Определение Верховного Суда РФ от 2 февраля 2017 г. N 306-ЭС16-16522
Судья Верховного Суда Российской Федерации Грачева И.Л.,
изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ - Волгоградэнерго" (Волгоград) на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22.01.2016, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2016 и постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19.08.2016 по делу N А12-47350/2015, установил:
Комитет земельных ресурсов администрации городского округа "Город Волжский" Волгоградской области (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ - Волгоградэнерго" (далее - Общество) о взыскании 6 337 878 руб. 06 коп. задолженности по арендной плате за период с 01.09.2013 по 30.09.2015 и 1 246 851 руб. пеней за период с 11.09.2013 по 30.09.2015.
Арбитражный суд Волгоградской области решением от 22.01.2016, оставленным без изменений постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2016 и постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 19.08.2016, удовлетворил иск.
Общество, ссылаясь на нарушение судами трех инстанций норм материального и процессуального права, обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о пересмотре решения от 22.01.2016, постановлений от 29.04.2016 и от 19.08.2016 в кассационном порядке.
Дело 08.12.2016 истребовано из Арбитражного суда Волгоградской области.
Согласно пунктам 1 и 2 части 7 статьи 291.6 АПК РФ по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит либо определение об отказе в передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, либо о передаче кассационной жалобы вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в порядке кассационного производства в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 АПК РФ).
Изучив материалы дела и приведенные в жалобе доводы, судья Верховного Суда Российской Федерации считает, что имеются основания для передачи кассационной жалобы Общества вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Комитет (арендодатель) и открытое акционерное общество "Генерирующая компания "Волжская" (арендатор) в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования заключили договор от 01.08.2005 N 3827аз аренды земельного участка из земель поселений площадью 607 350,18 кв.м с кадастровым номером 34:35:020201:0033, расположенного по адресу: Волгоградская область, г. Волжский, автодорога N 7, 19, под Волжскую ТЭЦ в составе 93 зданий и сооружений на срок по 24.06.2054.
Участок передан арендатору по акту приема-передачи от 01.08.2005. Договор зарегистрирован в установленном порядке.
Дополнительным соглашением от 29.11.2010 N 7 к указанному договору арендатор в связи с реорганизацией заменен на Общество.
Пунктом 4.3 договора предусмотрена обязанность арендатора вносить арендную плату ежемесячно равными долями, не позднее 10-го числа текущего месяца. Согласно пункту 4.4 договора размер арендной платы пересматривается в случае изменения ставки арендной платы за землю, ставки земельного налога, изменения арендатором вида землепользования, в других случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, Волгоградской области и органов местного самоуправления.
За несвоевременное внесение арендатором арендной платы пунктом 7.1 договора установлена ответственность арендатора в виде пеней в размере 0,05% от суммы, подлежащей перечислению, за каждый день просрочки.
В последующем указанный земельный участок был разделен и предметом договора стал земельный участок площадью 600 654,18 кв.м с кадастровым номером 34:35:020201:210, который в дальнейшем был преобразован в земельный участок площадью 599 772,18 кв.м с кадастровым номером 34:35:020201:220.
В 2011 году в связи с нахождением на участке с кадастровым номером 34:35:020201:220 здания бомбоубежища он был разделен на два участка с кадастровыми номерами 34:35:020201:434 и 34:35:020201:435.
На основании обращения Общества 03.04.2014 в Комитет стороны заключили дополнительное соглашение от 09.10.2015 N 10, которым установили следующее: предметом аренды является земельный участок площадью 599 178 кв.м с кадастровым номером 34:35:020201:435, расположенный по адресу: Волгоградская область, г. Волжский, автодорога, N 7 и 19; дополнительное соглашение вступает в силу с момента его подписания обеими сторонами, подлежит государственной регистрации, является неотъемлемой частью договора аренды от 01.08.2005; действие дополнительного соглашения распространяется на отношения сторон, возникшие с 27.05.2014.
Комитет 09.08.2015 письмом N 13/8099 уведомил Общество об изменении размера годовой арендной платы за земельный участок с 01.01.2013 до 27.05.2014 и с 27.05.2014. Годовая арендная плата определена арендодателем по формуле: А=КСЗУ х 2%, где А - величина арендной платы, рассчитываемая за 12 месяцев, КСЗУ - кадастровая стоимость земельного участка, 2% - ставка арендной платы в отношении земельного участка, право на который переоформлено в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Комитет, ссылаясь на то, что Общество в период с 01.09.2013 по 30.09.2015 ненадлежащим образом исполняло обязательства по внесению арендной платы, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе договор аренды в редакции дополнительного соглашения, уведомление об изменении размера арендной платы, руководствуясь статьями 309, 310, 329, 330, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 1, 20, 39.7, 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьей 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ (далее - Закон N 137-ФЗ), пришли к выводу об обоснованности требований Комитета.
Суды исходили из следующего: Общество в спорный период пользовалось земельным участком, относящимся землям, государственная собственность на которые не разграничена, порядок определения арендной платы за которые устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации; истец правомерно в спорный период (с 01.09.2013 по 30.09.2015) рассчитал арендную плату в размере 2% кадастровой стоимости участка с учетом постановления Губернатора Волгоградской области от 20.11.2012 N 1130 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области", Городского положения от 25.07.2008 N 367-ВГД "О порядке определения размера арендной платы за земли, находящиеся в границах городского округа - город Волжский Волгоградской области"; с учетом дополнительного соглашения от 09.10.2015 арендатор обязан внести арендную плату до 27.05.2014 за участок площадью 599 772,18 кв.м с кадастровым номером 34:35:020201:220, а с 27.04.2014 - за земельный участок площадью 599 178 кв.м с кадастровым номером 34:35:020201:435; поскольку Общество в спорный период не вносило арендную плату за земельный участок, является правомерным требование Комитета о взыскании задолженности и пеней в указанном в иске размере; оснований для применения статьи 333 ГК РФ и снижения размера ответственности в виде начисления пеней не имеется.
Суды отклонили довод Общества о необходимости применения на основании пункта 4 статьи 39.7 ЗК РФ федеральной ставки арендной платы за пользование земельным участком, предназначенным для размещения ТЭЦ, установленной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.06.2013 N 347 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов" (далее - Приказ N 347). Суды указали, что поскольку спорный участок относится к землям, право государственной собственности на которые не разграничено, в силу действовавшего до 01.03.2015 пункта 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ и действующего с 01.03.2015 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ порядок определения арендной платы за такие земли устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации, при этом Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 (далее - Постановление N 582), и Приказ N 347 не подлежат применению.
Суд округа согласился с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение от 22.01.2016 и постановления от 29.04.2016 и от 19.08.2016, указывая в числе прочих доводов на следующее.
Общество является теплоснабжающей организацией, осуществляющей производство и поставку тепловой и электрической энергии на основании тарифов, утверждаемых для него уполномоченным органом.
Спорный земельный участок предоставлен в аренду для эксплуатации принадлежащей Обществу Волжской ТЭЦ - тепловой станции, производящей тепловую и электрическую энергию, которая является имущественным комплексом, состоящим из зданий, строений и сооружений, участвующих в работе и обслуживании тепловой станции.
Обжалуемые судебные акты о взыскании долга по арендной плате за период с 01.03.2015 по 30.09.2015 приняты без учета пункта 4 статьи 39.7 ЗК РФ, вступившего в силу с 01.03.2015, согласно которому размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 данного Кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
К объектам, предусмотренным подпунктом 2 статьи 49 ЗК РФ, относятся объекты систем электрогазоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения.
Таким образом, несмотря на разграничение полномочий между Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления, при определении размера арендной платы за землю законодатель в пункте 4 статьи 39.7 ЗК РФ установил предельные ставки арендной платы в размере федеральных в отношении земельных участков, на которых расположены объекты, указанные в статье 49 ЗК РФ.
Приказом N 347, принятым в соответствии с пунктом 5 Постановления N 582, и вступившим в силу с 31.08.2013, утверждена ставка арендной платы в размере 1,6% кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов.
В пункте 2 Приказа N 347 установлено, что ставка арендной платы, утвержденная пунктом 1 данного Приказа, не должна превышать предельных ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов.
Для Волгоградской области предельная ставка определена в размере 6 руб. за 1 кв.м.
В силу положений статьи 39.7 ЗК РФ с 1 марта 2015 года арендная плата за земельные участки, находящиеся в региональной, муниципальной собственности или относящиеся к категории земель, государственная собственность на которые не разграничена, на которых расположены тепловые станции и обслуживающие из сооружения и объекты, не может быть выше ставок арендной платы, установленных в Приказе N 347 для аналогичных земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Данная правовая позиция подтверждена многочисленной судебной практикой, в том числе изложена в апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 21.04.2016 N 84-АПГ16-1.
Приведенные доводы Общества доводы о существенном нарушении судами всех инстанций норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход настоящего дела, заслуживают внимания, в связи с чем жалобу с делом следует передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 2 части 7 статьи 291.6, статьями 291.9, 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации определил:
жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ - Волгоградэнерго" передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Назначить рассмотрение кассационной жалобы в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации на 14 марта 2017 года на 10 часов 30 минут в помещении суда по адресу: Москва, Поварская улица, дом 15, зал N 3048 (подъезд 5).
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
И.Л. Грачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 2 февраля 2017 г. N 306-ЭС16-16522 по делу N А12-47350/2015
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
15.06.2017 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-47350/15
19.08.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-11108/16
29.04.2016 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-2235/16
22.01.2016 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-47350/15