См. также письма ФНС России от 21 февраля 2017 г. N БС-4-11/3309@, от 15 февраля 2017 г. N ЗН-3-1/978@ и письмо Банка России от 14 февраля 2017 г. N 017-45-4/1008
Федеральная налоговая служба в связи с возложением с 1 января 2017 года на налоговые органы полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное социальное страхование (далее - страховые взносы) сообщает следующее.
В целях реализации данных полномочий утверждены Порядки обмена информацией территориальных отделений Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР) и Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС) с управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации от 22.07.2016 N ММВ-23-1/11@/02-11-10/06-3098П (далее - Порядок 1), от 22.07.2016 ММВ-23-1/12@/3И (далее - Порядок 2), от 21.09.2016 N ММВ-23-1/20/4И@ (далее - Порядок 3).
Согласно Порядкам, территориальные отделения ПФР и ФСС представляют в УФНС России по субъектам Российской Федерации в электронном виде сальдо расчетов по взносу, пени и штрафам по состоянию на 01.01.2017 по прилагаемым кодам бюджетной классификации, администрирование которых возложено на налоговые органы (перечень КБК прилагается).
При этом обращаем внимание, что принимаемое сальдо расчетов по главе администратора доходов бюджетов "392" или "393" отражается в карточках "Расчеты с бюджетом" (далее - КРСБ) по учету страховых взносов за периоды до 01.01.2017, открытых с КБК со значением главы администратора доходов "182 - Федеральная налоговая служба".
Открытие и ведение КРСБ с неадминистрируемыми налоговыми органами кодами доходов бюджетов, не допускается.
В целях дальнейшего осуществления работы по взысканию задолженности сальдо расчетов с бюджетом по каждому типу платежа должно передаваться отдельно в разрезе положительного сальдо и отрицательного сальдо, которое в свою очередь обеспечено и не обеспечено мерами взыскания, т.е. сальдо расчетов с бюджетом формируется и передается тремя суммами: сумма переплаты, сложившаяся по итогам 9 месяцев и авансовых платежей 4 квартала, которая отражается в графе 15 КРСБ (положительное сальдо), сумма недоимки, обеспеченная мерами взыскания, и сумма недоимки, необеспеченная мерами взыскания, которые отражаются в графе 14 КРСБ (отрицательное сальдо).
В связи с тем, что налоговые органы осуществляют администрирование страховых взносов с 01.01.2017, как установленных Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" так и, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс), должны быть открыты отдельные КРСБ для учета страховых взносов за различные периоды.
Ранее Службой были даны рекомендации открывать КРСБ со статусом "14". Однако кредитные организации отказывают в приеме платежных поручений юридических лиц с этим статусом.
В связи с большими сроками (более полугода) доработки Банком России программного обеспечения, позволяющего принимать платежные поручения юридических лиц со статусом "14", Служба приняла решение о необходимости открывать КРСБ плательщиков страховых взносов со следующими статусами:
- по юридическим лицам, производящим выплаты физическим лицам, - "01";
- по индивидуальным предпринимателям - "09", "10", "11" и "12";
- по физическим лицам - "13".
В КРСБ, открытых ранее со статусом "14", в версии 2.7.090.06 от 03.02.2017 будет предоставлена возможность в автоматическом режиме осуществить перекодировку статуса в соответствии с категорией плательщика.
Аналогичные статусы указываются плательщиками в поле "101" при заполнении платежных поручений на перечисление страховых взносов.
В случае, если платежное поручение на перечисление страховых взносов, отраженно в Ведомости невыясненных поступлений из-за неверного указания реквизита "статус" налоговые органы оперативно проводят работу по уточнению статуса штатным порядком или доопределяют нужный налог в строке документа без мероприятий по уточнению статуса и отражения документа в Ведомости невыясненных поступлений.
В целях правильного отражения информации об уплаченных суммах страховых взносов в КРСБ необходимо провести разъяснительную работу с плательщиками по правильному заполнению поля "101" платежного поручения.
В отношении ошибочного указания реквизита "ОКТМО" при оформлении плательщиками платежных поручений на уплату страховых взносов следует учитывать следующее.
Поскольку указанный реквизит не используется органами Федерального казначейства для межбюджетного распределения страховых взносов, проведение налоговыми органами операций по уточнению ОКТМО не требуется.
Платежные поручения, оформленные плательщиками страховых взносов с ошибочным указанием значения кода ОКТМО, подлежат учету в соответствующей КРСБ, открытой с ОКТМО по месту нахождения плательщика без отражения в Ведомости невыясненных поступлений.
Налоговые органы проводят контроль за правильностью открытия КРСБ и в случае установления фактов открытия дублей КРСБ по страховым взносам проводят объединение данных путем слияния.
Уточнение других значений реквизитов платежных поручений на уплату страховых взносов необходимо производить в порядке, определенном положениями статьи 45 Кодекса.
Обращаем внимание, что при работе с платежами, отнесенными к категории невыясненных поступлений до 01.01.2017, следует руководствоваться следующим.
Невыясненные поступления, отнесенные органами Федерального казначейства на КБК 100 1 17 01010 01 0000 180 "Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет", в том числе поступившие до 01.01.2017, уточняются налоговыми органами в порядке определенном приказом Минфина России от 18.12.2013 N 125н "Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации" на основании запросов по выяснению принадлежности платежа (ZF).
В отношении платежей, отнесенных к разряду невыясненных до 01.01.2017 самими Фондами (зачислены в бюджет Фондов, но не разнесены в лицевые счета страхователей) действует следующий порядок.
ПФР.
Органы ПФР передают в налоговые органы расчетные документы, отнесенные к разряду невыясненных поступлений отделениями ПФР, с приложением Выписки УФК (п. 2 раздела 5 Порядка 2).
На основании полученной информации налоговый орган принимает решение об уточнении платежа, которое в случае необходимости направляется на исполнение в УФК. По результатам исполненного решения об уточнении платежа в органы ПФР направляется запрос на пересчет пеней до 01.01.2017 (п. 1 раздела 5.3.2. Порядка 3).
ФНС России обращает внимание, что пунктом 9 статьи 45 Кодекса предусмотрено, что уточнение платежа в части суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не производится в случае, если по сообщению территориального органа ПФР сведения об этой сумме учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
В связи с тем, что первый поток информации по уплате для ведения персонифицированного учета будет направлен налоговыми органами в территориальные органы ПФР в мае текущего года, уточнение реквизитов платежных поручений на уплату страховых взносов за периоды, начиная с 01.01.2017, без запроса в ПФР возможно осуществлять до 01.05.2017 года.
ФСС.
Информация о невыясненных поступлениях, отнесенных к разряду невыясненных поступлений территориальными отделениями Фонда социального страхования по состоянию на 01.01.2017 не подлежит передаче в налоговые органы.
Решение об уточнении такого платежа в соответствии с Порядком 1 принимается ФСС самостоятельно и передается в налоговый орган. В случае необходимости уточнения через УФК налоговый орган формирует Уведомление об уточнении платежа по форме N 54 и направляет его в УФК.
По результатам уточнения ФСС предоставляет в налоговый орган информацию о суммах пеней, пересчитанных до 01.01.2017 (п. 12 Порядка 1).
Уточнение платежей за периоды, начиная с 01.01.2017 осуществляется налоговыми органами в порядке, установленном Кодексом.
Действительный |
Н.С. Завилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
С 1 января 2017 г. на налоговые органы возложены полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное социальное.
В связи с этим рассмотрен ряд вопросов по взаимодействию ПФР, ФСС с региональными управлениями ФНС России.
В частности, приведен алгоритм работы с платежами, отнесенными к категории невыясненных поступлений до 01.01.2017.
Письмо Федеральной налоговой службы от 3 февраля 2017 г. N ЗН-4-1/1931@ "По вопросам учета страховых взносов"
Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 14-20 февраля 2017 г. N 7, в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 21 февраля 2017 г. N 4 (в извлечении), в журнале "Автономные учреждения: акты и комментарии для бухгалтера", март-апрель 2017 г., N 2, в журнале "Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: акты и комментарии для бухгалтера", март 2017 г., N 3, в журнале "Оплата труда: акты и комментарии для бухгалтера", март 2017 г., N 3, в журнале "Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: акты и комментарии для бухгалтера", апрель 2017 г., N 4