Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "ПАРУ ГРУП" (далее - Заявитель) на действия Управления государственных закупок Тюменской области (далее - Уполномоченный орган), ГКУ Тюменской области "Управление капитального строительства" (далее - Заказчик) при проведении ООО "РТС-ТЕНДЕР" (далее - Оператор электронной площадки), Заказчиком, Уполномоченным органом электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение подрядных работ по строительству объекта: "Центральная больница на 1100 коек в г. Нижневартовске (1, 2 очереди)", 2 очередь (номер извещения 0167200003416009518) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком, Уполномоченным органом Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. В документации об Аукционе ненадлежащим образом установлен срок предоставления разъяснений положений документации об Аукционе.
2. В проекте контракта не установлено условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
3. Документация об Аукционе содержит излишние требования к указанию участниками закупки в заявка на участие в Аукционе конкретных показателей компонентного состава товара, а также химического состава материала.
4. В единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещен ненадлежащий план-график.
Представитель Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 23.12.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 330 224 020 рублей;
4) на участие в Аукционе подана 1 заявка от участника закупки;
5) заявка участника закупки признана соответствующей требования Закона о контрактной системе, документации об Аукционе.
6) победителем Аукциона признано ООО "Версо-Монолит" с предложением о цене контракта 2 330 224 020 рублей.
1. Согласно доводу Заявителя, в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлен срок предоставления разъяснений положений документации об Аукционе.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно разделу 12 Информационной карты документации об Аукционе установлены даты начала и окончания срока предоставления участниками Аукциона разъяснений положений документации с "23" декабря 2016 по "18" января 2017.
Согласно документации об Аукционе дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе 20.01.2017.
Согласно доводу Заявителя, датой предоставления участниками Аукциона разъяснений положений документации необходимо считать 17.01.2017.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что указанные сроки установлены в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что срок предоставления участникам закупки разъяснений положений документации об Аукционе установленный в документации не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя, в проекте контракта не установлено условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
В соответствии с частью 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что информация о сроке и порядке возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, указана в проекте государственного контракта документации об Аукционе на выполнение подрядных работ по строительству объекта для государственных нужд (приложение N2 к документации).
Согласно п.5.1.7. проекта контракта документации об Аукционе, государственный заказчик обязан "в случае надлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, вытекающих из настоящего контракта произвести возврат Подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется Подрядчиком) в течение 45 дней с даты подписания документов, подтверждающих факт надлежащего исполнения по настоящему контракту (акта приемки) и предоставления письменного заявления Подрядчика на возврат денежных средств, содержащего банковские реквизиты для возврата денежных средств".
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, доказательств, подтверждающих довод, на заседании Комиссии не представил.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу Заявителя, документация об Аукционе содержит излишние требования к указанию участниками закупки в заявка на участие в Аукционе конкретных показателей компонентного состава товара, а также химического состава материала.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Комиссией установлено, что в приложении N 1 "характеристики товаров (материалов), используемых при выполнении работ" документации об Аукционе, например (аналогичные требования к описанию также установлены в отношении иных товаров), предусмотрено следующее: "прочность на сжатие при 10% линейной деформации не менее 120 кПа, предел прочности при изгибе не менее 200 кПа, теплопроводность в сухом состоянии при температуре °С не более 0,038 Вт/(м*К), время самостоятельного горения не более 4 с, разрушающая нагрузка при испытании листов на прочность при изгибе: для продольных образцов при постоянном пролете не менее 322 Н, максимальное относительное удлинение при растяжении не менее 18%, наибольшая крупность зерен должна быть не более 2,5 мм и т.п.".
Согласно инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе участникам закупки необходимо дать конкретные показатели материалов, используемых при оказании услуг.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что положения документации об Аукционе в отношении ряда товаров, указанных в приложении N 1 "характеристики товаров (материалов), используемых при выполнении работ" документации об Аукционе, предусматривают требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели результатов испытаний, а также химического, компонентного состава товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о результатах испытаний и химического, компонентного состава таких товаров.
Указанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно доводу Заявителя, в ЕИС размещен не надлежащий план-график.
В соответствии с частью 2 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок.
Согласно части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 статьи 99 Закона о контрактной системе, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, органом местного самоуправления муниципального района или городского округа, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Согласно части 5 статьи 99 Закона о контрактной системе Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами осуществляют контроль за соответствием информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащейся:
а) в планах-графиках, информации, содержащейся в планах закупок;
б) в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках, информации, содержащейся в планах-графиках.
В связи с тем, что контроль за соответствием информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащейся в планах-графиках, информации, содержащейся в планах закупок осуществляется Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию, довод Заявителя о том, что в ЕИС размещен не надлежащий план-график Комиссией не рассматривается.
5. Согласно разделу 2.10. Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, выполняемых, оказываемых иностранными лицами документации об Аукционе установлено: "Осуществление заказчиками закупки услуг по прокату товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза) для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд согласно прилагаемой таблице "Код в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) 77.29.14 Услуги по прокату бытовых бельевых изделий, 77.29.15 Услуги по прокату текстильных изделий, одежды и обуви".
Вместе с тем, согласно разделу 4 информационной карты документации об Аукционе Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, выполняемых, оказываемых иностранными лицами документации об Аукционе- "не установлены".
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что требование в разделе 2.10. документации об Аукционе установлено ошибочно.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, на заседании Комиссии не представлено сведений о том, что указанное нарушение повлияло или могло повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "ПАРУ ГРУП" обоснованной в части установления требований к компонентам товара, а также требования к химическому составу материала в составе первой части заявки на участие в Аукционе.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
4. Передать материалы от 25.01.2017 по делу N К-63/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 25 января 2017 г. N К-63/17 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был