Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 25 января 2017 г. N 5.1-01/153
по Федеральному закону "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики по проекту газопровода "Турецкий поток",
принятому Государственной Думой 20 января 2017 года
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 20 декабря 2016 года (N 58992-7).
Целью Соглашения, подписанного в городе Стамбуле 10 октября 2016 года, является укрепление российско-турецких отношений в энергетической сфере путем проектирования, строительства и эксплуатации газопроводной системы, создаваемой для осуществления поставок российского газа в Турецкую Республику, а также для транзитной транспортировки российского газа через Турецкую Республику в сопредельные с Турецкой Республикой государства.
Для целей Соглашения термин "газопровод "Турецкий поток" обозначает новую газопроводную систему с максимальной технической проектной производительностью 31,5 млрд. куб. метров газа в год, проходящую через акваторию Черного моря до приемного терминала на побережье Турецкой Республики и далее по территории Турецкой Республики до границы с сопредельными с ней государствами и включающую следующие участки газопровода "Турецкий поток": морской участок 1, морской участок 2, сухопутный участок 1 и сухопутный участок 2.
Уполномоченными органами Сторон по реализации Соглашения являются от Российской Стороны - Министерство энергетики Российской Федерации; от Турецкой Стороны - Министерство энергетики и природных ресурсов Турецкой Республики. Уполномоченными организациями Сторон по реализации Соглашения являются от Российской Стороны - ПАО "Газпром", от Турецкой Стороны - "БОТАШ" (статья 14). Компаниями для целей Соглашения в соответствии со статьей 1 являются компания по морскому участку (юридическое лицо, созданное или создаваемое ПАО "Газпром" и (или) его аффилированным лицом (лицами) для проектирования, строительства и эксплуатации морского участка и являющееся его собственником), компания по сухопутному участку 1 (юридическое лицо, которое будет заниматься проектированием, строительством и эксплуатацией участка 1 и являющееся его собственником, назначаемое Турецкой Республикой), компания по сухопутному участку 2 (юридическое лицо, создаваемое для проектирования, строительства и эксплуатации сухопутного участка и являющееся его собственником, место регистрации которого согласовывается при его учреждении его участниками, назначенными ПАО "Газпром" (российский участник компании) и Министерством энергетики и природных ресурсом Турецкой Республики (турецкий участник компании)).
Установлено, что турецкий участник компании по сухопутному участку 1 ("БОТАШ" и (или) его аффилированное лицо (лица)) имеет 100 процентов долей в ее уставном капитале. Участники компании по сухопутному участку 2 при ее учреждении имеют следующие доли в ее уставном капитале: российский участник - 50 процентов; турецкий участник - 50 процентов. Российский участник компании по морскому участку (ПАО "Газпром" и (или) его аффилированное лицо (лица)) при ее учреждении имеет 100 процентов долей в ее уставном капитале (статья 4).
Соглашением (статья 3) предусмотрено, что любая инфраструктура, относящаяся к проекту, производственные и иные объекты, а также имущество, создаваемое и (или) приобретаемое компаниями, участниками компаний в процессе хозяйственной деятельности в рамках осуществления проекта, являются собственностью указанных компаний и (или) участников компаний и не может быть экспроприирована, национализирована или подвергнута мерам, равным по последствиям экспроприации или национализации.
Соглашением (пункт "а" статьи 9) предусматривается освобождение от налогообложения в государствах Сторон деятельности компании по морскому участку, осуществляемой в исключительных экономических зонах государств Сторон и на континентальных шельфах государств Сторон в Черном море. Соглашением устанавливается, что Стороны не применяют налоги, таможенные пошлины и сборы, а также иные аналогичные платежи в отношении транспортных и технических средств (включая суда), труб, любых других предметов материально-технического назначения (включая оборудование, комплектующие, запасные части), перемещаемых (используемых) для осуществления проекта в исключительных экономических зонах и на континентальных шельфах государств Сторон в Черном море, а также определяется, что указанные средства и материалы подлежат таможенному оформлению в каждом из государств - сторон в первоочередном порядке (пункт "г" статьи 9).
Соглашением (пункт 3 статьи 10) также предусматривается, что любые споры между компанией по морскому участку, компанией по сухопутному участку 2 или их участниками, если они не могут быть разрешены в досудебном порядке, должны быть окончательно урегулированы в соответствии с Арбитражным регламентом Международной торговой палаты. При этом устанавливается, что Стороны безоговорочно соглашаются передавать данные споры в указанный международный арбитраж.
Соглашение (статья 15) вступает в силу после получения Сторонами последнего уведомления в письменной форме по дипломатическим каналам о выполнении Сторонами внутренних юридических процедур, необходимых для его вступления в силу, и действует в течение первоначального срока в 30 лет, по окончании которого будет автоматически продлеваться на последующие 5-летние периоды. При этом предусмотрено, что с момента вступления в силу Соглашения положения статьей 6, 9 и 10 Соглашения будут применяться с даты подписания Соглашения.
Соглашение и Федеральный закон соответствуют Конституции Российской Федерации. Соглашение согласуется с международными обязательствами Российской Федерации.
Соглашение подлежит ратификации на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку устанавливает иные правила, чем предусмотренные налоговым и процессуальным законодательством Российской Федерации (в частности, статья 247 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которой регулируется компетенция арбитражных судов в Российской Федерации по делам с участием иностранных лиц).
Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, проведена антикоррупционная экспертиза, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон согласно пункту "г" (ратификация международных договоров Российской Федерации) статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, которое должно быть начато не позднее 6 февраля 2017 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителям Председателя Совета Федерации И.М.-С. Умаханову и Е.В. Бушмину, председателю Комитета Совета Федерации по международным делам К.И. Косачеву, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике Ю.В. Неёлову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.В. Яцкину.
Временно исполняющий обязанности |
Л.В. Наплёков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.