Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
на проект федерального закона N 1100874-6 "О внесении изменения в статью 19.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
(об усилении ответственности за заведомо ложный вызов специализированных служб)",
внесенный Московской областной Думой
Досье на проект федерального закона
Законопроектом предлагается усилить административную ответственность за заведомо ложный вызов специализированных служб.
В частности, проектом предлагается за совершение названных правонарушений установить ответственность в виде наложения штрафа в размере от одной тысячи пятисот рублей до трех тысяч рублей или обязательные работы на срок до ста часов, вместо действующего размера - от одной тысячи рублей до одной тысячи пятисот рублей. Кроме того, в случае повторного совершения правонарушения предусмотреть штраф в размере от четырех тысяч рублей до пяти тысяч рублей или обязательные работы на срок до двухсот часов.
Поддерживая предложение авторов законопроекта в части необходимости более эффективного пресечения административных правонарушений, связанных с ложными вызовами специализированных служб, Комитет полагает, что о неэффективности имеющихся санкций может указывать рост числа административных правонарушений, предусмотренных статьей 19.13 Кодекса, продолжающийся несмотря на значительное число возбуждаемых дел об административных правонарушениях и выносимых постановлений о наложении административного наказания. Однако авторами такие данные не представлены. В пояснительной записке содержится информация о количестве ложных вызовов, предоставленных государственным казенным учреждением "Центр - 112" по Московской области, в связи с чем не представляется возможным дать объективную оценку ситуации не только по Московской области, но и по России в целом.
Обращаем также внимание, что согласно статистическим данным, представленным Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по статье 19.13 Кодекса инспекторами по пожарному надзору составлено в 2014 г. - 50, в 2015 г. - 85, за 9 месяцев 2016 г. - 33 протокола об административных правонарушениях. Исходя из указанных сведениях, сделать вывод о необходимости внесения предлагаемых изменений не представляется возможным.
Кроме того, полагаем необходимым отметить, что введение в качестве санкции обязательные работы не согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации о том, что обязательные работы могут применяться в качестве административного наказания в случае, если они повлекли причинение вреда здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц либо наступление иных подобных последствий (Постановление Конституционного Суда РФ от 14 февраля 2014 года N 4-П).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Постановления Конституционного Суда РФ следует читать как "14 февраля 2013 года"
Нуждается в дополнительном обсуждении установление административной ответственности за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.13 Кодекса.
Следует отметить, что согласно пункту 2 части 1 статьи 4.3 Кодекса повторность совершения административного правонарушения, то есть совершение правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 Кодекса за совершение однородного административного правонарушения, является обстоятельством, отягчающим административную ответственность.
Это обстоятельство, принимая во внимание положения части 2 статьи 4.1 Кодекса, подлежит учету при определении вида и размера административного наказания.
Кроме того, в материалах к законопроекту не содержится обоснование недостаточности уже предусмотренного Кодексом такого обстоятельства, отягчающего административную ответственность, как повторность совершения правонарушения.
Учитывая изложенное, Комитет рекомендует Государственной Думе отклонить рассматриваемый законопроект.
Утверждено на заседании Комитета "26" января 2017 года.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.