Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона N 1096146-6 "О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации в части установления соотношения максимального и минимального размеров средней заработной платы работодателя и работников организации", внесенным депутатами С.М. Катасоновым, В.Е. Деньгиным, А.Б. Курдюмовым, предлагается дополнить Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ) новой статьей 135.1, согласно которой предусматривается установление соотношения максимального и минимального размеров средней заработной платы работодателя (уполномоченного представителя работодателя) и работника организации в пределах 10 к 1. При этом для работников, работающих неполный рабочий день (смену) и (или) неполную рабочую неделю, указанное соотношение исчисляется пропорционально отработанному времени.
Как указано в пояснительной записке, это позволит избежать в будущем необоснованных выплат и увеличения заработной платы руководящего звена, а с другой стороны, будет мотивировать руководителя в росте эффективности работы организации и, как следствие, в увеличении размера средней заработной платы персонала организации.
Кроме того, введение данной нормы в федеральное законодательство закрепит единообразный принцип ограничения заработной платы.
Законопроект не учитывает последние изменения, внесенные Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 347-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации". Указанный Федеральный закон установил порядок введения для ряда организаций ограничений предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы руководителей и среднемесячной заработной платы работников, а также определил перечень этих организаций. В него, в частности, включены государственные и муниципальные учреждения, государственные и унитарные предприятия, государственные внебюджетные фонды и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Кроме того, нормы проектируемой редакции статьи 135.1 ТК РФ содержат ряд понятий, которые в ТК РФ не используются, а законопроектом их содержание не раскрывается (например, термины "максимальный и минимальный размер средней заработной платы"), что вносит неопределенность в проектируемые нормы, влечет неоднозначное их понимание и, следовательно, неоднозначное применение. Эти и другие замечания юридического характера подробно изложены в заключение Правового Управления Аппарата Государственной Думы.
Законопроектом также предусматривается, что заработная плата, выплаченная свыше предлагаемого соотношения, подлежит возврату и распределению между работниками пропорционально размерам их заработной платы.
Данное положение противоречит нормам статьи 137 ТК РФ, которой определен исчерпывающий перечень случаев, когда заработная плата, излишне выплаченная работнику, может быть с него взыскана.
Результат рассмотрения законопроекта органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть представлен следующим образом: от органов государственной власти 3 субъектов Российской Федерации получен отрицательный отзыв, мнения органов государственной власти остальных субъектов Российской Федерации следует считать не выраженным.
Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживает.
Комитет Совета Федерации по социальной политике не поддерживает концепцию предлагаемого проекта федерального закона.
Стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющие общероссийские объединения профсоюзов и общероссийские объединения работодателей, отзывы на данный проект федерального закона не представили.
Председатель Комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.