Вопросы по Методическим указаниям по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 16 сентября 2016 г. N 582, разработанным в целях приведения к Порядку разработки, реализации и оценки эффективности, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. от N 588
Вопрос | Ответ |
1. Вопросы, связанные с порядком разработки, структурой и сроками реализации государственной программы (подпрограмм) | |
1.1. Может ли государственная программа содержать одну обеспечивающую подпрограмму, одну подпрограмму и ФЦП? | Пунктом 46 Методических указаний установлены требования к минимальному набору подпрограмм государственной программы. Согласно данному пункту государственная программа должна включать не менее двух подпрограмм, предусматривающих финансовое обеспечение. При этом Методическими указаниями предусмотрено, что государственная программа не может состоять менее чем из трех подпрограмм, если в составе государственной программы не предусмотрены ФЦП и предусмотрена подпрограмма, направленная на обеспечение реализации государственной программы. Таким образом, государственная программа может содержать одну подпрограмму, направленную на обеспечение реализации государственной программы, подпрограмму и ФЦП. |
1.2. Необходимо ли в паспортах государственных программ указывать должности руководителей федеральных органов исполнительной власти - соисполнителей и участников государственной программы. | В соответствии с пунктом 12 Методических указаний в паспорте государственной программы в графах "соисполнители" и "участники" указываются только наименования федеральных органов исполнительной власти или иных главных распорядителей бюджетных средств. |
1.3. С 2017 года расходы на реализацию двух подпрограмм передаются из государственной программы в другую государственную программу. В связи с этим необходимо формировать новую редакцию государственной программы, не включающую данные подпрограммы, или следует сохранить паспорта, объемы финансирования, показатели и иные параметры с 2013 по 2016 год и не указывать их с 2017 года? В государственной программе на 2015 и 2016 год (в соответствии с законами о федеральном бюджете на 2015-2017 годы и на 2016 год) включены подпрограмма и ФЦП. Государственная программа в новой структуре еще не утверждалась. В настоящее время данные подпрограмма и ФЦП исключены из государственной программы (в соответствии с проектом закона о федеральном бюджете на 2017-2019 годы в рамках государственной программы они не отражены). Каким образом отражать указанные структурные элементы в проекте новой редакции государственной программы? Является ли необходимым: формирование паспортов подпрограммы и ФЦП, их отражение в таблице 2 (перечень основных мероприятий), таблице 4 (сведения о ресурсном обеспечении), либо возможно формирование ссылки на то, что объем финансирования государственной программы в 2015-2016 годах указан с учетом подпрограммы и ФЦП? | Согласно пункту 12 Методических указаний в паспорте государственной программы в графе "подпрограммы программы (в том числе федеральные целевые программы)" указывается перечень подпрограмм государственной программы и федеральных целевых программ, в том числе реализация которых завершена. Таким образом, в случае завершения подпрограмм в рамках государственной программы, в том числе при передаче подпрограмм в другую государственную программу, в паспорте государственной программы необходимо указать их наименования и сроки фактической реализации, а также информацию об их завершении (передаче в другую государственную программу). Заполнять паспорта этих подпрограмм в составе новой редакции государственной программы не требуется. При этом в государственной программе необходимо отразить сведения (мероприятия, показатели (индикаторы) и их значения, объемы финансового обеспечения и др.) по завершенным подпрограммам за отчетный период до года их передачи в другую государственную программу. А в дополнительных и обосновывающих материалах к государственной программе следует указать, с какого года, по какой причине, в какую государственную программу были переданы соответствующие подпрограммы. Соответственно, в иной государственной программе, в составе которой планируется реализация передаваемых подпрограмм, сведения (мероприятия, показатели (индикаторы) и их значения, объемы финансового обеспечения) указываются с момента фактического начала реализации этих подпрограмм в рамках данной государственной программы. В дополнительных и обосновывающих материалах также нужно указать год начала реализации подпрограмм и информацию, в какой государственной программе ранее реализовывались эти подпрограммы. Таким образом, если в рамках государственной программы реализовывались подпрограммы (ФЦП) в 2015-2016 годах, не указанные в действующем акте о государственной программе, ответственным исполнителям следует отразить факт их реализации за соответствующий период в новой редакции государственной программы. |
1.4. Может ли подпрограмма быть направлена на решение нескольких задач государственной программы? (пример: в государственной программе 3 подпрограммы, значит ли это, что задач также должно быть 3)? Если подпрограмма может решать несколько задач государственной программы, то должны ли данные задачи быть целями подпрограммы или цель подпрограммы может быть одной (иметь более широкое понятие), включающей в себя несколько задач? | В соответствии с пунктом 17 Методических указаний подпрограмма государственной программы может быть направлена на решение только одной задачи государственной программы. При этом целью подпрограммы должно являться решение соответствующей задачи государственной программы. То есть, если для достижения целей государственной программы разработаны три задачи, то и количество подпрограмм должно быть три. При этом необходимо учитывать требования к минимальному набору подпрограмм государственной программы, установленные пункте 46 Методических указаний. Вместе с тем пунктом 8 Методических указаний предусмотрена возможность разработки подпрограммы, направленной на обеспечение реализации государственной программы. В соответствии с пунктом 46 данная подпрограмма может быть не привязана к решению конкретной задачи государственной программы. Требования непосредственно к целям и задачам такой подпрограммы указаны в пунктах 63-64 Методических указаний. Таким образом, если государственная программа содержит три задачи, то в ее состав включаются три подпрограммы, а также дополнительно может быть включена подпрограмма, направленная на обеспечение реализации государственной программы. |
1.5. Какие разделы (приложения) включаются в утверждаемую часть государственной программы, а что относится к дополнительным и обосновывающим материалам? | Состав элементов утверждаемой части государственной программы и дополнительных и обосновывающих материалов установлен Порядком N 588. Элементы государственной программы: Утверждаемые: - паспорт ГП - паспорта подпрограмм - паспорта ФЦП - утверждаемое текстовое описание ГП - правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации Приложения: Дополнительные и обосновывающие материалы - неутверждаемые: - характеристика текущего состояния и прогноз развития соответствующей сферы социально-экономического развития, в том числе в субъектах Российской Федерации; - прогноз ожидаемых результатов реализации государственной программы; - описание рисков реализации государственной программы; - обоснование набора подпрограмм и федеральных целевых программ; - описание мер государственного регулирования; - обоснование необходимых финансовых ресурсов; - методика оценки эффективности; - прогноз сводных показателей государственных заданий; - обоснование необходимости применения налоговых, таможенных, тарифных, кредитных и иных инструментов; - информация об инвестиционных проектах; - информация о прогнозных расходах организаций; - характеристика целей, задач и мероприятий приоритетного национального проекта, а также сведения о его ресурсном обеспечении; - сведения о порядке сбора информации и методике расчета показателей (индикаторов); - сведения о целевых группах (физические и юридические лица); - сведения об объемах бюджетных ассигнований по источникам финансирования дефицита федерального бюджета; - дополнительные сведения по подпрограммам (титульный лист) Приложения: |
1.6. Процент изменений в новой государственной программе составляет более 50%. В связи с этим представляется целесообразным формировать новую редакцию государственной программы, а не вносить изменения в действующую. При этом в соответствии с Методическими указаниями приложения к государственной программе заполняются, начиная с с 2014 года. Период реализации действующей редакции государственной программы - 2012-2020 годы. Каким будет период реализации новой редакции государственной программы: с 2012 или с 2014 года? Возможно ли 2012-2013 годы отразить только в паспортах государственной программы (подпрограмм)? В том случае, если период реализации новой редакции государственной программы - 2014-2020 годы, то каким будет срок реализации мероприятий проекта детального плана-графика на 2017-2019 годы, которые в соответствии с утвержденным детальным планом- графиком на 2014-2016 годы реализуются с 2012 года? | В данном случае, следует отметить, что государственные программы являются документами стратегического планирования. В этой связи, в целях обеспечения возможности проведения объективной оценки эффективности реализации государственных программ в течение всего периода ее реализации, возможности сопоставления показателей и результатов реализации основных мероприятий (мероприятий), ведомственных целевых программ, подпрограмм (ФЦП) и государственной программы в целом по годам реализации, необходимо отражение всех проводимых мероприятий. Таким образом, мероприятия, реализация которых началась в период с 2012 года и еще не завершена, должны быть отражены в государственной программе и в детальном плане-графике в соответствии со сроками реализации. В этой связи представляется целесообразным вносить изменения в действующее постановление Правительства Российской Федерации (изложив при этом государственную программу в новой редакции). Вместе с тем период реализации государственной программы сохраняется, т.е. должен быть указан с момента начала реализации (например, с 2012 года). Кроме того, необходимо отметить, что при приведении государственных программ в соответствие с законом о бюджете на 2017-2019 годы за текущий принимается год разработки проекта государственной программы в новой редакции, то есть - 2016 год. В связи с этим табличные приложения к проекту государственной программы формируются с 2013 года, если формой не предусмотрен иной срок. |
2. Вопросы, касающиеся набора и наименования основных мероприятий (мероприятий) | |
2.1. Согласно Методическим указаниям, не допускается в наименовании основных мероприятий указаний на конкретные организации, предприятия, учреждения, территории (административно-территориальные единицы), объекты и их отличительные (специфические) характеристики. Каким образом формировать наименования основных мероприятий в том случае, если в федеральном законе о бюджете они утверждены с указанием наименований конкретных организаций? | В пункте 18 Методических указаний установлено, что наименования основных мероприятий не должны содержать, указаний на конкретные организации, предприятия, учреждения, территории (административно-территориальные единицы), объекты и их отличительные (специфические) характеристики. А пунктом 19 Методических указаний предусмотрено, что мероприятия, предусматривающие предоставление межбюджетных трансфертов, а также иные мероприятия, имеющие ту же целевую направленность (в том числе предоставление субсидий юридическим лицам), следует группировать в одно основное мероприятие. Вместе с тем пунктом 25 Методических указаний установлено, что в рамках приведения государственной программы в соответствие с законом о бюджете коды бюджетной классификации и наименования структурных элементов государственной программы должны соответствовать кодам бюджетной классификации и наименованиям структурных элементов, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете и федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период. Учитывая, что 19 декабря 2016 г. утверждены Федеральный закон N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов" и федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов (N 416-ФЗ, N 417-ФЗ, N 418-ФЗ), нормы пунктов 18 и 19 Методических указаний распространяются только при включении новых основных мероприятий в государственную программу. |
2.2. Обязательно ли наличие обеспечивающей подпрограммы или основного мероприятия? | Пунктом 8 Методических указаний определено, что в государственную программу может быть включена подпрограмма, которая направлена на обеспечение реализации государственной программы. При этом согласно пункту 67 Методических указаний следует, что в состав подпрограммы, направленной на обеспечение реализации государственной программы следует включать основное мероприятие, направленное на управление реализацией соответствующей государственной программы. В этом же пункте указано, что в случае отсутствия такой подпрограммы указанное мероприятие включается в иную подпрограмму по решению ответственного исполнителя. Исходя из норм Методических указаний, включение в государственную программу основного мероприятия, направленного на управление ее реализацией, является обязательным. Однако, учитывая, что 19 декабря 2016 г. утверждены Федеральный закон N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов" и федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов (N 416-ФЗ, N 417-ФЗ, N 418-ФЗ), положения данной нормы будут распространяться только при включении новых основных мероприятий при формировании проекта федерального бюджета на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов в случае наличия их финансового обеспечения. |
3. Вопросы, связанные с показателями государственной программы (подпрограмм) и методикой их расчета | |
3.1. В Методических указаниях содержится требование относительно количества показателей подпрограммы: оно не должно более чем в два раза превышать число основных мероприятий подпрограммы. Каким образом в рамках подпрограммы отражать показатели, непосредственно характеризующие достижение целей и решение ее задач, если количество показателей, отражающих выполнение Указов Президента Российской Федерации, реализацию Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации и иных стратегических документов, практически, не оставляет возможности включить иные показатели? | Показатели, установленные Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, характеризующие достижение цели подпрограммы, включаются в состав показателей подпрограммы в обязательном порядке. |
3.2. Возможно ли дублирование показателей в рамках таблиц 9 и 9а? | Согласно пункту 22 Методических указаний в таблице 9 указываются показатели, определяемые исходя из данных Федерального плана статистических работ (далее - ФПСР). А в таблице 9а указываются показатели, которые не включены в состав данных официальной статистики или рассчитываются ответственным исполнителем, соисполнителями, участниками государственной программы на основе, в том числе данных Росстата (ФПСР) по определенной методике (формуле). Таким образом, показатель, включенный в таблицу 9, не включается в таблицу 9а. |
3.3. Если значение показателя рассчитывается как частное от фактического значения показателя в отчетном году к значению предыдущего года (например, "Численность лиц, размещенных в коллективных средствах размещения, в % к 2012 году"), в какую таблицу (9 или 9а) необходимо включить такой показатель? Справочно: Показатель "Численность лиц, размещенных в коллективных средствах размещения" включен в ФПСР (пункт 1.23.1). | В соответствии с пунктом 22 Методических указаний, если для расчета показателя используется формула, то он отражается в таблице 9а. При этом показатель, который был взят за основу для расчетов (в данном случае - "Численность лиц, размещенных в коллективных средствах размещения") отражается в таблице 9а в графе "Базовые показатели (используемые в формуле)". |
3.4. Если показатели рассчитываются по формулам, прямо не предусмотренным формой государственного (федерального) статистического наблюдения, то показатели необходимо отражать по форме таблицы 9а приложения к Методическим указаниям? Если государственная программа не содержит сведений по форме таблицы 9 приложения к Методическим указаниям, то ее согласование с Росстатом не требуется? | В соответствии с пунктом 22 Методических указаний, если показатель рассчитывается по формуле прямо не предусмотренной формой государственного (федерального) статистического наблюдения, то такой показатель включается в таблицу 9а приложения к Методическим указаниям. В соответствии с пунктом 20 Порядка N 588, проект государственной программы подлежит согласованию с Федеральной службой государственной статистики. В этой связи вне зависимости от наличия сведений, отражаемых по форме таблицы 9 приложения к Методическим указаниям, требуется согласование проекта государственной программы с Росстатом. |
3.5. При включении в состав показателей (индикаторов) государственной программы нового показателя (индикатора) ответственным за достижение его плановых значений предложены плановые значения на 2013-2015 год, при этом его фактические значения в указанном периоде не могут быть рассчитаны. Возможно ли в данном случае не указывать плановое значение показателя в предыдущих периодах? | Учитывая положения пункта 22 Методических указаний при включении в перечень показателей (индикаторов) государственной программы нового показателя, расчет которого проводится по данным государственного (федерального) статистического наблюдения или по методикам, утвержденным международными организациями, целесообразно указывать его значения с момента начала формирования по нему официальной статистической отчетности. Если новый показатель рассчитывается по методикам, разрабатываемым и утверждаемым федеральным органом исполнительной власти или иным главным распорядителем бюджетных средств, то расчет его значений за отчетный период осуществляется ответственным исполнителем, соисполнителем или участником, по возможности и при наличии соответствующих сведений (оперативных данных). Показатели (индикаторы) государственной программы должны обеспечивать возможность оценить прогресс и достижение целей и решения задач государственной программы (подпрограммы). Таким образом, если при включении нового показателя его фактические значения за отчетный период не могут быть рассчитаны по объективным причинам, то указывать как плановые, так и фактические значения такого показателя в отчетном периоде не следует. При этом в дополнительных и обосновывающих материалах необходимо представить соответствующие сведения и обоснования невозможности расчета показателей в предыдущий период. |
3.6. Может ли таблица 9а рассматриваться в качестве методики расчета показателей (индикаторов) государственной программы? Если да, существует ли необходимость утверждения таблицы 9а и каким образом? Если нет, то какова структура методики расчета показателей, включая обязательные элементы, и какова форма ее утверждения? | Согласно пункту 22 Методических указаний в дополнительных и обосновывающих материалах к государственной программе указываются сведения о показателях (индикаторах) и алгоритмах (формулах) их расчетов, отраженные в таблице 9а. При этом в составе дополнительных и обосновывающих материалов к проекту государственной программы приводится методика расчета показателей (индикаторов) государственной программы, ее подпрограмм, утвержденная ответственным исполнителем, соисполнителями и/или участниками (в части соответствующих показателей (индикаторов)). В состав данной методики включается текстовая часть, отражающая пояснения к порядку сбора и обработки данных в разрезе базовых показателей с указанием ссылки на формы сбора, алгоритм (формула) расчета показателей с необходимыми пояснениями, а также рекомендации по обработке и интерпретации значений показателя (индикатора). Таким образом, методика расчета показателей представляет собой подробное описание порядка сбора, обработки и анализа данных, а таблица 9а - это только аналитическое отражение используемых базовых показателей и методики расчета показателей (индикаторов) государственной программы, подпрограммы. |
3.7. Должны ли соисполнители и участники государственной программы, переутверждая методику, согласовывать ее с ответственным исполнителем государственной программы? Закреплено ли нормативно данное согласование с ответственным исполнителем государственной программы? Необходимо ли переутверждение методики, если она была утверждена до внесения изменений в государственную программу? | Пунктом 22 Методических указаний установлено, что при разработке (внесении изменений) методики расчета показателей (индикаторов) соисполнителями, участниками должно быть проведено согласование с ответственным исполнителем государственной программы. Проект методики направляется ответственному исполнителю на рассмотрение, согласование оформляется визой руководителя, заместителя руководителя соответствующего федерального органа исполнительной власти или иного главного распорядителя бюджетных средств. Если методика расчета показателей была утверждена до планируемого внесения изменений в государственную программу в 2017 году (до вступления в силу Методических указаний), ее переутверждение не требуется в случае, если состав показателей (индикаторов) и методика их расчета не изменились. |
3.8. Что делать в том случае, если методика расчета показателя утверждена участником (соисполнителем) без согласования с ответственным исполнителем государственной программы, а ответственный исполнитель с ней не согласен. Как в данном случае урегулировать вопрос заполнения таблицы 9а? | Согласно пункту 22 Методических указаний установлено, что разрабатываемая соисполнителями, участниками методика расчета показателей (индикаторов) должна быть согласована с ответственным исполнителем государственной программы. Кроме того согласно пункту 72 Методических указаний вопросы взаимодействия участников, соисполнителей и ответственных исполнителей государственной программы могут быть установлены в акте, регламентирующем порядок управления реализацией государственной программы, разработка и утверждение которого в соответствии подпунктом "а(2)" пункта 47 Порядка относится к полномочиям ответственного исполнителя. |
3.9. Согласно пункту 79 Методических указаний, при расчете показателей (индикаторов) за отчетный год применяется методика расчета показателей (индикаторов), утвержденная в году, предшествующем отчетному году. Каким образом вносить изменения в методику в текущем году? | В соответствии с пунктом 79 Методических указаний при расчете показателей (индикаторов) за отчетный год применяется методика расчета показателей (индикаторов), утвержденная в году, предшествующем отчетному году. Таким образом, плановые и фактические значения показателей за год должны рассчитываться по одной методике. Вносить изменения в методику в текущем году, влияющие на расчет показателей в текущем году, недопустимо. Если с очередного года предлагается рассчитывать значения показателей по новой методике, то следует переутвердить ее (внести изменения) в текущем году. Но рассчитывать по переутвержденной методике значения показателей за текущий год не допускается. При этом ответственный исполнитель в дополнительных и обосновывающих материалах к проекту государственной программы должен отразить информацию о том, с какого года и почему изменилась методика расчета показателя. В случае добавления с очередного года нового показателя необходимо утвердить методику в текущем году. |
3.10. Просим сообщить о принципиальной необходимости формирования показателя объема внутренних затрат на исследования и разработки. | Согласно пункту 22 Методических указаний показатели объема внутренних затрат на исследования и разработки, осуществляемые в рамках реализации государственных программ (далее - ВЗИР), являются обязательными для включения в перечень используемых показателей (индикаторов) государственной программы (подпрограммы). В случае если в государственной программе не предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий, включающих проведение научных исследований и разработок гражданского назначения, показатель ВЗИР не включается в перечень показателей. При этом в дополнительных и обосновывающих материалах к государственной программе указывается, что показатель ВЗИР не включен в связи с отсутствием мероприятий, включающих проведение научных исследований и разработок гражданского назначения. |
3.11. В соответствии с абзацем 8 пункта 22 Методических указаний сведения в части адекватности показателя государственной программы подлежат отражению в дополнительных и обосновывающих материалах к государственной программе. Однако данное требование не позволяет установить, в каком разделе дополнительных и обосновывающих материалов, а также какие конкретно сведения должны быть отражены в соответствующей части. | В соответствии с подпунктом "о" пункта 9 Порядка N 588 и пунктом 22 Методических указаний в дополнительных и обосновывающих материалах к государственной программе отражаются сведения о включенных в государственную программу показателях (индикаторах) по форме таблиц 9 и 9а приложения к Методическим указаниям в части отражения сведений о порядке сбора соответствующей информации, а также приводится методика расчета показателей (индикаторов) государственных программ. Вместе с тем иная информация о показателях (индикаторах) государственной программы, в том числе об их соответствии требованиям норм Методических указаний может приводиться в рамках отражения дополнительных сведений по подпрограммам государственной программы согласно подпункту "п" пункта 9 Порядка N 588. В этой связи выделения в государственной программе (дополнительных и обосновывающих материалах к ней) специального раздела, отражающего иную информацию по показателям (индикаторам) государственной программы, не требуется. |
3.12. В соответствии с Методическими указаниями корректировка наименований показателей (индикаторов), которая повлияет на смысловое значение или исключение показателей (индикаторов) в течение хода реализации государственных программ недопустима. Вместе с тем государственные программы не уточнялись с 2014 года. Необходимы разъяснения. | В соответствии с пунктом 22 Методических указаний корректировка наименования показателей (индикаторов), которая повлияет на смысловое значение или исключение показателя в течение хода реализации государственной программы недопустима, то есть исключать показатели (индикаторы) из государственной программы нельзя в течение текущего года. При корректировке и приведении государственной программы в соответствие с федеральным законом о федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов ответственным исполнителем (соисполнителем, участником) могут быть внесены необходимые изменения в состав показателей (индикаторов) государственной программы. При этом, следует отметить, что показатели (индикаторов) и их значения до года, с которого ответственным исполнителем принято решение об их исключении, сохраняются в государственной программе (подпрограмме). Вместе с тем обращаем внимание, что в дальнейшем существенная корректировка показателей (индикаторов) представляется нецелесообразной. Постоянный пересмотр состава целевых показателей (индикаторов) в ходе реализации государственной программы приведет к невозможности сопоставления данных по программе и, соответственно, проведения объективной оценки ее реализации. Кроме того, в соответствии с пунктом 22 Методических указаний количество показателей (индикаторов) формируется исходя из принципов необходимости и достаточности для достижения целей и решения задач государственной программы. Таким образом, в случае исключения показателей (индикаторов), следует учитывать необходимость корректировки целей и задач государственной программы (подпрограммы). |
3.13. Подлежат ли исключению из государственной программы показатели, ранее утвержденные в составе государственной программы, срок предоставления официальной статистической информации по которым в соответствии с федеральным планом статистических работ после 1 марта года, следующего за отчетным. Государственная программа содержит значительное количество показателей, которые рассчитываются после даты представления годового отчета в Минэкономразвития России. Возможно ли исключение данных показателей из состава государственной программы? | В соответствии с пунктом 22 Методических указаний в течение хода реализации государственных программ недопустимо исключение показателей (индикаторов) государственной программы. Таким образом, в течение текущего года показатели, уже утвержденные в составе государственной программы, в том числе по которым срок представления официальной статистической информации определен позднее срока представления годового отчета о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы, не подлежат исключению. Вместе с тем пунктом 22 Методических указаний установлено, что перечень показателей (индикаторов) государственной программы необходимо формировать с учетом возможности расчета значения данных показателей (индикаторов) не позднее срока представления годового отчета о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы. В этой связи при невозможности расчетов показателей (индикаторов) государственной программы до момента представления годового отчета о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы ввиду отсутствия данных официальной статистики представляется целесообразным производить расчет по данным, имеющимся у федерального органа исполнительной власти, или запрашивать оперативную информацию у Федеральной службы государственной статистики. Одновременно обращаем внимание, что в рамках работы по корректировке и приведении государственных программ в соответствие с законом о бюджете на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов ответственным исполнителям необходимо учитывать недопустимость включения новых показателей, значения которых рассчитываются позднее срока представления годового отчета о ходе реализации и оценки эффективности государственной программы. |
3.14. Подлежат ли включению в государственную программу Российской Федерации все показатели федеральной целевой программы, входящей в состав государственной программы? | В соответствии с подпунктом "ж" пункта 8 Порядка N 588 и пунктом 22 Методических указаний в сведения о показателях (индикаторах) государственной программы по форме таблицы 1 включаются все показатели государственной программы. Федеральные целевые программы являются структурными элементами государственной программы, следовательно, показатели федеральных целевых программ, их подпрограмм включаются в состав показателей государственной программы. При этом следует отметить, что требования к количеству показателей федеральных целевых программ Методическими указаниями не установлены. Таким образом, все показатели ФЦП подлежат отражению в государственной программе. |
3.15. Возможно ли введение на уровне подпрограммы, направленной на обеспечение реализации госпрограммы, показателя, характеризующего отношение средней заработной платы в федеральном органе (ответственном исполнителе госпрограммы) к средней заработной плате государственных гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти? | Согласно пункту 63 Методических указаний в подпрограмме, направленной на обеспечение реализации государственной программы, отражаются цели и задачи, направленные на обеспечение эффективного управления реализацией государственной программы, то есть внедрение новых управленческих механизмов, повышение качества и доступности государственных услуг и т.д. Согласно пункту 11 Порядка целевые индикаторы и показатели государственной программы должны количественно характеризовать ход ее реализации и решение задач. Учитывая вышеизложенное, подпрограмма, направленная на обеспечение реализации государственной программы, должна содержать конкретные задачи, направленные на совершенствование процессов и механизмов реализации государственной программы, и целевые показатели, отражающие рост эффективности реализации госпрограммы в рамках решения поставленных задач. Целевой показатель, характеризующий отношение средней заработной платы в федеральном органе (ответственном исполнителе госпрограммы) к средней заработной плате государственных гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти, не отражает эффект от введения новых подходов к реализации госпрограммы. Кроме того, введение данного показателя приведет к увеличению стоимости госпрограммы при той же результативности, что снизит эффективность реализации госпрограммы. |
4. Вопросы, касающиеся плана реализации и детального плана-графика реализации государственных программ, проведения мониторинга их реализации и соответствующих приложений | |
4.1. Что входит в содержание краткого обоснования необходимости и достаточности набора контрольных событий программы для достижения ожидаемого результата соответствующего основного мероприятия, ведомственной целевой программы, мероприятия федеральной целевой программы государственной программы? | Согласно пункту 31 Методических указаний вместе с планом реализации государственной программы представляется краткое обоснование необходимости и достаточности набора контрольных событий программы. Обоснование набора контрольных событий может приводиться в рамках отражения дополнительных сведений по подпрограммам государственной программы согласно подпункту "п" пункта 9 Порядка. Содержание обоснования необходимости и достаточности набора контрольных событий программы определяется по решению ответственного исполнителя. |
4.2. Возможно ли указывать сроки окончания реализации мероприятий, выходящие за пределы планового периода? По какой форме должен составляться перечень "переходящих" контрольных событий? | Согласно пункту 34 Методических указаний если сроки реализации мероприятий выходят за пределы планового периода, то в детальном плане-графике по основным мероприятиям указываются сроки, выходящие за пределы планового периода, а по мероприятиям - в пределах планового периода. В соответствии с пунктом 70 Методических указаний в случае, если контрольное событие программы не выполняется в установленный срок, оно включается в перечень переходящих контрольных событий государственной программы с присвоением статуса "переходящее контрольное событие", который ведется ответственным исполнителем для учета полного выполнения всех запланированных к выполнению контрольных событий. Формирование, ведение и внесение изменений в перечень "переходящих контрольных событий" программы осуществляется ответственным исполнителем государственной программы. |
4.3. До какого уровня детализации представляются сведения о кодах бюджетной классификации в детальном плане-графике? До какого уровня: (раздел, подраздел, направление, группа ВР, элементы ВР) необходимо проставлять в соответствующих столбцах в форме по формированию детального плана-графика? Должна ли детализация КБК соответствовать детализации в таблице 4 или необходимо указывать полностью? | В детальном плане-графике необходимо отражать сведения по полному двадцатизначному коду бюджетной классификации (ГРБС, раздел, подраздел, целевая статья расходов, группа вида расходов). При этом следует отметить, что во всех таблицах ввода данных на портале АИС ГП необходимо вводить сведения по полному коду бюджетной классификации. Таблица 4 является печатной формой, которая входит в утверждаемую часть государственной программы. Печатная форма таблицы 4 выгружается из АИС ГП в форме, утвержденной Методическими указаниями. |
4.4. Если за реализацию основного мероприятия, в которое включены несколько мероприятий, и наступление контрольных событий отвечают сразу несколько сотрудников ведомства, сколько может быть указано сотрудников в соответствующих графах таблицы 2 и детальном плане-графике и если один, то кто именно? | В детальном плане-графике реализации государственной программы в соответствии с пунктом 33 Методических указаний и сноской 61 к таблице 13а в графе 4 "Ответственный исполнитель" в качестве ответственного исполнителя основного мероприятия (мероприятия) необходимо указывать должностное лицо не ниже руководителя структурного подразделения федерального органа исполнительной власти, иного главного распорядителя бюджетных средств (не более одного). Таким образом, в качестве ответственного за исполнение основного мероприятия (мероприятия) указывается только одно должностное лицо. Аналогично в таблице 2 по основному мероприятию также указывается только одно должностное лицо, не ниже руководителя структурного подразделения организации, ответственное за реализацию основного мероприятия в целом. |
5. Вопросы по табличным приложениями к государственной программе | |
5.1. Плановые значения показателей в 2013 году в государственных программах не устанавливались, а приводились фактические величины, так как данные программы были утверждены в 2014 году. В этой связи просим разъяснить порядок заполнения графы "плановое значение показателя" в части 2013 года? | В случае если плановые значения показателей (индикаторов) государственной программы не устанавливались в отчетном периоде, ответственные исполнители при заполнении таблицы 1 могут не заполнять графы "плановое значение показателя" за отчетный период. |
5.2. Какие фактические и плановые значения прошлых лет указывать в столбцах 5-8, если изменилась методика расчета показателя? Если оставлять старые значения, то как реализуется норма "Каждый индикатор должен иметь возможность сопоставления его текущего значения с предыдущим значением в рамках государственной программы". Если заменяется показатель на новый, оставлять ли старый? Можно ли заменять при норме "Недопустима корректировка наименований показателей (индикаторов), которая повлияет на смысловое значение или исключение показателей (индикаторов) в течение хода реализации государственных программ"? | В соответствии с пунктом 22 Методических указаний корректировка наименования показателей (индикаторов), которая повлияет на смысловое значение или исключение показателя в течение хода реализации государственной программы недопустима, то есть исключать показатели (индикаторы) из государственной программы нельзя в течение текущего года. Замена показателя в течение хода реализации программы, по сути, является исключением одного показателя (что недопустимо) и включением нового. В этой связи в графах 5, 7 ("план") и 6, 8 ("факт") таблицы 1 должны указываться значения показателей, рассчитанные по ранее утвержденной методике, действовавшей, соответственно, до принятия новой методики расчета показателя. При этом в соответствии с пунктом 79 Методических указаний при расчете показателей (индикаторов) за отчетный год применяется методика расчета показателей (индикаторов), утвержденная в году, предшествующем отчетному году. Таким образом, плановые и фактические значения показателей за год должны рассчитываться по одной методике. При этом в дополнительных и обосновывающих материалах к проекту государственной программы необходимо указать, с какого года и почему изменилась методика расчета показателя. |
5.3. Какие значения показателей ставить в план 2015 года и в 2016 году? Данный вопрос также относится к таблице 1а, которая не представлялась в Государственную Думу Российской Федерации. | Согласно Методическим указаниям плановые значения показателей в 2015 г. и в 2016 г. необходимо указывать в соответствии с утвержденными в постановлении об утверждении государственной программы значениями показателей. |
5.4. Что указывать в графе "факт" за отчетный год (2016), если срок внесения государственной программы в Правительство Российской Федерации - 15 февраля 2017 года, а подготовка годовых отчетов за 2016 год - 1 марта 2017 года (фактические значения за 2016 год будут отсутствовать)? | Прежде всего, отмечаем, что при корректировке и приведении государственных программ в соответствие с законом о бюджете на очередной финансовый год и плановый период за текущий год, соответственно, принимается год разработки проекта государственной программы, т.е. год, предшествующий очередному году. При приведении государственных программ в соответствие с федеральным законом о федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов за текущий год принимается 2016 год, за отчетный - 2015 год. Таким образом, при заполнении таблицы 1 в графе 9 плановые значения показателей за 2015 год указываются в соответствии с действующей редакцией государственной программы, а у ответственных исполнителей, соисполнителей, участников должна быть информация по фактическим значениям (графа 10) показателей (индикаторам) государственной программы (подпрограмм, ФЦП) за отчетный 2015 год. В 2016 году ответственные исполнители указывают только плановые значения в графе 11 таблицы 1 согласно действующей редакции государственной программы. |
5.5. Можно ли осуществить корректировку плановых значений показателей на 2016 год в связи с принятием федерального закона о внесении изменений в федеральный бюджет на 2016 год? | Плановые значения показателей (индикаторов) 2016 года указываются в соответствии с действующей редакцией государственной программы. Корректировать их значения не следует. |
5.6. Необходимо ли включать в структуру проекта государственной программы подпрограммы и основные мероприятия, реализация которых на данный момент завершена или не предусмотрена в плановом периоде в рамках государственной программы, в том числе в случае исключения подпрограмм и основных мероприятий из состава государственной программы? | Государственные программы являются документами стратегического планирования. В этой связи в целях обеспечения возможности проведения объективной оценки эффективности реализации государственных программ в течение всего периода ее реализации, возможности сопоставления показателей (индикаторов) и результатов реализации основных мероприятий (мероприятий), ведомственных целевых программ, подпрограмм (ФЦП) и государственной программы в целом по годам реализации, необходимо отражение всех ее структурных элементов в течение всего периода ее реализации. Таким образом, подпрограммы, основные мероприятия (мероприятия), реализация которых завершена, а также связанные с ними показатели и объемы ресурсного обеспечения должны быть отражены в государственной программе. Вместе с тем в случае объединения (разделения, выделения) подпрограмм и основных мероприятий в рамках одной государственной программы такие подпрограммы и основные мероприятия следует приводить в их текущем виде. |
5.7. Какая информация отражается в графе "ожидаемый непосредственный результат" реализации основного мероприятия (в период до 2020 года или на 2020 год)? | Согласно пункту 16 Методических указаний Приложения содержат, в том числе перечень ведомственных целевых программ и основных мероприятий государственной программы с указанием сроков их реализации и ожидаемых результатов, а также сведений о взаимосвязи основных мероприятий, ведомственных целевых программ и результатов их выполнения с показателями (индикаторами) государственной программы. При этом в графе "ожидаемый непосредственный результат" приводится ожидаемый результат на дату окончания основного мероприятия. |
5.8. Обязательно ли наличие целевого показателя у каждого основного мероприятия государственной программы? | Согласно пятому абзацу пункта 20 Методических указаний основное мероприятие должно быть увязано с показателями (индикаторами) государственной программы, соответствующей подпрограммы, т.е. у каждого основного мероприятия государственной программы должен быть показатель. При этом основное мероприятие не может быть связано только с показателем уровня государственной программы. Каждое основное мероприятие, в первую очередь, должно быть связано с показателем подпрограммы, в рамках которой реализуется. При этом согласно пункту 22 Методических указаний формулировки показателей (индикаторов) государственной программы, подпрограмм, федеральных целевых программ не могут дублироваться между собой в рамках государственной программы. |
5.9. Пунктом 20 Методических указаний о разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 16 сентября 2016 г. N 582 (далее - Методические указания), предусмотрено, что основное мероприятие должно быть увязано с показателями (индикаторами) государственной программы, соответствующей подпрограммы. Вопрос. Означает ли это, что при заполнении графы 8 таблицы 2 "Перечень ведомственных целевых программ и основных мероприятий государственной программы" приложения к Методическим указаниям необходимо показывать связь основного мероприятия только с тем показателем, который предусмотрен подпрограммой, в которой находится данное основное мероприятие? | Да, согласно пункту 20 Методических указаний основное мероприятие может быть связано с показателями только той подпрограммы, в рамках которой оно реализуется. Кроме того, основное мероприятие также может быть связано с показателем уровня государственной программы. При этом согласно пункту 22 Методических указаний формулировки показателей (индикаторов) государственной программы, подпрограмм, федеральных целевых программ не могут дублироваться между собой в рамках государственной программы. Таким образом, при заполнении графы 8 таблицы 2 может быть отражена связь основного мероприятия с показателем подпрограммы, в рамках которой реализуется указанное основное мероприятие, а также по решению ответственного исполнителя (соисполнителей, участников) с показателем уровня государственной программы. |
5.10. В столбце "факт" за 2015 год необходимо отображать кассовое исполнение по состоянию на 31 декабря отчетного года, как требуют Методические указания, или федеральный закон об исполнении федерального бюджета? | В соответствии с Методическими указаниями в графе 13 таблицы 4 фактические значения объемов бюджетных ассигнований за отчетный год следует указывать согласно кассовому исполнению по состоянию на 31 декабря отчетного года, т.е. на 31 декабря 2015 года. |
5.11. Финансирование в соответствии с какой редакцией федерального закона о федеральном бюджете указывается в столбцах 8, 10, 12 - первоначальной или после всех изменений? | В столбцах 8, 10, 12 ("план") таблицы 4 указываются объемы бюджетных ассигнований, утвержденные первоначальной редакцией федерального закона о федеральном бюджете, т.е. значения по состоянию на 1 января соответствующего года. В случае, если государственная программа в ходе исполнения бюджета (текущий год, например, в 2016 году) была переутверждена, то при внесении изменений в государственную программу в рамках ее приведения в соответствие с федеральным законом о федеральном бюджете (например, в 2017 году при приведении в соответствие с Федеральным законом от 19.12.2016 г. N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов") в столбце 14 объемы бюджетных ассигнований указываются согласно переутвержденной редакции государственной программы. |
5.12. Что указывать в столбце "план" за 2020 год? Можно ли добавлять финансирование, оптимизированное в прошлые годы? В соответствии с какими подходами осуществлять формирование объёмов на реализацию государственной программы на 2020 год? | В соответствии с пунктом 25 Методических указаний объемы финансового обеспечения реализации государственной программы на период после планового периода, т.е. на 2020 и далее, необходимо указывать согласно соответствующим предельным объемам расходов по государственным программам, утвержденным Правительством Российской Федерации. |
5.13. Что делать в том случае, если с 2015 года поменялся ГРБС в подпрограмме? Как отражать по ГРБС-правопреемнику данные за прошедшие годы? | В таблице 4 в строке, отражающей данные по соответствующему ГРБС, необходимо указать сведения по ГРБС-правопреемнику с момента начала реализации мероприятия таким ГРБС. При этом сведения за отчетный период по предыдущему ГРБС сохраняются. В дополнительных и обосновывающих материалах необходимо указать, с какого года и почему изменился ГРБС. |
5.14. "Расходы на реализацию государственной программы за пределами планового периода могут быть отражены только по главным распорядителям средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (по ответственному исполнителю, соисполнителям и участникам государственной программы), по подпрограммам и федеральным целевым программам". Необходимо пояснение. | Согласно пункту 25 Методических указаний при заполнении сведений по ресурсному обеспечению реализации государственных программ по форме таблицы 4 расходы на реализацию государственной программы за пределами планового периода могут быть отражены без указания основного мероприятия, ведомственной целевой программы, т.е. только по ГРБС, подпрограммам, ФЦП. |
5.15. В столбце 14 указано, что финансирование указывается в соответствии со сводной бюджетной росписью по состоянию на 1 января текущего года. Верен ли данный порядок формирования таблицы, учитывая, что в базовом варианте мы государственную программу действительно начинаем разрабатывать в конце текущего года, условно примем 2016 года, но Правительство в соответствии с нормами Бюджетного Кодекса Российской Федерации утверждает и рассматривает государственную программу уже в 2017 году, таким образом для Правительства Российской Федерации 2016 год будет уже отчетным и ответственные исполнители могут в 2016 году указывать уже соответственно отчетные данные по финансированию? | При корректировке и приведении государственных программ в соответствие с законом о бюджете на очередной финансовый год и плановый период за текущий год принимается год разработки проекта государственной программы, т.е. год, предшествующий очередному году. Иными словами, при приведении государственных программ в соответствие с федеральным законом о федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов за текущий год принимается 2016 год, за отчетный - 2015 год. Соответственно, в графе 14 таблицы 4 указываются плановые значения объемов бюджетных ассигнований на текущий год, т.е. показатели сводной бюджетной росписи федерального бюджета 2016 года по состоянию на 1 января 2016 года (первоначальная редакция федерального закона о федеральном бюджете на 2016 год). |
5.16. Нужно ли заполнять распределение по участникам государственной программы по основному мероприятию при заполнении таблицы 4 государственной программы? | При заполнении в АИС ГП таблицы 4 ГРБС, ответственные за основные мероприятия, вводят данные об объемах бюджетных ассигнований, которые им предусмотрены законом о бюджете. Исходя из введенных данных в строке "Всего" по основному мероприятию отражается конечный суммарный объем финансового обеспечения реализации данного основного мероприятия. |
5.17. При формировании ресурсного обеспечения в графе "план" в годах предшествующих отчетному году указывается федеральный закон о федеральном бюджете по состоянию на 01.01.2013 или на 31.12.2013 (т.е. федеральный закон о федеральном бюджете с учетом изменений)? | В столбцах 8, 10, 12 ("план") таблицы 4 указываются объемы бюджетных ассигнований, утвержденные первоначальной редакцией федерального закона о федеральном бюджете, т.е. значения по состоянию на 1 января соответствующего года. |
5.18. Что указывать в графе 2016 года "план" - федеральный закон о федеральном бюджете на 2016 год или федеральный закон о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на 2016 год? | Плановые значения объемов бюджетных ассигнований на текущий 2016 год указываются в соответствии с первоначальной редакцией федерального закона о федеральном бюджете на 2016 год, т.е. в соответствии с показателями сводной бюджетной росписи федерального бюджета по состоянию на 1 января 2016 года. |
5.19. В составе государственной программы есть ФЦП, законом о (законом о внесении изменений в федеральный закон о бюджете) на 2016 год бюджетные ассигнования на реализацию ФЦП изменены, в постановление об утверждении ФЦП соответствующие изменения еще не внесены. Также в проекте федерального закона о бюджете на 2017-2019 годы объемы бюджетных ассигнований отличаются от объемов в указанных в паспорте ФЦП. Как с учетом того, что государственные программы должны быть приведены к бюджету фактически уже к 15 февраля 2017 года, отражать в государственной программе информацию по ФЦП? Пункт 14 "Паспорта федеральных целевых программ представляются по форме согласно приложению N 2 к Порядку разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594" (с учетом изменений и дополнений). При этом не уточнено, о какой редакции федеральной целевой программы идет речь. Следует отметить, что подходы к формированию федеральных целевых программ в части показателей (индикаторов) и объемов финансирования по годам не согласованы с подходами формирования параметров государственной программы. | В соответствии с подпунктом 1 статьи 25 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса" от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации рассматривает во втором чтении проект закона о бюджете вместе с приложением, устанавливающим распределение бюджетных ассигнований на реализацию федеральных целевых программ на очередной финансовый год и плановый период. Кроме того, в соответствии с пунктом 33 Порядка разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 г. N 594, государственный заказчик целевой программы ежегодно с учетом выделяемых на реализацию целевой программы финансовых средств уточняет при необходимости целевую программу и в месячный срок после принятия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период в порядке, предусмотренном для проекта целевой программы, представляет в Министерство экономического развития Российской Федерации указанную корректировку целевой программы для последующего внесения на утверждение в Правительство Российской Федерации. Учитывая, что федеральные целевые программы подлежат приведению к федеральному бюджету, считаем необходимым в таблицах отражать объем бюджетных ассигнований на реализацию ФЦП в соответствии с законом о бюджете. При этом паспорт ФЦП необходимо отражать в редакции, действующей на момент внесения изменений в государственную программу. |
5.20. В соответствии с Методическими указаниями необходимо указать код бюджетной классификации, включающий наименование ГРБС, ГП, пГП, ОМ (столбцы 4-7 таблицы 4). Необходимо отметить, что указанная бюджетная классификация начала действовать с 2016 года. В 2014 и 2015 годах в бюджетной классификации отсутствовало наименование основных мероприятий, а в 2013 году отсутствовала классификация по государственным программам. Учитывая изложенное, просьба разъяснить какие коды бюджетной классификации необходимо указывать в 2013-2015 гг. в рамках таблицы 4 новой Методическими указаниям#? В связи с отсутствием сопоставимости структуры государственной программы не представляется возможным в 2016 году отразить показатели ресурсного обеспечения, как быть? | При заполнении таблицы 4 приложения к Методическим указаниям коды бюджетной классификации указываются в соответствии с действующей бюджетной классификацией, установленной для применения при составлении и исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов. Коды бюджетной классификации едины для всей таблицы 4, т.е. указываются только коды бюджетной классификации, используемые с очередного 2017 года. При отражении сведений по финансовому обеспечению подпрограмм, основных мероприятий, ведомственных целевых программ, федеральных целевых программ за отчетный период 2013-2015 годов и текущий 2016 год необходимо обеспечить сопоставимость данных по кодам бюджетной классификации, применяемым с 2017 года. При этом обращаем внимание, что при формировании федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год" в подсистеме бюджетного планирования ГИИС "Электронный бюджет" главными распорядителями бюджетных средств проводилось сопоставление данных с предшествующим периодом с учетом включения в код целевой статьи кода основного мероприятия. |
5.21. Как формируются данные таблицы ответственным исполнителем? Зачем указывать 2014 год (столбец 4)? Как сформировать таблицу 11 при подготовке проекта государственной программы, если не видишь проекты других государственных программ? Где смотреть их основные мероприятия? Какие объемы финансирования должны быть указаны (плановые или фактические) в столбцах 4 и 5 таблиц N 10 и 11? | Таблицы 10 и 11 приложения к Методическим указаниям направлены на отражение взаимосвязи мероприятий различных государственных программ. В таблице 10 указываются основные мероприятия и их финансовое обеспечение иных государственных программ, которые могут оказывать влияние на параметры и ход реализации данной государственной программы, ее подпрограмм. А в таблице 11, соответственно, указываются основные мероприятия и их финансовое обеспечение данной государственной программы, которые оказывают влияние на реализацию иных государственных программ. В рамках работы по подготовке проектов государственных программ при заполнении таблиц 10 и 11 ответственные исполнители могут увидеть мероприятия других государственных программ в федеральном законе о федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов, а также могут запрашивать необходимую информацию у ответственных исполнителей иных государственных программ. При заполнении таблиц 10 и 11 вместо "N" принимается очередной финансовый год, т.е. 2017 год, следовательно, сведения указываются с 2015 года. При этом объемы бюджетных ассигнований за 2015 год (графа 4) указываются в соответствии с кассовым исполнением за 2015 год, за 2016 год (графа 5) - сводная бюджетная роспись по состоянию на 31.12.2016 г., на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов (графы 6-8) - федеральный закон о федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов. |
5.22. Заполняется ли данная таблица для объектов, не включённых в ФЦП и ФАИП? | По форме таблицы 12 приложения к Методическим указаниям необходимо представить информацию о реализуемых в рамках государственной программы инвестиционных проектах с указанием наименования инвестиционного проекта, его краткого описания, сроков реализации и других характеристик. В пункте 52 Методических указаний предусмотрено, что в таблице 12 представляется информация об инвестиционных проектах за исключением включенных в федеральную адресную инвестиционную программу. Т.е. объекты ФАИП, в том числе ФЦП в таблице 12 не отражаются. |
5.23. В столбце 11 - касса указывается так же, как и в столбце 9, на 1 число месяца, след. за отчетным? Что означает сноска 73 в столбце 10? ("Предусмотрено ГП" обычно подгружается из ДПГ) | В официальном тексте Приказа Минэкономразвития России от 16.09.2016 г. допущена опечатка. Сноска 73 относится к графе 11 "Кассовое исполнение на отчетную дату". Таким образом, в графе 11 таблицы 15 сведения о кассовом исполнении представляются на первое число месяца, следующего за отчетным периодом. |
5.24. Как заполняется графа 10 "Запланированные результаты". | В таблице 17 графа 10 "запланированные результаты" необходимо указать комплексный запланированный результат ОМ. |
5.25. Столбец 10 формируется автоматически в АИС или заполняется вручную? | В соответствии с пунктом 80 Методических указаний в годовом отчете приводится перечень нереализованных или реализованных частично ведомственных целевых программ, основных мероприятий подпрограмм (из числа предусмотренных к реализации в отчетном году). Ожидаемые результаты на дату окончания основного мероприятия приводятся в графе 6 таблицы 2. Соответственно, если таблица 17 формируется по основным мероприятиям, завершенным в отчетном году, то сведения, указанные в графе 10 таблицы 17, заполняются в соответствии с данными в графе 6 таблицы 2. |
5.26. В столбце 9 "Сводная бюджетная роспись федерального бюджета, бюджетов ГВФ на отчетную дату" какая дата считается отчетной - 31.12.2016 г. или 01.01.2017 г.? Что означает сноска 81? | Таблица 20 является формой годового отчета, в этой связи в графе 9 таблицы 20 при указании данных сводной бюджетной росписи федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов за отчетную дату принимается 31 декабря отчетного года, т.е. 31.12.2016. Сведения об использовании бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы по расходам федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов Российской Федерации указываются в форме 20 без учета межбюджетных трансфертов между указанными бюджетами в целях недопущения двойного учета расходов. |
5.27. В таблице 24 Методических указаний в графах 12, 14, 16, 18 и 20 "Утверждено в ГП" какие данные необходимо указывать? Утвержденной редакции государственной программы, в которую вносятся изменения, или показатели государственной программы в соответствии с корректировкой государственной программы и проектом федерального бюджета, и соответственно, какие данные указывать в графах 15, 17 и 19 по дополнительной потребности? Что отражает графа 13 "Предложения по корректировке финансирования/значения индикаторов": роспись на 1.12.2016 или дополнительную потребность на реализацию государственной программы по 2016 году (год практически закончился)? | При заполнении таблицы 24 на портале АИС ГП необходимо отразить все запрашиваемые сведения в соответствии с формой таблицы. Вместе с тем, при выгрузке таблицы с портала АИС ГП в ее печатной форме необходимо: в графе 12 указывать сведения в соответствии с принятым федеральным законом о федеральном бюджете на текущий год (2016 год) в первоначальной редакции, как в части финансового обеспечения, так и показателей; графа 13 при приведении государственных программ к федеральному бюджету на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов не заполняется; При этом при выгрузке таблицы с АИС ГП в печатной форме графы 12 и 13 отражаться не будут. в графах 14, 16, 18 указываются объемы бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы (подпрограммы, основного мероприятия, ФЦП) в соответствии с Федеральным законом от 19.12.2016 г. N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (из таблицы 4); в графах 15, 17, 19 следует указывать предложения ответственного исполнителя по корректировке (увеличению/сокращению) утвержденных в Федеральном законе от 19.12.2016 г. N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" объемов бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы и соответствующие значения целевых показателей (индикаторов). Таблица 24 заполняется до конца срока реализации государственной программы. Соответственно, при заполнении данных после планового периода в графах "Утверждено в ГП/значения индикаторов" указываются объемы бюджетных ассигнований и значения показателей, утвержденные в действующей редакции государственной программы. А предложения по корректировке финансового обеспечения на период после планового периода указываются в соответствии с предложенными параметрами ресурсного обеспечения государственной программы на период после планового периода, сформированные ответственным исполнителем в таблице 4. При этом в соответствии с пунктом 25 Методических указаний объемы финансового обеспечения реализации государственной программы за счет средств федерального бюджета на период после планового периода определяются исходя из установленного Правительством Российской Федерации предельного объема расходов на реализацию государственной программы, который будет доведен до ответственных исполнителей позднее. Таким образом, в таблице 24 после планового периода отражаются предложения ответственного исполнителя по корректировке (увеличению/сокращению) объемов бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы относительно предельного объема расходов на реализацию государственной программы, установленного Правительством Российской Федерации, и соответствующие значения целевых показателей (индикаторов). |
5.28. В соответствии с главой V Методических указаний предусмотрено направление Таблицы 24. Вместе с тем реальный учет указанной таблицы осуществляется лишь в рамках советующей стадии бюджетного цикла при принятии решения о выделении дополнительных объемов финансирования на реализацию государственной программы. В этой связи просим пояснить целесообразность направления указанной таблицы при внесении государственной программы в Правительство Российской Федерации. | В соответствии с действующим Порядком государственная программа рассматривается Правительством Российской Федерации вместе с дополнительными и обосновывающими материалами к ней в качестве единого документа. Таким образом, предложения ответственных исполнителей по корректировке ресурсного обеспечения и значений индикаторов государственной программы обязательны к представлению вместе с проектом государственной программы (проектом акта о внесении изменений) вне зависимости от времени их применения. |
5.29. По строке "Предложения по сокращению бюджетных ассигнований" и по строке "Предложения по увеличению бюджетных ассигнований" указывается общий объем ассигнований или в разбивке по кодам бюджетной классификации расходов. | Предложения по сокращению/увеличению бюджетных ассигнований на очередной 2017 год и плановый период 2018-2019 годов указываются в разбивке по полному коду бюджетной классификации. |
5.30. Какие коды бюджетной классификации указывать в 2020 г.? | Учитывая, что согласно пункту 25 Методических указаний расходы на реализацию государственной программы за пределами планового периода могут быть отражены только по главным распорядителям бюджетных средств (по ответственному исполнителю, соисполнителям и участникам государственной программы), по подпрограммам и федеральным целевым программам, т.е. без разбивки по основным мероприятиям, ведомственным целевым программам и подпрограммам ФЦП, то предложения по сокращению/увеличению бюджетных ассигнований на 2020 г. и далее также могут представляться только по ГРБС, подпрограммам и ФЦП. |
5.31. В целом по таблице необходимо разъяснение. | В соответствии с пунктом 22 Методических указаний в государственной программе выделяются показатели уровня государственной программы и уровня подпрограммы. При этом на уровне программы отражаются показатели исключительно конечных результатов, а на уровне подпрограммы - как конечных, так и непосредственных. В соответствие с пунктом 17 Методических указаний для достижения целей государственной программы разрабатываются определенные задачи. На решение задачи государственной программы должна быть направлена реализация соответствующей подпрограммы. При этом основные мероприятия должны быть связаны с показателями (индикаторами) подпрограммы, в рамках которой реализуется, государственной программы. Таким образом, ответственным исполнителям необходимо самостоятельно провести связь используемых показателей и целей и задач государственной программы или подпрограммы. |
5.32. Просьба подтвердить правомерность включения указанных таблиц в состав утверждаемой части государственной программы или дать дополнительные комментарии. | Состав материалов утверждаемой части государственной программы определен пунктом 8 Порядка N 588. Согласно подпункту "п" пункта 9 Порядка N 588 в дополнительных и обосновывающих материалах могут приводиться дополнительные сведения по подпрограммам. В рамках данного пункта для целей оценки макроэкономического эффекта от реализации государственной программы в состав дополнительных и обосновывающих материалов включаются таблицы 25.1 и 25.2. При заполнении указанных таблиц следует учитывать, что отчетный год заполняется исходя из фактических данных, а текущий, очередной и плановый - экспертно, учитывая ретроспективную динамику и планируемые мероприятия по импортозамещению и закупкам высокотехнологичных товаров. В случае значительных изменений желательно приводить пояснения в столбце "Комментарии" - чем эти изменения обусловлены. |
5.33. Подскажите, в таблицах 25.1 и 25.2 приводятся данные только по подпрограммам? По ФЦП не нужно? | В таблицах 25.1 и 25.2 отражаются сведения только по подпрограммам государственной программы. |
6. Иные вопросы | |
6.1. Могут ли юридические лица являться соисполнителями или участниками государственной программы? | В соответствии с пунктом 5 Порядка N 588 соисполнителями и участниками государственной программы могут быть только федеральные органы государственной власти (государственные заказчики-координаторы, государственные заказчики) и (или) иные главные распорядители средств федерального бюджета или бюджетов государственных внебюджетных фондов. |
6.2. Какую информацию включать в текстовую часть по общим требованиям к политике субъектов РФ? | Требования к набору информации по общим требованиям к политике субъектов Российской Федерации регламентированы пунктом 15 Методических указаний. |
6.3. Какой год считать отчетным и текущим, в частности для внесения изменений в государственные программы в I квартале 2017 года? | При корректировке и приведении государственных программ в соответствие с законом о бюджете на очередной финансовый год и плановый период за текущий год принимается соответственно год разработки проекта государственной программы, т.е. год, предшествующий очередному году. При приведении государственных программ в соответствие с федеральным законом о федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов за текущий год принимается 2016 год, за отчетный - 2015 год. |
6.4. Поясните, в каких случаях при рассмотрении проекта государственной программы Минфин России и Минэкономразвития России вправе запросить у ответственного исполнителя дополнительные расчеты, обоснования и пояснения по параметрам ресурсного обеспечения реализации государственной программы? | Согласно подпункту "е" пункта 9 Порядка N 588 в состав дополнительных и обосновывающих материалов к государственной программе входит обоснование необходимых финансовых ресурсов на реализацию государственной программы. Пунктом 48 Методических указаний предусмотрено, что при предоставлении указанных обоснований также направляются обоснования расчетов (сметы, калькуляции) ответственных исполнителей государственных программ по запрашиваемым объемам бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий в рамках государственных программ. При этом указанным пунктом Методических указаний отмечается, что Минфин России и Минэкономразвития России вправе запросить у ответственного исполнителя дополнительные расчеты, обоснования и пояснения по параметрам ресурсного обеспечения реализации государственной программы, которые в дальнейшем также войдут в состав дополнительных и обосновывающих материалов. |
6.5. Как и на основании каких положений Методических указаний необходимо обеспечить взаимосвязь государственного задания и показателей подпрограммы? Как заполняется таблица 7 в соответствии с пунктом 50 Методических указаний? Какие показатели указывать в столбце 5? Что такое прогноз сводных показателей? | В графе 5 таблицы 7 приложения Методических указаний обеспечена возможность отражения связи между показателями объема государственной услуги (работы) и соответствующими показателями государственной программы (подпрограмм). Кроме того, в соответствии с пунктом 20 Методических указаний основное мероприятие должно быть увязано с показателями (индикаторами) государственной программы, соответствующей подпрограммы. Соответственно, взаимосвязь государственных заданий и показателей (индикаторов) государственной программы (подпрограммы) также обеспечивается через отражение связи между основными мероприятиями, в рамках которых осуществляется оказание услуг (выполнение работ), с соответствующими связанными с ними показателями (индикаторами). На основании изложенного в настоящее время в рамках Методических указаний обеспечена возможность сопоставления и определения связей между показателями государственных заданий, выполняемых в рамках государственных программ, и показателями государственных программ (подпрограмм). При заполнении таблицы 7 следует учитывать, что значения показателя объема государственной услуги (работы) на очередной финансовый год и плановый период (столбцы 2-4) указываются в соответствии с утвержденным (запланированным) соответствующему государственному учреждению государственным заданием на оказание государственных услуг (выполнение работ). Соответственно, показатели финансового обеспечения (столбцы 6-8) заполняются в соответствии с объемами бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию соответствующего основного мероприятия за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, отраженных в таблице 4 приложения к Методическим указаниям. В графе 5 таблицы 7 указываются показатели (индикаторы), связанные с основным мероприятием, в рамках которого предоставляются государственные услуги. Прогноз сводных показателей подразумевает отражение запланированных значений показателя объема государственной услуги (работы) и запланированных объемов бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период. |
6.6. Необходимо разъяснение по поводу отображения сведений о трудовых ресурсах? | Вопросы отражения в государственных программах основных параметров потребности в трудовых ресурсах для их реализации следует направлять в Минтруд России. |
6.7. Каковы состав и структура раздела по опережающему развитию Дальнего Востока? | В соответствии с пунктом 8(5) Порядка структура раздела по опережающему развитию Дальнего Востока подпрограммы, а также сводная информация по опережающему развитию Дальнего Востока утверждаются Минвостокразвития России. Таким образом, вопрос по составу и структуре раздела по опережающему развитию Дальнего Востока необходимо прорабатывать с Минвостокразвития России. |
6.8. Должен ли ответственный исполнитель направлять в Минэкономразвития России перечень переходящих контрольных событий программы и в какой момент? | Согласно пункту 70 Методических указаний перечень переходящих контрольных событий ведется ответственным исполнителем государственной программы. При этом переходящие события отражаются в данных ежеквартального мониторинга. Так, в случае невыполнения контрольного события в установленный срок в отчетном квартале, оно переходит в следующий квартал и отражается в форме таблицы 15 при предоставлении сведений для проведения очередного ежеквартального мониторинга. Таким образом, в дополнительном направлении в Минэкономразвития России перечня переходящих контрольных событий нет необходимости. |
6.9. Подлежит ли представлению в Минэкономразвития России и в каком порядке утвержденная ответственным исполнителем методика оценки эффективности государственной программы? | Согласно подпункту "з" пункта 9 Порядка N 588 и пункту 85 Методических указаний методика оценки эффективности государственной программы, утверждаемая ответственным исполнителем, представляется в составе дополнительных и обосновывающих материалов к государственной программе. Предварительное согласование методики с Минэкономразвития России не требуется. |
6.10. В паспортах государственной программы и подпрограммы учитываются объемы финансирования в тыс. рублей как в 2013-2016 годах. В этой связи как в указанных паспортах и табличных формах отражать финансовое обеспечение в 2013-2016 годах (факт или закон, закон об исполнении, закон с внесением изменений, закон в первоначальной редакции)? | В соответствии с пунктом 12 Методических указаний в паспорте государственной программы указывается общий объем бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы, предусмотренный федеральным законом о федеральном бюджете и федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и соответствующий предельным объемам расходов по государственным программам, утвержденным Правительством Российской Федерации, по годам реализации государственной программы в целом (без учета межбюджетных трансфертов между указанными бюджетами), с выделением в том числе бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов соответствующих государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. При этом объемы бюджетных ассигнований за предшествующие периоды следует указывать в соответствии с первоначальной редакцией законов о бюджетах на соответствующий год без учета внесенных изменений. |
6.11. Просим разъяснить требуется ли в паспорте госпрограммы приводить объемы ресурсного обеспечения ФЦП за счет средств консолидированных бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников? В случае их отражения в паспорте госпрограммы, данные объемы суммируются с бюджетными ассигнованиями госпрограммы? | В соответствии с пунктом 12 Методических указаний в паспорте государственной программы указываются объемы бюджетных ассигнований, предусмотренные на реализацию государственной программы федеральным законом о федеральном бюджете и федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. Параметры ресурсного обеспечения государственной программы необходимо указывать с учетом параметров ресурсного обеспечения входящих в ее состав федеральных целевых программ (ФЦП). При этом учитываются объемы финансового обеспечения ФЦП только за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным бюджетом. Соответственно, указывать иные источники финансового обеспечения ФЦП в паспортах государственных программ не требуется. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Вопросы по Методическим указаниям по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 16 сентября 2016 г. N 582, разработанным в целях приведения к Порядку разработки, реализации и оценки эффективности, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. от N 588
Текст документа официально опубликован не был