Досье на проект федерального закона
В Комитете рассмотрен законопроект.
Как известно, в связи с ускоренными темпами автомобилизации крупные российские города столкнулись с необходимостью решения проблем организации дорожного движения, в том числе перевозок городским общественным транспортом. При этом те виды общественного транспорта, которые осуществляют перевозки пассажиров по автомобильным дорогам (улицам) в городах (автобусы, такси, троллейбусы), испытывают те же самые сложности в передвижении, что и личный автотранспорт, и не способны оказывать приемлемых по качеству транспортных услуг населению.
Зарубежный опыт показывает, что решением таких проблем является развитие внеуличного пассажирского транспорта, конкурентоспособного по качеству (скорости передвижения, доступности, комфорту) и стоимости транспортных услуг. Помимо решения транспортных проблем и перераспределения пассажиропотоков с личного автотранспорта на общественный, развитие внеуличных видов транспорта, в частности, улучшает экологическую ситуацию в городах (внеуличный транспорт функционирует преимущественно на электротяге).
В советское время внеуличный транспорт регулировался железнодорожным законодательством. Однако в сложившихся реалиях это представляется невозможным по многим причинам, например, железнодорожная сеть транспорта общего пользования в России является единым комплексом и управляется как единое целое, тогда как внеуличный транспорт входит в состав общественного транспорта крупных городов. Кроме того, перевозку пассажира внеуличным транспортом представляется целесообразным понимать не только как перемещение пассажира с одной станции на другую (как на железнодорожном транспорте), но и как пользование инфраструктурой внеуличного транспорта, начинающееся и завершающееся проходом через пропускной пункт.
К настоящему времени целый ряд аспектов деятельности внеуличного транспорта урегулирован на уровне муниципальных правовых актов и в основном отсутствует регулирование его деятельности на федеральном уровне, что создает риски неполного обеспечения прав граждан при оказании услуг внеуличным транспортом. Имеются также проблемы при обеспечении прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по оказанию услуг внеуличным транспортом.
Кроме того, в России в настоящее время нет законодательной базы для реализации перспективных проектов интеграции внеуличного транспорта, железнодорожного транспорта и иных видов пассажирского транспорта общего пользования для организации пассажирских перевозок внутри поселений и агломераций.
Указанный законопроект, в случае его принятия, создаст законодательную базу федерального уровня для деятельности внеуличного транспорта и, в частности, позволит проводить единую техническую политику в данной сфере во всей Российской Федерации.
С учетом изложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе принять указанный законопроект при его рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
Е.С. Москвичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.