Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2017 г. N 5.1-01/185
по проекту федерального закона N 17731-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации" и статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", принятому Государственной Думой 25 января 2017 года
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности Счетной палаты Российской Федерации" (N 17731-7) был внесен в Государственную Думу депутатами Государственной Думы Н.В. Любимовым, И.Е. Марьяш и другими 1 ноября 2016 года. При принятии Государственной Думой законопроекта во втором чтении было изменено его наименование.
Федеральным законом вносятся в Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации" изменения, уточняющие отдельные функции, полномочия и методы осуществления деятельности Счетной палаты Российской Федерации (далее - Счетная палата), например, в части функций Счетной палаты, касающихся бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. Кроме того, расширяется перечень случаев досрочного освобождения от должности аудитора Счетной палаты.
Федеральным законом также вносятся изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части исключения полномочий инспекторов Счетной палаты и уполномоченных должностных лиц контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации по составлению протоколов об административных правонарушениях законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, предусмотренных частями 1-3 статьи 7.29.3, частью 8 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации.
Обращаем внимание, что пунктом 3 статьи 1 Федерального закона пункт 7 части 1 статьи 14 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" дополняется положением, согласно которому Счетная палата будет обладать полномочием давать заключения по обращениям законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации о соответствии кандидатур на должность председателя контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации требованиям, установленным Федеральным законом "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".
В связи с этим отмечаем, что статьей 7 Федерального закона "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" установлены требования к кандидатурам на должности председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетных органов. При этом законом субъекта Российской Федерации для указанных должностных лиц могут быть установлены дополнительные требования к образованию и опыту работы.
В соответствии со статьей 6 указанного Федерального закона председатель, заместитель председателя и аудиторы контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации назначаются на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Анализ предлагаемой Федеральным законом нормы показывает, что непосредственно порядок назначения председателя контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации эта норма не затрагивает и не изменяет компетенцию органов государственной власти субъектов Российской Федерации, установленную Федеральным законом "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".
Вместе с тем следует отметить, что вопрос о порядке назначения председателя контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации является предметом регулирования Федерального закона "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", однако соответствующие корреспондирующие изменения в этот Федеральный закон рассматриваемый Федеральный закон не вносит.
Кроме того, наделение Счетной палаты полномочиями в отношении экспертной оценки и выдачи соответствующего заключения о соответствии кандидатур на должность председателя контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации не согласуется с установленными в статье 5 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" задачами Счетной палаты, из которых вытекают и её полномочия.
По формальному признаку указанная норма Федерального закона затрагивает компетенцию органов государственной власти субъектов Российской Федерации, однако законопроект с изменениями, внесенными во втором чтении, не направлялся в субъекты Российской Федерации, вследствие чего они были лишены возможности выразить свое отношение к предлагаемому изменению.
Правовые последствия принятия Федерального закона заключаются в повышении эффективности деятельности Счетной палаты Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
Федеральный закон регулирует отношения, которые согласно пункту "ж" (финансовое регулирование) статьи 71 Конституции Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации, а также отношения, которые согласно пункту "к" части 1 (административное законодательство) статьи 72 Конституции Российской Федерации находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом "в" статьи 106 Конституции Российской Федерации Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку касается финансового регулирования.
Рассмотрение Федерального закона Советом Федерации должно быть начато не позднее 9 февраля 2017 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Е.В. Бушмину, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам С.Н. Рябухину, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.В. Яцкину.
Временно |
Л.В. Наплёков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.