Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Центр Права и Технологий" (далее - Заявитель) на действия Министерства обороны Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по подготовке и проведению в 2017 году торжественного вечера, посвященного Дню защитника Отечества для нужд Министерства обороны Российской Федерации (номер извещения 0173100004516002240) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в Конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по нестоимостному критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок".
2. Заказчиком в Конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по нестоимостному критерию оценки "Квалификация участников конкурса, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 30.12.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 35 000 000 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 23.01.2016.
1. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации. Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки: Цена Контракта (значимость критерия - 60%); Качественные, функциональные и экологические характеристики услуги (далее - Критерий N 2) (значимость критерия - 30%); Квалификация участников конкурса, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом Контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее - Критерий N 3) (значимость критерия - 10%).
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 2 Конкурсной документации по Критерию N 2 применяется, в том числе показатель: "Описание предложений о качестве оказываемых Услуг" (далее - Показатель N 1.1), значимость показателя - 50 %.
Согласно Конкурсной документации в рамках Показателя N 1.1 установлен следующий порядок оценки: "Максимально детализировано описание способов и методов, алгоритмов исполнения всех обязательств, предусмотренных в Наименовании и описании объекта закупки (Приложение N 3 к конкурсной документации).
- организация процесса проведения подготовительных и монтажных работ по установке видео, звукотехнического, светового и иного оборудования;
- описание предлагаемых методов и технологий подготовки и установки декораций и методов соблюдения требований безопасности при проведении массовых мероприятий.
При предоставлении информации в полном объеме, то есть максимально детализировано описание способов и методов, алгоритмов исполнения всех обязательств, предусмотренных в Наименовании и описании объекта закупки (Приложение N 3 к конкурсной документации), в том числе: по организации процесса проведения подготовительных и монтажных работ по установке видео, звукотехнического, светового и иного оборудования; описания предлагаемых методов и технологий подготовки и установки декораций и методов соблюдения требований безопасности при проведении массовых мероприятий, заявке присваивается максимальное количество баллов.
При отсутствии описания по одному из вышеуказанных пунктов, а также неполного, недетализированного, без указания конкретных способов и методов исполнения обязательств, в отсутствие четкого алгоритма исполнения обязательств, как по всем указанным пунктам, так и по каждому из них, не позволяющего проследить зависимость предпринимаемых участником закупки действий и составить однозначное представление об их содержании, заявке присваивается 20 баллов;
При отсутствии описания по всем вышеуказанным пунктам, заявке присваивается 0 баллов".
Комиссия установила, что порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку в Конкурсной документации не установлен предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и соответственно подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по Критерию N 2.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с Конкурсной документацией по Критерию N 3 применяется следующий порядок оценки: "Предметом оценки является квалификация участника конкурса на основе сведений об опыте участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема; оценивается на основании справки, согласно таблице N 1 Приложения N 2 к Рекомендуемой форме заявки на участие в конкурсе (Приложение N 2 к конкурсной документации), подписанной участником закупки, содержащей сведения об успешно исполненных государственных контрактах (контрактах, договорах) с указанием краткого описания оказанных услуг, за период с 2008 по 2016 годы (включительно) с приложением соответствующих документов - копий государственных контрактов (контрактов, договоров), копий итоговых актов (актов сдачи - приемки оказанных услуг), подтверждающих исполнение государственных контрактов (контрактов, договоров).
Сопоставимыми по характеру считаются оказанные услуги в области концертной деятельности, соответствующие Наименованию и описанию объекта закупки (Приложение N 3 к конкурсной документации), в том числе для государственных заказчиков.
Сопоставимыми по объему считаются исполненные надлежащим образом государственные контракты (контракты, договоры), соответствующие объему, указанному в Наименовании и описании объекта закупки (Приложение N 3 к конкурсной документации), по одному государственному контракту (контракту, договору) с ценой государственного контракта (контракта, договора) не менее 4 000 000 рублей".
На заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, что предоставление контрактов на оказание услуг исключительно в области концертной деятельности приводит к ограничению участников закупки.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что в соответствии с пунктом 2 Технического задания Конкурсной документации проведение торжественного вечера должно способствовать повышению в обществе авторитета Вооруженных Сил Российской Федерации, совершенствованию патриотического воспитания российских граждан на лучших традициях служения Отечеству, формированию уважительного отношения к ветеранам войны и военной службы. Таким образом, требование о предоставлении контрактов на оказание услуг исключительно в области концертной деятельности установлено в соответствии с Техническим заданием Конкурсной документации, а также потребностью Заказчика.
Вместе с тем, представителем Заявителя на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность указанного довода. В связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Пунктом 3.2.2.3 Технического задания Конкурсной документации установлено следующее требование: "В рамках проведения протокольного мероприятия (банкет) Исполнитель обязан: до 12 февраля 2017 г. представить на утверждение Заказчику меню и программу протокольного мероприятия, соответствующие высокому уровню проведения государственного приема федерального значения, из расчета 1000 человек. Проведение официального приема осуществляется Исполнителем в соответствии с утвержденным документами. Обслуживающий протокольное мероприятие персонал должен иметь высокий уровень профессиональной квалификации и специальную форму одежды единого стиля".
Кроме того, пунктом 3.2.2.2 Технического задания Конкурсной документации установлено, в том числе следующее требование: "Световое оборудование: не менее 90 "динамических голов" с мощностью лампы не менее 1000 Вт, не менее 100 прожекторов заливающего света с лампой не менее 1000 Вт, не менее 14 прожекторов архитектурной засветки с лампой не менее 2 кВт., не менее 20 стробоскопов мощностью лампы не менее 3 кВт., не менее 2 генераторов дыма, не менее 500 метров светодиодных элементов RGB Line 24 Вт линейного типа, процессоров и коммутации к ним".
Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в Конкурсной документации не установлен надлежащим образом объем оказания услуг по проведению протокольного мероприятия (банкет), а также объем оборудования, необходимого для оказания услуг по подготовке и проведению в 2017 году торжественного вечера, посвященного Дню защитника Отечества для нужд Министерства обороны Российской Федерации, что нарушает пункт 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, а также содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, пунктом 3 Технического задания Конкурсной документации установлено следующее требование к исполнителю: "Исполнитель в соответствии с условиями Контракта обязуется осуществить подготовку и проведение 23 февраля 2017 г. торжественного вечера в Государственном Кремлевском Дворце с участием руководства страны, руководящего состава Вооруженных Сил Российской Федерации, военнослужащих, ветеранов войны и военной службы, членов их семей, представителей общественных организаций и объединений.
Кроме того, Исполнитель представляет Заказчику документы, подтверждающие наличие договоров с администрацией Государственного Кремлевского Дворца о проведении торжественного вечера".
Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, влекут за собой ограничение количества участников закупки, что нарушает пункт 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, а также содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Центр Права и Технологий" обоснованной в части установления ненадлежащего порядка оценки заявок на участие в Конкурсе по нестоимостному критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок".
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 13.01.2017 по делу N К-27/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 13 января 2017 г. N К-27/17 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был