Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по международным делам
на проект федерального закона N 909122-6 "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Турецкой Республикой о взаимной правовой помощи по уголовным делам и выдаче"
Досье на проект федерального закона
Комитет по международным делам рассмотрел проект федерального закона N 909122-6 "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Турецкой Республикой о взаимной правовой помощи по уголовным делам и выдаче" (далее - Договор), внесенный в Государственную Думу Президентом Российской Федерации 21 октября 2015 года.
Договор между Российской Федерацией и Турецкой Республикой о взаимной правовой помощи по уголовным делам и выдаче подписан 1 декабря 2014 года в городе Анкаре в целях развития международно-правовой базы российско-турецкого сотрудничества по вопросам оказания взаимной правовой помощи по уголовным делам и выдаче.
В соответствии с Договором Стороны обязуются на взаимной основе и при соблюдении указанных в нем условий оказывать друг другу правовую помощь в расследовании, судебном разбирательстве или иных процессуальных действиях, связанных с уголовными делами, а также выдавать друг другу лиц, находящихся на территории одной из Сторон, для уголовного преследования или исполнения приговора в запрашивающей Стороне за преступления, влекущие выдачу. Под преступлениями, влекущими выдачу, понимаются деяния, которые в соответствии с законодательством Сторон являются уголовно наказуемыми и влекут за собой наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года и более тяжкое наказание.
Договором определяется объем правовой помощи и порядок ее оказания учреждениями юстиции и другими органами Договаривающихся Сторон путем совершения отдельных процессуальных действий в сфере уголовного судопроизводства. Статья 8 четко регламентирует требования к форме и содержанию запроса о правовой помощи, а статья 9 - правила его исполнения.
Статья 10 Договора содержит основания для отказа в оказании правовой помощи, в частности, возможность нанесения ущерба суверенитету, безопасности, публичному порядку и другим существенным интересам запрашиваемой Договаривающейся Стороны. Статья 9 Договора закрепляет положение, согласно которому исполнение запросов о правовой помощи осуществляется в соответствии с законодательством запрашиваемой Стороны и положениями настоящего Договора. Однако по просьбе запрашивающей Стороны может применяться ее законодательство в той мере, в которой это не противоречит законодательству запрашиваемой стороны.
В Договоре подробно рассматривается вопрос о требованиях, предъявляемых к составлению запроса о выдаче, порядке его направления, процессуальных гарантиях выдаваемого лица.
Кроме того, Договором регламентируется вопрос об условиях выдачи, а также случаях отказа в ней. Так, Договором предусмотрена невыдача собственных граждан (пункт "b" части 1 статьи 23), что в полной мере согласуется с положениями Конституции Российской Федерации, согласно которой гражданин Российской Федерации не может быть выдан другому государству (часть 1 статьи 61). В соответствии с Договором выдача не производится и в том случае, если преступление, в связи с которым она запрашивается, подлежит наказанию в виде смертной казни в соответствии с законодательством запрашивающей Стороны, за исключением случаев, когда эта Сторона предоставит достаточную, по мнению запрашиваемой Стороны, гарантию, что к лицу, выдача которого запрашивается, не будет применена смертная казнь (пункт "g" части 1 статьи 23).
По информации МИД России, на сегодняшний день турецкая Сторона не уведомила Российскую Федерацию о выполнении внутригосударственных процедур, необходимых для вступления Договора в силу.
Договор подготовлен на основе имеющейся практики разработки подобных документов и в полной мере отвечает интересам Российской Федерации.
Реализация Договора не повлечет за собой дополнительных расходов из федерального бюджета. Ратификация Договора будет способствовать достижению целей правосудия, защите прав и законных интересов российских граждан.
В связи с изложенным Комитет по международным делам рекомендует Государственной Думе ратифицировать Договор между Российской Федерацией и Турецкой Республикой о взаимной правовой помощи по уголовным делам и выдаче.
Председатель Комитета |
Л.Э. Слуцкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.