Досье на проект федерального закона
Согласно статье 9 Федерального закона от 8 мая 1994 года N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) член Совета Федерации, депутат Государственной Думы обязаны соблюдать этические нормы. Ответственность за нарушение членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы указанных норм устанавливается регламентами палат Федерального Собрания Российской Федерации. Проектом федерального закона предлагается распространить указанную норму также и на помощника члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы.
Обращаем внимание, что данное предложение не может быть реализовано на практике, поскольку неясно правовое содержание понятия "этические нормы", а также неясен механизм применения меры ответственности. Таким образом, законопроект не отвечает критерию определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы, на необходимость соблюдения которого неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.04.1995 г. N 3-П, от 15 .07.1999 г. N 11-П, от 25.02.2004 г. N 4-П).
Следует иметь в виду, что в соответствии со статьей 37 Федерального закона помощник члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы работают по срочному служебному контракту, в этом случае на них распространяется действие законодательство о государственной гражданской службе Российской Федерации в полном объеме, или по срочному трудовому договору, и тогда на них распространяется действие трудового законодательства. Особенности правового положения помощника члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, например, по вопросу увольнения до истечения срока служебного контракта или трудового договора, установлены Федеральным законом. Таким образом, ответственность помощника члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы за какие-либо действия, связанные с исполнением ими своих обязанностей, может предусматриваться только в законодательным акте, а не в Регламенте Государственной Думы.
Кроме того, необходимо учитывать, что в соответствии со статьей 38 Федерального закона срочные служебные контракты, также как и срочные трудовые договоры с помощником члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы заключаются на основе распоряжения руководителя аппарата соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации или распоряжения уполномоченного им заместителя руководителя аппарата соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации. Исходя из данной нормы, применение мер ответственности к помощнику члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы возможно только путем издания распоряжения указанными должностными лицами аппарата соответствующей палаты Федерального Собрания.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.