Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 26 января 2017 г. N 5-АПГ16-107
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Меркулова В.П. и Никифорова С.Б.
при секретаре Холодцовой Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества "Москабельмет" о признании недействующим пункта 4587 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления от 26 ноября 2015 г. N 786-ПП, действующей с 1 января 2016 г.), по апелляционной жалобе Правительства Москвы на решение Московского городского суда от 31 августа 2016 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя административного истца Чернова С.В., представителя Правительства Москвы Снегиревой А.И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
закрытое акционерное общество "Москабельмет" (далее - ЗАО "Москабельмет", общество) обратилось в Московский городской суд с заявлением о признании недействующим постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления от 26 ноября 2015 г. N 786-ПП, действующей с 1 января 2016 г.) в части включения в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год (далее - Перечень) пункта 4587 здания с кадастровым номером 77:04:0001016:1192, общей площадью 12007,3 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. 2-я Кабельная, дом 2, строение 5 (далее - здание).
В обоснование заявленного требования общество указало, что здание включено в названный пункт Перечня незаконно, возлагая на него обязанность по уплате налога на имущество организаций в 2016 году в завышенном размере.
Решением Московского городского суда от 31 августа 2016 г. в заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Правительство Москвы просит отменить судебный акт, полагая, что он принят с нарушением норм материального и процессуального права, без учета всех обстоятельств дела, поскольку здание отвечает критериям, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
ЗАО "Москабельмет" и Прокуратурой г. Москвы и представлены возражения на апелляционную жалобу.
Представители прокуратуры Москвы, в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом извещены, в связи с чем, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Законом города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон города Москвы "О налоге на имущество организаций") на территории г. Москвы с 1 января 2014 г. введен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
Пунктом 2 статьи 1.1. Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций" предусмотрено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв.м и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Правительством Москвы 28 ноября 2014 г. принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - Постановление N 700-ПП), опубликованное на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 28 ноября 2014 г. и в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67, 2 декабря 2014 г., которое вступило в законную силу с 1 января 2015 г.
Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2015 г. N 786-ПП "О внесении изменении в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП и признании утратившими силу правовых актов города Москвы" внесены изменения в постановление Правительства Москвы N 700-ПП, где Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2016 г., опубликованное на официальном сайте Правительства Москвы - http://www.mos.ru от 27 ноября 2015 г., в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" от 1 декабря 2015 г. N 67.
В пункт 4587 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП, в редакции действующей с 1 января 2016 г. включено здание с кадастровым номером 77:04:0001016:1192, общей площадью 12007,3 кв.м, расположенное по адресу: г. Москва, ул. 2-я Кабельная, дом 2, строение 5, принадлежащее на праве собственности ЗАО "Москабельмет".
Как установлено судом первой инстанции, постановление Правительства Москвы N 700-ПП, утвердившее перечень таких объектов на 2016 год в целях налогообложения, принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, опубликовано в установленном законом порядке, в соответствии с требованием подпункта 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 г. N 257-ПП утвержден порядок определения фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, которым предусмотрена процедура установления вида фактического использования для признания таких объектов фактически используемыми в целях размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, а также в целях делового, административного и коммерческого назначения в соответствии с положениями пунктов 1, 3, 4, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.2 указанного Порядка мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее - мероприятия обследования) осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция).
Согласно материалам дела основанием для включения в Перечень на 2016 г., здания принадлежащего административному истцу, послужило его фактическое использование.
Госинспекцией 7 августа 2015 г. составлен акт фактического использования здания для целей налогообложения N 9046141/2. Здание осматривалось инспекторами с доступом в его помещения. Согласно акту 24,53% площади здания используется для размещения офисов.
Исходя из фактического использования помещений здания (более 20% от его общей площади) под офисы и в соответствии с данными технического паспорта, оно включено в обжалуемый пункт Перечня.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что здание не отвечает признакам объекта недвижимого имущества подлежащего налогообложению в порядке статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.4 Порядка определения вида фактического использования зданий в ходе проведения мероприятий осуществляется фотосъемка, фиксирующая фактическое использование указанного здания, а также фотосъемка информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании, указателей наименований улиц и номеров домов, расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляются мероприятия по определению вида фактического использования.
Сотрудники Госинспекции пришли к выводу о наличии в здании помещений для размещения офисов площадью 2 886,7 кв.м, на основании экспликации здания, согласно которой все имеющиеся кабинеты отнесли к офисным помещениям, что подтверждается показаниями представителя Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы Литвина Д.В., подписавшего акт обследования с замечаниями, согласно которым "обследуемые помещения используются под цели предприятия (заводоуправление)".
В результате к общей площади "офисных" помещений отнесены кабинеты сотрудников, обеспечивающих функционирование всего производственного комплекса, то есть заводоуправление, юридические, финансово-экономические подразделения, бухгалтерия и другие отделы и службы предприятия, что не может квалифицировать объект как используемый в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Довод административного ответчика о том, что к офисным помещениям относятся также и помещения используемые административными службами общества, подлежит отклонению, поскольку здание в целом составляет инфраструктуру предприятия, а его помещения (кабинеты) входят в состав объектов единого производственного комплекса вспомогательного назначения и направлены на обеспечение производственной деятельности ЗАО "Москабельмет".
Согласно материалам дела административным истцом сдаются в аренду помещения здания площадью 254,9 кв.м., что составляет 2,12% от общей площади. Доказательств, сдачи помещений занимаемых более 20% от общей площади здания в дело административным ответчиком не представлено.
С учетом того, что вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание - "объекты размещения промышленных предприятий IV и V класса вредности", не предполагает размещение на нем офисных помещений административного или коммерческого назначения, то вывод суда первой инстанции об отсутствии признаков налогообложения предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации является правильным.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, Судебная коллегия принимает во внимание, что заявитель являлся плательщиком налога на имущество организаций в 2016 году и оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на 2016 год), признание отдельных его положений с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, что соответствует требованиям пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части".
Таким образом, судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела и применены нормы законодательства, регулирующие данные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, в связи с чем оснований для отмены решения не имеется.
Руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:
решение Московского городского суда 31 августа 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалоба Правительства Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Меркулов В.П. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 26 января 2017 г. N 5-АПГ16-107
Текст определения официально опубликован не был