Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Энсайн" (далее - Заявитель) на действия Министерства экономического развития Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по сопровождению и технической поддержке Единого портала внешнеэкономической информации Минэкономразвития России в сети Интернет в 2017 году (номер извещения 0173100008616000136) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего в Конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по нестоимостныму критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 30.12.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 000 000 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки;
5) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 03.02.2017.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации. Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с Конкурсной документацией по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик (в баллах) - 100.
Комиссия установила, что порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку, порядок оценки по показателю критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" не соответствует требованиям пункта 11 Правил оценки заявок, поскольку заявкам участников закупки, сделавшим предложение, соответствующее предельно необходимому количественному значению качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, подлежащих оценке, или лучшее предложение, неправомерно присваивается не 100 баллов, а 90 баллов.
Кроме того, Конкурсная документации по показателю "Деловая репутация участника закупки" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" содержит следующий порядок оценки:
"При оценке по данному показателю анализируется информация из таблицы 3. "Деловая репутация участника закупки" формы N 4 "Документы, подтверждающие квалификацию участника открытого конкурса" Части IV настоящей конкурсной документации о наличии у участника открытого конкурса благодарственных писем и положительных отзывов от заказчиков за оказание услуг (выполнение работ) по сопровождению, технической поддержке, разработке или развитию программного обеспечения, информационных систем, сайтов или порталов за период с 1 января 2010 г.
Подтверждением деловой репутации участника открытого конкурса служат представленные в составе заявки на участие в конкурсе копии благодарственных писем, положительных отзывов от заказчиков за оказание услуг (выполнение работ) по сопровождению, технической поддержке, разработке или развитию программного обеспечения, информационных систем, сайтов или порталов за период с 1 января 2010 г.
Данный показатель рассчитывается следующим образом:
Предельно необходимое максимальное значение для показателя "Деловая репутация участника закупки" (Кпред) равно 50 копий документов (благодарственных писем, положительных отзывов от заказчиков).
Количество баллов, присуждаемых по данному показателю, определяется:
У участника открытого конкурса отсутствуют документы, подтверждающие деловую репутацию - 0 баллов;
Участник открытого конкурса предоставил документы, подтверждающие деловую репутацию в количестве не менее 10 штук - 10 баллов;
Участник открытого конкурса предоставил документы, подтверждающие деловую репутацию в количестве не менее 20 штук - 30 баллов;
Участник открытого конкурса предоставил документы, подтверждающие деловую репутацию в количестве не менее 30 штук - 60 баллов;
Участник открытого конкурса предоставил документы, подтверждающие деловую репутацию в количестве не менее 50 штук - 100 баллов.
Максимально возможное количество баллов по данному показателю - 100. Количество баллов по настоящему показателю умножается на коэффициент значимости показателя.
При отсутствии в заявке на участие в конкурсе информации о деловой репутации участника закупки, подтвержденной копиями благодарственных писем, положительных отзывов от заказчиков за оказание услуг (выполнение работ) по сопровождению, технической поддержке, разработке или развитию программного обеспечения, информационных систем, сайтов или порталов за период с 1 января 2010 г. участник открытого конкурса получает 0 баллов по соответствующему показателю".
Комиссия установила, что порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку в Конкурсной документации не установлена пропорциональная зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию "Квалификация участников закупки" по показателю "Деловая репутация участника закупки", учитывая, что в отношении сведений, представляемых по указанному критерию возможна количественная оценка.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Энсайн" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 30.01.2017 по делу N К-79/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 30 января 2017 г. N К-79/17 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был