Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Комплект сервис" (далее - Заявитель) на действия Краевого государственного автономного учреждения дополнительного образования "Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по хоккею с мячом "Енисей" (далее - Заказчик), Агентства государственного заказа Красноярского края (далее - Уполномоченный орган) при проведении аукционной комиссией Агентства государственного заказа Красноярского края (далее - Аукционная комиссия), ООО "РТС-ТЕНДЕР" (далее - Оператор электронной площадки), Заказчиком, Уполномоченным органом электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение комплекса строительно-монтажных, пусконаладочных работ с приобретением монтируемого оборудования по объекту: Стадион "Енисей" (номер извещения 0119200000116008709) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа неправомерно объединивших в один объект (лот) закупки выполнение строительных работ и осуществление поставки оборудования, технологически и функционально не связанного с объектом строительства.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 30.12.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 868 961 235 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущен 1 участник закупки;
6) на основании части 8 статьи 67 Закона о контрактной системе Аукцион признан не состоявшимся.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктом 1.2. Положения об организации строительства объектов "под ключ", утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 10.11.1989 N 147, строительство объектов "под ключ" осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование - выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием - ввод в эксплуатацию).
Вместе с тем, применение данной нормы должно осуществляться с учетом действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и антимонопольного законодательства, исходя из содержания которых допускается включение в состав одного предмета торгов выполнения строительных работ, а также оборудования, поставка и установка которого технологически и функционально связаны со строительно-монтажными работами. При осуществлении строительства объекта "под ключ" Заказчик вправе предусмотреть в документации о закупке необходимость поставки и монтажа оборудования, неразрывно связанного с объектом строительства. При этом в качестве неразрывно связанного с объектом строительства оборудования необходимо рассматривать оборудование, поставка и установка которого невозможна впоследствии без изменения предусмотренных проектом конструктивных решений объекта строительства.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным заказчиком требованиям.
Отсутствие в документации о закупке функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки, требований к результатам работ, в том числе отсутствие в составе документации о закупке полного объема проектной документации приводит к невозможности формирования участником закупки предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта.
Согласно извещению о проведении Аукциона, документации об Аукционе, объектом закупки является выполнение комплекса строительно-монтажных, пусконаладочных работ с приобретением монтируемого оборудования по объекту: Стадион "Енисей". Начальная (максимальная) цена контракта 2 868 961 235 рублей.
В соответствии с приложением "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта" который является неотъемлемой частью настоящего документации об Аукционе, Заказчиком, Уполномоченным органом установлено:
"1. СМР: 2 311 411,651 тыс. руб.;
2. Оборудование: 548 430,908 тыс. руб.;
3. Пусконаладочные работы: 9 118,676 тыс. руб.;
Итого: 2 868 961,235 тыс. руб.;
Всего на торги 2 868 961,235 тыс. руб".
Вместе с тем, на заседании Комиссии,, представитель Заказчика пояснил, что проектно-сметная документация размещена в ЕИС не в полном объеме, поскольку в составе документации об Аукционе размещена только проектная документация, при этом отсутствуют сметные расчеты.
Кроме того, из положений документации об Аукционе невозможно однозначным образом определить какие именно работы, какое именно оборудование, предусмотренное проектно-сметной документацией включено в объект закупки.
В связи с чем, Комиссии не предоставляется возможным сделать вывод о
неправомерном объединении Заказчиком, Уполномоченным органом в один объект (лот) закупки выполнение строительных работ и осуществления поставки оборудования, технологически и функционально не связанного с объектом строительства.
Кроме того, в жалобе Заявителя обжалуются позиции оборудования указанные в локальной смете, с примечанием, что указанные оборудование не включено в состав объекта закупки.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком в один объект закупки неправомерно объединено выполнение строительных работ и осуществление поставки оборудования, технологически и функционально не связанного с объектом строительства, не нашел своего подтверждения.
Вместе с тем, действия Заказчика, Уполномоченного органа, не разместивших в ЕИС проектно-сметную документацию в полном объеме, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе. Указанное нарушение содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В Пункте 1 "Технические требования к используемым товарам" Приложения N 1 к контракту документации об Аукционе установлены следующие требования к материалу используемому в рамках выполнения работ:
"Труба стальная водогазопроводная оцинкованная: условный проход 32 мм, наружный диаметр 42,3 мм, толщина стенки не менее 2,8 мм. На поверхности труб не допускаются трещины, плены, вздутия и закаты. На торцах труб не допускаются расслоения. Допускаются отдельные вмятины, рябизна, риски, следы зачистки и другие дефекты, обусловленные способом производства, если они не выводят толщину стенки за минимальные размеры, а также слой окалины, не препятствующий осмотру, масса 1м. трубы не более 3,89кг. ГОСТ 3262-75".
Согласно пункту 1.1 ГОСТ 3262-75 трубы изготовляют по размерам и массе, приведенным в Таблице 1:
Условный проход Наружный диаметр Толщина стенки труб Масса 1 м труб, кг
легких
обыкновенных усиленных легких обыкновенных усиленных
6 10,2 1,8 2,0 2,5 0,37 0,40 0,47
8 13,5 2,0 2,2 2,8 0,57 0,61 0,74
10 17,0 2,0 2,2 2,8 0,74 0,80 0,98
15 21,3 2,35 - - 1,10 - -
15 21,3 2,5 2,8 3,2 1,16 1,28 1,43
20 26,8 2,35 - - 1,42 - -
20 26,8 2,5 2,8 3,2 1,50 1,66 1,86
25 33,5 2,8 3,2 4,0 2,12 2,39 2,91
32 42,3 2,8 3,2 4,0 2,73 3,09 3,78
40 48,0 3,0 3,5 4,0 3,33 3,84 4,34
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что в соответствии с примечанием к пункту 1.1 ГОСТ 3262-75: "Масса 1 м труб подсчитана при плотности стали равной 7,85 г/см3. Оцинкованные трубы тяжелее неоцинкованных на 3%".
Более того, из положений документации об Аукционе, пояснений сторон, не устанавливается необходимость указания в составе заявки расчетного показателя, для вычисления которого следует учесть примечания соответствующих стандартов.
При этом Комиссией установлено, что документация об Аукционе не содержит вышеуказанное примечание, в связи с чем, участник закупки может предложить в составе первой части заявки показатели соответствующие требованиям документации об Аукционе, которые в свою очередь будут противоречить требованиям ГОСТ 3262-75.
Указанные действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших в документации об Аукционе надлежащие требования к товарам при заполнении первой части заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 17.01.2017 N 0119200000116008709-1 (далее - Протокол) участнику закупки с порядковым номером заявки "2" отказано в допуске к участию в Аукционе по следующему основанию:
"В составе первой части заявки для товара "Труба стальная водогазопроводная оцинкованная" участником представлено значение показателя "масса 1 м. трубы 3,09 кг". В соответствии с требованиями ГОСТ 3262-75, п. 1.1. масса 1м трубы стальной водогазопроводной с условным проходом 32 мм, наружным диаметром 42,3 мм и толщиной стенки 3,2 мм составляет 3,09 кг. При этом в соответствии с Примечанием 2 к п. 1.1.. оцинкованные трубы тяжелее неоцинкованных на 3%. Таким образом, масса 1м трубы стальной водогазопроводной оцинкованной должна составлять 3,1827 кг. В составе первой части заявки участником предложено значение показателя "Масса 1м. трубы" используемого товара "Труба стальная водогазопроводная оцинкованная", не соответствующее значениям, установленным документацией об электронном аукционе, что не соответствует требованиям аукционной документации, разделам "Информационная карта", "Инструкция по заполнению заявки", "Описание объекта закупки (Технические требования к используемым товарам)".
Несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ, требованиям документации об аукционе (Отказ по п. 2 ч. 4 ст. 67 44-ФЗ)".
На заседании комиссии представитель Заказчика пояснил, что участником закупки указаны противоречивые сведения в отношении позиции "Труба стальная водогазопроводная оцинкованная", поскольку в составе заявки участника с порядковым номером "2" на участие в Аукционе представлена информация о массе указанной трубы без учета разницы массы в 3% оцинкованных и неоцинкованных труб в соответствии с ГОСТ 3262-75.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что заявка участника закупки с порядковым номером "2" содержит показатели по позиции "Труба стальная водогазопроводная оцинкованная" соответствующие требованиям раздела "Технические требования к используемым товарам" документации об Аукционе.
При этом Закон о контрактной системе не содержит требования о необходимости проведения математических расчетов для вычисления показателей, значения которых необходимо указать в составе первых частей заявок.
Учитывая, что Заказчиком в документации об Аукционе надлежащим образом не установлены требования к товарам (материалам) при заполнении первой части заявки на участие в Аукционе, Аукционной комиссией неправомерно принято решение об отказе заявке участника закупки с порядковым номером "2" в допуске к участию в Аукционе, что нарушает часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Комплект сервис" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
4. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 20.01.2017 по делу N К-55/17, по данному делу предписание не выдавать.
5. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 20.01.2017 по делу N К-55/17 должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 20 января 2017 г. N К-56/17 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был