Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку от 10 февраля 2017 г.
о проекте федерального закона N 983920-6 "О внесении дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части ограничения комиссий при оплате гражданами коммунальных услуг и платы за жилые помещения"
(об установлении максимального комиссионного вознаграждения по платежам за жилое помещение и коммунальным платежам),
внесенном А.Д. Крутовым, И.Д. Грачёвым, О.Г. Дмитриевой, Н.Р. Петуховой в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по финансовому рынку (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 983920-6 "О внесении дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части ограничения комиссий при оплате гражданами коммунальных услуг и платы за жилые помещения" (далее - законопроект) и сообщает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в федеральные законы от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" и от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", ограничив размер комиссионного вознаграждения, взимаемого кредитными организациями и платежными агентами по операциям физических лиц по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, одной сотой процента от суммы платежа.
В соответствии с действующим законодательством за оказание физическим лицам услуг по приему коммунальных платежей может взиматься вознаграждение, определяемое соглашением между платежным агентом, кредитной организацией и плательщиком. Размер такого вознаграждения не фиксирован и формируется исходя из многих факторов: рыночной конъюнктуры, расходов на инкассацию денежных средств, расчетно-кассовое обслуживание клиентов, расходов на аренду, на содержание и обслуживание платежных терминалов и пр.
Необходимо отметить, что ограничение размера комиссионного вознаграждения за оказание услуг противоречит принципу свободы экономической деятельности, закрепленному в части первой статьи 8 Конституции Российской Федерации и части второй статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а также не соответствует одной из целей антимонопольного законодательства - созданию условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть вторая статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ).
Как отмечает Конституционный суд Российской Федерации в своем постановлении от 24.06.2009 N 11-П, в Российской Федерации должны создаваться максимально благоприятные условия для функционирования экономической системы в целом, что предполагает необходимость стимулирования свободной рыночной экономики, основанной на принципах самоорганизации хозяйственной деятельности предпринимателей как ее основных субъектов.
Кроме того, проектируемые нормы создают неравные конкурентные условия для участников рынка платежных услуг. Так, в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" прием платы за коммунальные услуги могут осуществлять также организации федеральной почтовой связи, при этом размер взимаемого ими комиссионного вознаграждения законодательно не ограничен.
Кроме того, законопроект и представленные к нему материалы не содержат экономического обоснования установления предельного размера комиссионного вознаграждения на уровне одной сотой процента от суммы платежа, а также оценки последствий введения такого ограничения.
Можно предположить, что в случае если размер реальной себестоимости услуги по приему платежей будет превышать размер, установленный законопроектом, участники рынка платежных услуг будут вынуждены искать источники возмещения издержек, что в свою очередь может способствовать увеличению размера вознаграждения, взимаемого за оказание других услуг, либо экономическая заинтересованность участников рынка по оказанию услуг по приему коммунальных платежей снизится, что приведет к уменьшению количества организаций, оказывающих такие услуги, усложнению для населения процедуры осуществления платежей, и, как результат, снижению доступности указанных услуг для физических лиц.
Правительством Российской Федерации законопроект не поддерживается.
Учитывая изложенное, Комитет считает возможным рекомендовать Государственной Думе отклонить законопроект.
Председатель Комитета |
А.Г. Аксаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.