правонарушения.
Однако Комитет полагает, что назначение административного наказания, не связанного с дисквалификацией, в данном случае не должно лишать лицо возможности реализовать гарантированное Конституцией Российской Федерации право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, если для этого нет иных, предусмотренных законодательством препятствий.
Также Комитет обращает внимание, что в настоящее время Трудовым кодексом Российской Федерации (подпункт "б" пункта 6 статьи 81) предусмотрена возможность расторжения трудового договора по инициативе работодателя в случае появления работника на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения. Данное положение Трудового кодекса позволяет работодателю контролировать состояние здоровья находящегося на рабочем месте работника в той мере, в какой это необходимо для надлежащего исполнения последним трудовых обязанностей.
По мнению Комитета, нуждается в дополнительном обосновании предлагаемый законопроектом перечень административных правонарушений (пункт 3 статьи 1 законопроекта), копия постановления о прекращении производства по делам о которых или о назначении административного наказания будет направляться работодателю. Так, законопроектом предлагается направлять работодателю копию постановления по административному правонарушению, предусмотренному статьей 20.22 Кодекса, которое, однако, может быть совершено исключительно несовершеннолетним лицом. Вместе с тем, исходя из концепции законопроекта, работодателю должны направляться копии постановлений, вынесенные по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершенных непосредственно работником.
На основании изложенного Комитет по государственному строительству и законодательству рекомендует Государственной Думе указанный законопроект отклонить.
Утверждено на заседании Комитета "26" января 2017 года.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.