Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "КВАРТА ВК" (далее - Заявитель) на действия конкурсной комиссии Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Конкурсная комиссия) при проведении Конкурсной комиссией, Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Заказчик) открытого конкурса на право заключения государственного контракта на закупку услуг по сопровождению и развитию комплекса программных средств для ведения бюджетного учета и составления отчетности в 2017 году (номер извещения 0173100011316000037) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Конкурсной комиссии при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Конкурсной комиссии, принявшей решение о несоответствии заявки Заявителя требованиям Конкурсной документации.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 30.12.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 16 500 000 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки;
5) к участию в Конкурсе допущен 1 участник закупки.
1. В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
В соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок от 23.01.2017 N ПРО1 заявка Заявителя признана несоответствующей положениям Конкурсной документации, поскольку цена контракта по этапу 3.1., указанная в заявке Заявителя превышает начальную (максимальную) цену контракта по этапу 3.1., указанную в извещении о проведении Конкурса и Конкурсной документации.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, в том числе, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе наименование объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара.
Частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Согласно части 1 статьи 54 Закона о контрактной системе по результатам конкурса контракт заключается на условиях, указанных в заявке на участие в конкурсе, поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, и в конкурсной документации. При заключении контракта его цена не может превышать начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении о проведении конкурса.
В соответствии с пунктом 3.1 Конкурсной документации начальная (максимальная) цена контракта установлена в следующем размере:
"16 500 000 (шестнадцать миллионов пятьсот тысяч) рублей 00 копеек (указанная цена включает стоимость всего количества оказываемых Услуг, в том числе НДС 18%, а также иные налоги сборы и расходы на оказание Услуг), в том числе:
по Этапу 1 - 427 333, 33 рублей;
по Этапу 2 - 7 728 333, 33 рублей;
по Этапу 3 - 8 344 333, 34 рублей: в том числе
по этапу 3.1 - 2 818 333, 34 рублей;
по этапам 3.2-3.4 - 1 842 000 рублей за каждый этап".
В заявке Заявителя, представленной на заседании Комиссии представителем Заказчика, указана цена контракта в следующем размере:
"по Этапу 1 - 282 299, 00 рублей;
по Этапу 2 - 5 002 550, 00 рублей;
по Этапу 3 - 5 615 151, 00 рублей: в том числе
по этапу 3.1 - 4 337 901, 00 рублей;
по этапам 3.2-3.4 - 425 750, 00 рублей за каждый этап,
итого: 10 900 000, 00 рублей".
В разделе "форма в отношении объекта закупки" Конкурсной документации указано:
"Цена государственного контракта составит: _______________________ (указанная цена включает стоимость всего количества оказываемых Услуг, в том числе НДС 18%, а также иные налоги, сборы и расходы на оказание Услуг) в том числе:
по Этапу 1 - __________ рублей;
по Этапу 2 - __________ рублей;
по Этапу 3 - __________ рублей:
в т.ч. по этапу 3.1 - _____________ рублей;
по этапам 3.2-3.4 - ____________ рублей за каждый этап.".
При этом положениями Закона о контрактной системе не предусмотрено требование к участнику закупки в части расчета (детализации) цены контракта в отношении отдельных этапов оказания услуг.
Вместе с тем, форма для заполнения участниками заявок, установленная в Конкурсной документации, содержит излишние требования к составу заявки участников закупки в части расчета (детализации) цены контракта в отношении отдельных этапов оказания услуг.
Указанные действия Заказчика нарушают пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, действия Конкурсной комиссии, принявшей решение о несоответствии заявки Заявителя требованиям Конкурсной документации по причине несоответствия неправомерно установленному требованию к содержанию заявки, нарушают часть 3 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, в том числе: наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В Конкурсной документации указаны следующие этапы оказания услуги, содержащие состав и характеристики услуг: подготовка программных средств, включенных в состав комплекса к ведению учета и подготовке отчетности в 2017 году (далее - этап 1), сопровождение программных средств, включенных в состав комплекса в 2017 году (далее - этап 2).
В пункте 2.1.1 этапа 1 Конкурсной документации установлено: "подготовка к эксплуатации программных средств ведения бюджетного учета Главного распорядителя бюджетных средств в 2017 году. Доработка программного обеспечения, адаптация настроек к условиям эксплуатации в 2017 году".
В пункте 2.2.1 этапа 2 Конкурсной документации установлено: "выполнение анализа обновлений конфигураций с учетом специализированных настроек, в соответствии с выпуском новых релизов производителями конфигураций - по всем программам, включенным в состав комплекса. Обновление текущих версий программного обеспечения. Выполнение доработок программного обеспечения в связи с изменениями условий эксплуатации. Выполнение реконфигурирования. Тестирование результатов реконфигурирования (по всем программам, включенным в состав комплекса). Документирование обновлений. Разъяснение пользователям характера внесенных изменений. Срок выполнения: 1 день после выхода изменений, завершения и приемки доработок".
В пункте 2.2.9 этапа 2 Конкурсной документации установлено: "работы по развитию функциональных возможностей и адаптации программного обеспечения к изменениям в условиях эксплуатации (по всем программам, включенным в состав комплекса). Основание для исполнения: Письменная заявка уполномоченного представителя Заказчика. Сроки исполнения: по согласованию с уполномоченным представителем Заказчика".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в Конкурсной документации не установлен надлежащим образом объем работ по доработке программного обеспечения, развитию функциональных возможностей, адаптации программного обеспечения к изменениям в условиях эксплуатации.
На основании изложенного, Конкурсная документация не позволяет определить в каком объеме необходимо выполнить работы, являющиеся объектом закупки.
Таким образом, указанные действия Заказчика не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33, пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 23.01.2017 NПРО1 заявка участника Конкурса ООО "Вектор развития" признана соответствующей требованиям Конкурсной документации.
В Конкурсной документации указаны требования к участникам закупки в отношении присутствия персонала.
Установленный в техническом задании Конкурсной документации график присутствия персонала включает 2 раздела: ежедневно и дополнительно.
В Конкурсной документации указано требование о дополнительном присутствии персонала в составе, в том числе, 6 специалистов - аналитиков по приемке и обработке сводной отчетности для оказания услуг по п.п. технического задания 2.3.1, 2.3.2 в период приемки годовой отчетности за 2016 год (ежедневно на протяжении 31 календарного дня в сроки подготовки отчетности и сдачи бюджетной отчетности не менее 12 часов в день).
Вместе с тем, Конкурсная документация содержит приложение N 2 "форма в отношении объекта закупки", в соответствии с которым заполняется заявка участника закупки.
При этом в составе заявки ООО "Вектор развития" представлены сведения в отношении как ежедневного, так и дополнительного присутствия персонала. Вместе с тем, в разделе "дополнительно" заявки ООО "Вектор развития" указано, в том числе: "4 специалистов - аналитиков по приемке и обработке сводной отчетности для оказания услуг по п.п. настоящего технического задания 2.3.1, 2.3.2 (приложение N 5 к Конкурсной документации) в период приемки квартальной отчетности за 2016 год (ежедневно на протяжении 31 календарного дня в сроки подготовки отчетности и сдачи бюджетной отчетности не менее 12 часов в день)".
На основании изложенного, информация о количестве персонала, указанная в составе заявки ООО "Вектор развития" на участие в Конкурсе, противоречит требованиям, указанным в Конкурсной документации.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Конкурсной комиссии, принявшей решение о соответствии заявки ООО "Вектор развития" требованиям Конкурсной документации, нарушают часть 2 статьи 53 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного нарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, в разделе 3 общие требования к оказанию услуг Конкурсной документации в составе графика присутствия персонала указано, в том числе:
- 4 специалиста - аналитика по приемке и обработке сводной отчетности для оказания услуг по п.п. настоящего технического задания 2.6.1, 2.6.2 в период приемки квартальной отчетности за 2016 год (на протяжении 22 рабочих дней в сроки подготовки отчетности и сдачи бюджетной отчетности не менее 12 часов в день);
- 6 специалистов - аналитиков по приемке и обработке сводной отчетности для оказания услуг по п.п. настоящего технического задания 2.6.1, 2.6.2 в период приемки годовой отчетности за 2017 год (ежедневно на протяжении 31 календарного дня в сроки подготовки отчетности и сдачи бюджетной отчетности не менее 12 часов в день).
При этом указанные пункты технического задания графика присутствия персонала в составе технического задания Конкурсной документации отсутствуют.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "КВАРТА ВК" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 50, частей 2, 3 статьи 53 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 30.01.2017 N К-81/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 30 января 2017 г. N К-81/17 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был