Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1015271-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей"
в части установления дополнительных гарантий потребителей",
внесенному депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым и О.А. Ниловым, а также О.Л. Михеевым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы
(повторно к первому чтению)
Досье на проект федерального закона
В проекте федерального закона предлагается внести в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" (далее - Закон) изменения, предусматривающие значительное повышение мер ответственности изготовителей, исполнителей, продавцов, импортеров за любые нарушения прав потребителей, например, право потребителей в случае причинения им убытков (вреда) требовать по своему выбору от указанных лиц выплаты им компенсации в пятикратном объеме причиненных убытков (вреда) либо возврата пятикратной цены, уплаченной за товар, работу или услугу, а в случае причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие недостатков товара (работы, услуги) - право по своему выбору требовать от указанных лиц возмещения причиненного вреда в десятикратном объеме либо возврата стократной цены, уплаченной за товар, работу или услугу. Причем возможность возврата указанных пятикратной или стократной цены, уплаченной за товар, работу или услугу, не зависит от размера фактически причиненных потребителю убытков (вреда). Таким образом, на изготовителей (исполнителей, продавцов, импортеров) может возлагаться обязанность выплаты потребителю компенсации в размере, значительно превышающем размер фактически причиненных ему убытков (вреда).
В связи с этим отмечаем, что установление законодателем мер гражданской ответственности одних лиц перед другими должно осуществляться с соблюдением баланса интересов таких лиц, требований разумности и справедливости (см. пункт 2 статьи 6, пункт 1 статьи 308.3, пункт 5 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Кроме того, положения проекта, устанавливающие указанные выше размеры ответственности изготовителей (исполнителей, продавцов, импортеров) перед потребителями, требуют согласования с положениями пунктов 1 и 3 статьи 12, абзаца седьмого пункта 1 статьи 18, пункта 2 статьи 29 Закона, в которых говорится лишь об обязанности изготовителей (исполнителей, продавцов, импортеров) по возмещению причиненных потребителю убытков (вреда) в полном объеме, о возврате потребителю цены товара (работы, услуги).
Также отмечаем, что в части ответственности продавца (исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, вытекающих из договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг), положения проекта следует согласовать с общими положениями ГК РФ об ответственности за неисполнении или ненадлежащее исполнение обязательств (см. пункты 1, 2, 5 статьи 393, статьи 398, 405), а также положениями части второй ГК РФ и иных федеральных законов об ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, вытекающих из различных видов договоров, регулируемых ГК РФ и такими федеральными законами (см., например, статьи 463, 466, 468, 475, 480, 495, пункт 3 статьи 498, статьи 715, 723, 732, 737, 793-796, пункт 4 статьи 840, пункт 3 статьи 857, статью 902 ГК РФ).
Обращаем внимание на внутренние противоречия положений пунктов 4 и 6 статьи 1 проекта по вопросу о размере возмещения исполнителем вреда (убытков), причиненного потребителю вследствие недостатков выполненной работы или оказанной услуги.
Согласно предлагаемому в пункте 3 статьи 1 проекта изменению абзаца второго пункта 6 статьи 13 Закона общественным объединениям потребителей (их ассоциациям, союзам) или органам местного самоуправления, выступающим с заявлением в защиту прав потребителя, перечисляются не пятьдесят, а сто процентов суммы штрафа, взысканного за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя, что приведет к необоснованному, на наш взгляд, лишению потребителя права на получение части взысканного штрафа.
В пункте 1 статьи 1 проекта говорится об обязанностях (ответственности) продавца (исполнителя) со ссылкой в том числе на пункт 3 статьи 18 Закона, однако в пункте 3 статьи 18 регулируются только вопросы ответственности изготовителя и импортера.
Заместитель |
О.Ю. Гвоздилина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.