Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья
по проекту федерального закона N 54490-7 "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(по вопросу регулирования закупок государственных унитарных предприятий и муниципальных унитарных предприятий, осуществляющих фармацевтическую деятельность)
Досье на проект федерального закона
В соответствии с Решением Совета Государственной Думы от 12 января 2017 года (протокол N 21, пункт 14) Комитет Государственный Думы по охране здоровья рассмотрел проект федерального закона N 54490-7 "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (по вопросу регулирования закупок государственных унитарных предприятий и муниципальных унитарных предприятий, осуществляющих фармацевтическую деятельность), внесенный депутатами Государственной Думы А.А. Носовым, В.П. Водолацким, М.Т. Гаджиевым, Р.А. Азимовым и другими.
Проект федерального закона разработан в целях совершенствования правового регулирования осуществления фармацевтической деятельности государственными и муниципальными унитарными предприятиями.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Федеральный закон от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ), а также в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ), исключив государственные и муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие фармацевтическую деятельность, из перечня юридических лиц, на которые распространяется обязанность осуществления закупочной деятельности в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ.
Обязанность государственных и муниципальных унитарных предприятий осуществлять с 1 января 2017 года все закупки в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ возникла в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 года N 321-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц" (далее - Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 321-ФЗ).
Вместе с тем, расширение сферы применения Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ на государственные и муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие фармацевтическую деятельность, может привести к целому ряду негативных последствий, в том числе к существенному сокращению ассортимента лекарственных средств, увеличению расходов данных предприятий на организацию закупок, а также увеличению сроков закупочных мероприятий.
Так, применение государственными и муниципальными унитарными предприятиями, осуществляющими фармацевтическую деятельность, отдельных норм Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ исключает возможность приобретения лекарственных препаратов высокой степени эффективности, поскольку единственным критерием определения поставщика является цена лекарственного средства.
Кроме того, в результате изменения подходов к закупочной деятельности и процедуре закупки лекарственных средств государственные и муниципальные унитарные предприятия оказались лишены возможностей, имеющихся у других участников фармацевтического рынка (частных аптек), в том числе гибкого ценообразования, оперативного реагирования на возникающий спрос, возможности изменения договора при изменении обстоятельств.
В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ не допускается включать в описание объекта закупки требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, а также наименование места происхождения товара или наименование производителя, при этом формирование государственными и муниципальными унитарными предприятиями лота по международному непатентованному наименованию может в конечном итоге привести к недоступности необходимых пациенту лекарственных средств.
Таким образом, правовые нормы, введенные Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 321-ФЗ, создали неравные условия для участников фармацевтического рынка, установив для государственных и муниципальных унитарных предприятий дополнительные ограничения в части закупки лекарственных средств для последующей реализации.
По мнению Комитета, исключение государственных и муниципальных унитарных предприятий, осуществляющих фармацевтическую деятельность, из перечня юридических лиц, на которые распространяется обязанность осуществления закупочной деятельности в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ, позволит оптимизировать правовую основу деятельности таких предприятий исходя из специфики розничной торговли лекарственными препаратами, обусловленной законодательством Российской Федерации в сфере обращения лекарственных средств.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по охране здоровья поддерживает концепцию рассматриваемого законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 54490-7 "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в первом чтении.
Настоящее заключение утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по охране здоровья 9 февраля 2017 года, протокол N 14.
Председатель Комитета |
Д.А. Морозов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.