Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Хатман Групп" (далее - Заявитель) на действия Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, аукционной комиссией Заказчика (далее - Аукционная комиссия), АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по комплексному обслуживанию информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Росимущества (номер извещения 0173100010516000067) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, Заказчиком 13.01.2017 опубликованы разъяснения положений документации об Аукционе по позиции "Ролик подачи", изменяющие ее суть, по позиции "Печка в сборе" не раскрыт порядок применения требований, установленных для данного оборудования.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее-ЕИС) - 30.12.2016;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 165 000 000 рублей;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
4) дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе 16.01.2017;
5) дата проведения Аукциона - 23.01.2017;
1. Согласно части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
В соответствии с частью 6 статьи 65 Закона о контрактной системе Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком размещено в ЕИС разъяснение положений документации об Аукционе от 13.01.2017 N РД1 с указанием предмета запроса по вопросу порядка применения требования к расходному материалу "Ролик подачи" с техническими характеристиками: "ресурс должен быть не менее 100000 страниц бумаги формата А4 при заполнении 5 %".
В соответствии с положениями разъяснения Заказчик проинформировал участника о том, что данный показатель не будет учитываться при рассмотрении первых частей заявок участников.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное разъяснение положений документации об Аукционе N РД1, размещенное в ЕИС 13.01.2017 изменяет положения документации об Аукционе, что нарушает часть 5 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно разъяснениям положений документации об Аукционе от 13.01.2017 N РД1 участнику необходимо разъяснить применение требования "при заполнении 5%" для печки в сборе, поскольку ресурс данного расходного материала не зависит от заполняемости листа.
Ответ Заказчика содержит, в том числе следующую информацию: "Все характеристики используемого при оказании услуг товара указаны Заказчиком с учетом характеристик и показателей оборудования программно-аппаратного обеспечения, используемого Заказчиком для своих производственных целей в рамках текущей хозяйственной деятельности. Необходимо сообщить, что у Заказчика имеется потребность в своевременном обслуживании и обеспечении современными и надежными материалами существующего оборудования с учетом абсолютной совместимости поставляемых товаров, запчастей, расходных материалов.
На Комиссии установлено, что указанный ответ на запрос о разъяснении положений документации об Аукционе N РД1, размещенный в ЕИС 13.01.2017 не изменяет положений документации об Аукционе и не противоречит Закону о контрактной системе.
При этом, Заявителем на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно извещению о проведении закупки, документации об Аукционе предметом закупки является оказание услуг по комплексному обслуживанию информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Росимущества.
Согласно разделу III "Техническая часть документации об электронном аукционе" (далее - Техническая часть) документации об Аукционе оказание услуг по комплексному обслуживанию информационно-телекоммуникационной инфраструктуры включает в себя:
- сопровождение программно-технических средств серверного оборудования;
- сопровождение программно-технических средств сетевой и телекоммуникационной инфраструктуры;
- сопровождение автоматизированных рабочих мест;
- сопровождение программных и аппаратных средств защиты от несанкционированного доступа и средств криптографической защиты автоматизированных рабочих мест;
- сопровождение вспомогательных средств и периферийного оборудования;
- сопровождение программного обеспечения;
- сопровождение программно-технических средств систем видеотрансляций и аудио-видеоконференцсвязи;
- замена расходных материалов;
- услуги по восстановлению работоспособности: настройка, замена составных частей (в объеме запчастей и принадлежностей).
Пунктом 1.3 "Место, сроки оказания Услуг" Технической части документации об Аукционе установлено, в том числе, следующее: "в состав структуры Росимущества, обеспечиваемой Услугами по Контракту, входят объекты центрального аппарата (ЦА), территориально удаленные один от другого и размещенные в г. Москве по адресам, указанным в таблице 1, а также объекты оказания услуг, находящиеся в административных центрах субъектов Российской Федерации, размещенные по объектам подключения согласно таблице 2".
Пунктом 1.4 "Назначение и цели оказания услуг" Технической части документации об Аукционе установлено, что назначением услуг является выполнение качественного обслуживания оборудования и программно-технических средств информационно-коммуникационной системы Заказчика, а также автоматизированных рабочих мест центрального аппарата и территориальных органов Заказчика.
Согласно пункту 3.7 "Требования к замене комплектующих и расходных материалов" Технической части документации об Аукционе исполнитель должен обеспечить своевременную замену расходных материалов, запасных частей, комплектующих к компьютерной технике Заказчика в составе и с техническими характеристиками, приведенными в приложениях 8 и 9 к Технической части документации об Аукционе, согласно которым необходимо осуществлять замену, в том числе, следующих расходных материалов и запасных частей: тонер-картриджы, картриджы, блоки проявки, насадка на ролик захвата, печки в сборе, жесткие диски, материнские платы и др.
В соответствии с Технической частью документации об Аукционе, максимальный срок оказания услуг составляет 48 часов.
Пунктом 14 раздела II "Информационная карта электронного аукциона" документации об Аукционе установлено требование о наличии во второй части заявки копий лицензии ФСТЭК России на деятельность по технической защите конфиденциальной информации, а также лицензии ФСБ России для оказания услуг по комплексному обслуживанию информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Заказчика.
Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией. В случае если в один объект закупки включены работы, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, а также работы, для выполнения которых такая лицензия не требуется, то установление требования о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в Аукционе копии такой лицензии является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
С учетом вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что обслуживание программного обеспечения, а также техническое обслуживание оборудования, находящееся на балансе Заказчика с возможностью максимального срока оказания услуг, равному 48 часам, на замену расходных материалов, настройку, замену составных частей неправомерно объединены в один объект закупки
Действия Заказчика, объединившего в объект закупки технологически и функционально несвязанные между собой оказание услуг по обслуживанию программного обеспечения и оказание услуг по техническому обслуживанию оборудования, не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно пункту 3.7 "Требования к замене комплектующих и расходных материалов" Технической части документации об Аукционе исполнитель должен обеспечить своевременную замену расходных материалов, запасных частей, комплектующих к компьютерной технике Заказчика в составе и с техническими характеристиками, приведенными в приложениях 8 и 9 к Технической части документации об Аукционе, согласно которым необходимо осуществлять замену, в том числе, следующих расходных материалов и запасных частей: тонер-картриджы, картриджы, блоки проявки, насадка на ролик захвата, печки в сборе, жесткие диски материнские платы и др.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что документация об Аукционе не содержит объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и(или) ремонту техники, оборудования в связи с тем, что невозможно определить количество расходных материалов и запасных частей при оказании услуг.
Комиссия установила, что в извещении о проведении Аукциона, в документации об Аукционе установлена начальная (максимальная) цена контракта в размере 165 000 000 рублей. При этом документация об Аукционе не содержит указаний на начальную (максимальную) цену запасных частей.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Хатман Групп" обоснованной в части разъяснения положений документации об Аукционе, изменяющей суть документации об Аукционе.
2. Признать в действиях нарушение части 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 64, части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 19.01.2017 N К-44/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 19 января 2017 г. N К-44/17 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был