Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
на проект федерального закона N 32886-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" и статью 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"
(в части защиты прав граждан, проживающих в бывших ведомственных общежитиях),
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 32886-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" и статью 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (в части защиты прав граждан, проживающих в бывших ведомственных общежитиях), внесенный Правительством Российской Федерации (далее - законопроект).
Согласно пояснительной записке законопроект направлен на защиту жилищных прав граждан, проживающих в бывших ведомственных общежитиях, которые в процессе приватизации вошли в уставной капитал акционерных обществ.
Законопроектом путем внесения изменений в Федеральный закон от 26.01.1996 года N 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 15-ФЗ) и Федеральный закон от 29.12.2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 189-ФЗ) предлагается урегулировать отношения с гражданами, проживающими в жилых помещениях, находящихся в жилых домах и многоквартирных домах бывших ведомственных общежитий, переданных в частную собственность, через нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре найма жилого помещения. Одновременно предлагается установить, что условия таких договоров в части платы за пользование жилым помещением, платы за содержание жилого помещения и платы за коммунальные услуги должны быть аналогичными условиям договора социального найма, что позволит исключить применение в отношении таких граждан необоснованно высоких тарифов по оплате жилого помещения.
Федеральным законом N 189-ФЗ регулируются отношения, связанные с принятием и введением в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Его положения устанавливают соотношение между нормами Жилищного кодекса и ранее принятыми нормативными правовыми актами.
Аналогичная ситуация с Федеральным законом N 15-ФЗ. Такие законы в системе законодательства относятся к вводным или корректирующим законам, благодаря им вносится ясность в вопросы о состоянии законодательства в целом и о судьбе нормативных правовых актов, регулирующих соответствующие отношения.
Учитывая это, предлагаемые в законопроекте положения о договоре найма жилого помещения не относятся к предмету ведения вводных законов, полагаем, что они подлежат внесению в Жилищный кодекс Российской Федерации.
Из пояснительной записки к законопроекту следует, что по данным субъектов Российской Федерации в настоящее время более 200 жилых домов, имеющих статус бывших ведомственных общежитий, находятся в частной собственности. При этом большая часть таких домов находится в неудовлетворительном состоянии и имеет степень износа от 30 до 85%. Новые собственники таких жилых домов в отношении проживающих в них граждан применяют завышенные (коммерческие) тарифы. По мнению Правительства Российской Федерации, граждане, проживающие в бывших ведомственных общежитиях, стали заложниками ситуации, связанной с нарушениями, допущенными в процессе приватизации предприятий, в ведении которых находились такие общежития.
В соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 года N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" (признан утратившим силу с 29 марта 2003 года Указом Президента Российской Федерации от 26 марта 2003 года N 370) был установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности.
На основании п. 2 Постановления Верховного Совета РФ N 3020-1 от 27 декабря 1991 года объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, должны быть переданы в муниципальную собственность.
Норма права, содержащая запрет на приватизацию в составе имущественного комплекса унитарного предприятия жилищного фонда и объектов его инфраструктуры, содержится также в статье 30 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
В соответствии с абзацем 1 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.
Указанными выше нормами не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.
Таким образом, законодательно установлена преимущественная форма перехода общежитий в ведение органов власти и управления.
Кроме того, согласно действующей норме статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения в общежитиях отнесены к специализированному жилищному фонду, отчуждение которых не допускается.
Как указывалось выше, в пояснительной записке к законопроекту Правительство Российской Федерации признает нарушение действующего законодательства в процессе приватизации предприятий, в ведении которых находились общежития, при этом указывает на то, что оспаривание результатов приватизации в силу исковой давности невозможно.
Однако включение жилого дома в состав приватизируемого имущества государственного и муниципального предприятия в нарушение действующего законодательства не должно влиять на жилищные права граждан, вселившихся и проживавших в данных жилых помещениях до приватизации, в том числе и на право бесплатной передачи жилья в собственность граждан на основании статьи 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 28 июля 2009 г. N 46-В09-21).
Таким образом, решение обозначенной в пояснительной записке проблемы возможно путем судебной защиты нарушенных жилищных прав граждан. Суды при рассмотрении вопросов, связанных с проживанием граждан в бывших ведомственных общежитиях, применяют к таким отношениям положения Жилищного кодекса о договоре социального найма (при условии вселения граждан в общежитие до государственной регистрации права собственности на жилой дом).
Комитет поддерживает предложение установить, что размер платы за пользование жилым помещение (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей определяется исходя из общей площади занимаемого жилого помещения, а в случае, если занимаемым жилым помещением является комната, - исходя из площади этой комнаты. Данные изменения направлены на защиту прав граждан, проживающих в бывших ведомственных общежитиях коридорного типа, которым необоснованно увеличивают плату за содержание жилого помещения путем признания жилых помещений, расположенных на одном этаже в таких домах, одной коммунальной квартирой.
Анализируя законодательную инициативу, Комитет отмечает, что предложенные изменения будут касаться лишь граждан, проживающих в бывших ведомственных общежитиях на условиях найма, и не затронут права граждан, которые приватизировали свои жилые помещения в указанных домах и являются собственниками.
Принимая во внимание изложенное, Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству полагает, что проект федерального закона N 32886-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" и статью 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" требует доработки с учетом высказанных замечаний ко второму чтению.
Председатель Комитета |
Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.