Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по образованию и науке от 9 февраля 2017 г. N 12-8
на проект федерального закона N 34564-7 "О внесении изменений в статьи 251 и 262 Налогового кодекса Российской Федерации"
(в части уточнения доходов и расходов, связанных с приобретением прав на результаты интеллектуальной деятельности)",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Ответственный комитет: Комитет ГД по бюджету и налогам.
Комитет Государственной Думы по образованию и науке рассмотрел проект федерального закона N 34564-7 "О внесении изменений в статьи 251 и 262 Налогового кодекса Российской Федерации" (в части уточнения доходов и расходов, связанных с приобретением прав на результаты интеллектуальной деятельности) (далее Законопроект) и отмечает следующее.
Законопроект подготовлен в соответствии с пунктом 2 протокола заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России от 17 февраля 2015 г. N 1, согласно которому в Налоговый кодекс Российской Федерации должны быть внесены изменения, направленные на формирование и рост объёмов нематериальных активов и сделок с ними и предусматривающие в том числе:
исключение из налогооблагаемой базы налога на прибыль дохода, возникающего в результате постановки на баланс результатов интеллектуальной деятельности, созданных ранее и выявленных в ходе инвентаризации, учитывая возможность ограниченного периода действия данного изменения;
отнесение расходов по приобретению прав на результаты интеллектуальной деятельности к расходам на научно-исследовательские и (или) опытно-конструкторские работы в целях применения соответствующего коэффициента, используемого для исчисления налогооблагаемой базы по налогу на прибыль;
упрощение налогового администрирования льгот в части предоставления возможности подтверждения затрат на научно-исследовательские и (или) опытно-конструкторские работы путём представления в налоговый орган сведений о государственном учёте указанных работ.
Комитет Государственной Думы по образованию и науке поддерживает концепцию Законопроекта и считает ее исключительно актуальной. Вместе с этим Комитет обращает внимание на следующее.
1. Законопроектом пункт 2 статьи 262 НК РФ дополняется новым подпунктом 3.1, содержащим указание о том, что к расходам на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки относятся также "расходы на приобретение исключительного права на изобретение, полезную модель или промышленный образец по договору отчуждения либо по лицензионному договору в случае использования указанных прав в научных исследованиях и (или) опытно-конструкторских разработках". Во-первых, в данной формулировке учитываются расходы только на приобретение исключительного права, в то время как по лицензионному договору могут приобретаться неисключительные права. Во-вторых, предлагается учитывать расходы только на приобретение права на изобретение, полезную модель или промышленный образец, в то время как перечень результатов интеллектуальной деятельности, установленный в статье 1225 "Охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации" IV части Гражданского кодекса Российской Федерации существенно шире.
В-третьих, предложенная редакция содержит правовую неопределенность в части критериев установления случаев использования указанных прав в научных исследованиях и (или) опытно-конструкторских разработках.
2. Законопроектом в абзаце первом пункта 7 статьи 262 НК РФ налогоплательщик наделяется дополнительным правом включать расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки по перечню научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, установленному Правительством Российской Федерации, в первоначальную стоимость амортизируемых нематериальных активов. Предложенная редакция содержит правовую неопределенность в части установления нематериальных активов, в первоначальную стоимость которых следует включать расходы на проведение соответствующих научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок.
3. Законопроектом налогоплательщик наделяется правом не представлять в налоговый орган отчет о выполненных научных исследованиях и (или) опытно-конструкторских разработках в случае, если он размещен в определенной Правительством Российской Федерации государственной информационной системе. Однако размещение таких отчетов в каких-либо государственных информационных системах законодательством в настоящее время не предусмотрено. Возможно Законопроектом следует установить порядок такого размещения или орган, уполномоченный на установление такого порядка.
4. Статья 2 Законопроекта предусматривает вступление в силу федерального закона с 1 января 2017 года. Необходимо установить иной срок вступления федерального закона в силу.
Комитет также считает целесообразным дополнить Законопроект, включив в перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы, доходы от реализации имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также от безвозмездного использования результатов интеллектуальной деятельности.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по образованию и науке рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 34564-7 "О внесении изменений в статьи 251 и 262 Налогового кодекса Российской Федерации" (в части уточнения доходов и расходов, связанных с приобретением прав на результаты интеллектуальной деятельности) и учесть высказанные замечания и предложения при его доработке ко второму чтению.
Председатель Комитета |
В.А. Никонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.