Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 53968-7 "О внесении изменений в статью 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" и статью 2 Федерального закона "Об автономных учреждениях"
(в части обеспечения открытости и доступности информации о деятельности государственных (муниципальных) учреждений),
внесенный Правительством РФ
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решениями Совета Государственной Думы от 17 января 2017 года (протокол N 22, пункт 87) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (далее - Комитет) рассмотрен проект федерального закона N 53968-7 "О внесении изменений в статью 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" и статью 2 Федерального закона "Об автономных учреждениях" (в части обеспечения открытости и доступности информации о деятельности государственных (муниципальных) учреждений) (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации.
Представленный законопроект направлен на закрепление в качестве ответственного за размещение сведений о государственных (муниципальных) учреждениях - органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя государственных (муниципальных) учреждений, как уполномоченного в соответствие с законодательством Российской Федерации на утверждение (принятие) основного числа публикуемых документов на официальном сайте в сети "Интернет".
Аналогичный порядок публикации официальной информации предусмотрен законопроектом и в отношении автономных учреждений.
В пояснительной записке к законопроекту указано, что данная законодательная инициатива направлена на совершенствование порядка предоставления информации от государственных (муниципальных) учреждений и ведения официального сайта, что будет способствовать повышению качества предоставления информации о государственных (муниципальных) учреждениях, обеспечению удобства и упрощению процедуры формирования и предоставления требуемой информации, а также обеспечит сопоставимость данных, содержащихся в различных информационных ресурсах.
Также автоматическое формирование информации на основе информации и документов, содержащихся в данных информационных ресурсах позволит сократить неэффективные расходы учреждений на операторский ввод информации на официальном сайте и будет способствовать соблюдению принципа однократности ввода информации и многократности её использования, а также обеспечению синхронного изменения информации, содержащейся в различных информационных ресурсах.
Комитет в рамках своего ведения отмечает следующее.
Согласно пункту 1 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.
Пунктом 1 статьи 9.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) предусмотрено, что государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием.
Муниципальное казенное учреждение согласно статье 120 ГК РФ учреждается муниципальным образованием в порядке, предусмотренном местной администрацией муниципального образования.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают, среди прочего, полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовому обеспечению выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд (подпункт 3 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), статья 6 Федерального закона от 3 ноября 2006 года "Об автономных учреждениях" (далее - Федеральный закон N 174-ФЗ), статья 9.1 Федерального закона N 7-ФЗ).
Из статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) усматривается, что под муниципальным казенным учреждением понимается муниципальное учреждение, осуществляющее оказание муниципальных услуг, выполнение работ и (или) исполнение муниципальных функций в целях реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств местного бюджета на основании бюджетной сметы.
Согласно части 2 статьи 41 Федерального закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления, которые в соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.
Таким образом, казенные учреждения обеспечивают реализацию полномочий органов местного самоуправления, в связи с чем проектируемая норма законопроекта по размещению на официальном сайте бюджетных смет соответствующих казенных учреждений представляется актуальным и целесообразным правовым решением.
Вместе с тем, нормами статьи 9.2. Федерального закона N 7-ФЗ определено, что бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Исходя из положений Федерального закона N 7-ФЗ и Федерального закона N 174-ФЗ, финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями осуществляется в виде субсидии из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, которая предоставляется учреждениям в соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 БК РФ.
В соответствии с пунктом 3 Приказа Минфина России от 21 июля 2011 года N 86н "Об утверждении порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта" (далее - Приказ N 86н) на официальном сайте размещается информация о государственных (муниципальных) учреждениях (казенных, бюджетных и автономных), создаваемых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а также в их обособленных структурных подразделениях.
В целях комплексного подхода к реализации проектируемых норм законопроекта представляется целесообразным рассмотреть вопрос о необходимости соответствующего размещения информации об объемах финансового обеспечения (субсидирования) выполнения государственного (муниципального) задания государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями.
Согласно пункту 4 Приказа N 86н размещение информации о государственных (муниципальных) учреждениях на официальном сайте в сети Интернет www.bus.gov.ru и ведение указанного сайта в настоящее время обеспечивает Федеральное казначейство.
Кроме того, согласно пункту 35 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 658 "О государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" информационное взаимодействие системы "Электронный бюджет" (которая, согласно Концепции региональной информатизации, утвержденной Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2014 года N 2769-р имеет целью обеспечить прозрачность, открытость и подотчетность деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также повышение качества финансового менеджмента организаций сектора государственного управления), обеспечивается с девятью государственными и муниципальными информационными системами органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя, включая также иные информационные системы, использующие информацию, формируемую в системе "Электронный бюджет", а также формирующие информацию, необходимую для реализации бюджетных полномочий субъектов системы "Электронный бюджет" или ведения ими бухгалтерского и бюджетного учета.
Вместе с тем, предлагаемая редакция статьи 32 Федерального закона N 7-ФЗ, в соответствии с действующей редакцией которой размещение информации, предусмотренной нормами пункта 3.3. статьи 32 Федерального закона N 7-ФЗ, в настоящее время осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на официальном сайте в сети Интернет (Федеральным казначейством) на основании информации, предоставляемой государственным (муниципальным) учреждением в части передачи указанной ответственности учредительным органам государственных (муниципальных) учреждений и их дирекциям соответственно, может повлечь снижение качества мониторинга и контроля за данными процессами, а также "размывание ответственности" за результаты достижения целевых показателей государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 313.
При этом, необходимо отметить, что в рамках указанной программы субсидии организациям, осуществляющим ведение федеральных информационных фондов, баз и банков данных (иные бюджетные ассигнования) предусмотрены Федеральным законом от 19 декабря 2016 года N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" на 2017 год в размере 16 335,4 тыс.рублей.
Финансовые же ресурсы на достижение целей законопроекта, которые требуют привлечения дополнительных средств, в бюджетных сметах казенных учреждений и объемах субсидирования бюджетных и автономных учреждений на разных уровнях, особенно в муниципальных образованиях, на 2017 год не предусмотрены.
При этом, необходимо отметить достаточно емкий массив информации, подлежащий размещению на официальных сайтах государственными (муниципальными) учреждениями и недостаточную обеспеченность соответствующими кадровыми и информационными ресурсами муниципальных образований, особенно - сельских поселений.
Также следует учитывать, что в материалах к законопроекту отсутствует информация о том, что все государственные (муниципальные) учреждения, в частности, например образовательные организации, организации здравоохранения, культуры и др. имеют официальные сайты в сети "Интернет".
Отмечая безусловную необходимость совершенствования порядка формирования, актуализации и использования информационных ресурсов в целях повышения прозрачности и качества деятельности государственных (муниципальных) учреждений, с учетом большого количества параметров и количества государственных (муниципальных) учреждений, а также необходимость обеспечения автоматической синхронности при обновлении соответствующей информации Комитет также усматривает целесообразность закрепления в нормах абзаца второго статьи 1 и абзаца втором статьи 2 законопроекта положения об информационном взаимодействии (оператора) официального сайта для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в сети Интернет с иными (операторами) государственными информационными системами.
В связи с изложенным Комитет по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления поддерживает данный законопроект с учетом указанных замечаний и предложений и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.