Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды рассмотрел проект федерального закона N 1118735-6 "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", внесенный депутатами Государственной Думы В.В. Сысоевым, К.И. Черкасовым, и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается ввести запрет на захоронение отходов в Арктической зоне Российской Федерации. По мнению авторов, такой запрет "станет одним из первых шагов законодательного регулирования, направленного на защиту экологии Арктики".
Следует отметить, что наиболее существенными проблемами для арктических регионов по материалам Генеральной прокуратуры Российской Федерации (г. Салехард, 27.05.2016) являются: отсутствие эффективной системы управления отходами, необходимость проведения инвентаризации и очистки территорий от отходов, негативное воздействие на водные объекты при перевозке нефтепродуктов внутренним водным транспортом и др.
Не вызывает сомнения, что Арктическая зона Российской Федерации - это территория с крайне уязвимыми экосистемами и в связи с ее активным освоением нуждается в особом внимании и бережном отношении.
Комитет также отмечает, что в настоящее время природоохранное законодательство Российской Федерации практически не учитывает природно-климатические и иные географические условия Арктической зоны Российской Федерации, а также уровень накопленного вреда окружающей среде в результате прошлой экономической деятельности. Поэтому инициативы, направленные на защиту арктических территорий, безусловно, заслуживают внимания.
Однако, по мнению Комитета, предложенный авторами законодательный запрет на деятельность по захоронению отходов на указанной территории (далее - запрет) не приведет к снижению техногенной нагрузки на экосистемы арктических территорий по следующим причинам:
1. Запрет требует поиска альтернативных путей удаления отходов, например, их утилизации и обезвреживания. Однако отсутствие в достаточной объеме соответствующих объектов инфраструктуры может привести к увеличению количества несанкционированных мест захоронения отходов.
2. Вывоз отходов за пределы Арктической зоны Российской Федерации приведет к увеличению стоимости услуг по обращению с отходами в связи с увеличением транспортного "плеча" вывоза. При этом в пояснительной записке не приводится соответствующих экономических расчетов. Например, предлагаемый запрет может привести к многократному увеличению стоимости услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами для населения арктических территорий. Следует отметить, что на территории перечисленных в приложении к Указу Президента России от 2 мая 2014 года N 296 сухопутных территориях Арктической зоны проживает около 2,5 млн.чел. Также следует иметь ввиду, что, например, в зимнее время вывоз отходов возможен только по зимним автомобильным дорогам или ледовым переправам, а летом с помощью железнодорожного, авиационного, речного транспорта.
В отношении законодательного обеспечения экологической безопасности при обращении с отходами следует отметить следующее.
В настоящее время пунктом 5 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон) запрет захоронения отходов предусмотрен:
- в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
- в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.
Пунктом 7 названной статьи запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов. При этом включение таких объектов в указанный реестр требует соблюдения всех предусмотренных законодательством Российской Федерации требований.
Кроме этого необходимо отметить, что с 1 января 2017 года вступил в силу пункт 8 статьи 12 Федерального закона, которым введен запрет на захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации. Соответствующий перечень видов отходов устанавливается Правительством Российской Федерации. Предусматривается поэтапный запрет захоронения следующих материалов:
- лом и отходы черных и цветных металлов, а также отходы оборудования и прочей продукции, содержащих ртуть - с 1 января 2017 года;
- отходы бумаги и стекла и др. - с 1 января 2018 года и т.д.
Требования перечисленных положений статьи 12 Федерального закона в полной мере распространяются на арктические территории.
По мнению, например, специалистов географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, экологическую ситуацию в Арктической зоне позволит улучшить строгий контроль за выполнением требований статьи 12 Федерального закона и очистка территорий от накопленных отходов без установления запрета захоронения всех видов отходов.
Таким образом, действующие положения законодательства Российской Федерации с одной стороны, должны обеспечить экологическую безопасность на арктических территориях, однако отсутствие специальных мер по их защите не позволяет это реализовать в полной мере.
Комитет считает, что дополнительную защиту арктическим территориям в части обращения с отходами можно обеспечить посредством:
- увеличения административного наказания за несоблюдение требований обращения отходами в Арктической зоне Российской Федерации (статья 8.2 КоАП РФ), что может быть учтено при подготовке ко второму чтению законопроекта N 690757-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации (об уточнении составов административных правонарушений в сфере обращения с отходами производства и потребления)";
- применения повышающего коэффициента 2 к плате за негативное воздействие на окружающую среду при захоронении отходов в Арктической зоне Российской Федерации. С 1 января 2016 г. такие коэффициенты применяются в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами. Представляется целесообразным установить основания для применения указанного коэффициента в Федеральном законе "О развитии арктической зоны Российской Федерации" (разрабатывается Правительством России).
Таким образом, Комитет концептуально поддерживает необходимость дополнительного государственного регулирования на территории Арктической зоны Российской Федерации, однако с учетом вышеизложенного поддержать законопроект в предложенной редакции не представляется возможным.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 1118735-6 "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" (в части запрета захоронения отходов в Арктической зоне Российской Федерации).
Председатель Комитета |
О.В. Тимофеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.