Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
по проекту федерального закон 1001540-6 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В Комитете Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рассмотрен проект федерального закона N 1001540-6 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации", внесенный А.А. Агеевым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы.
Законопроектом предлагается внести в статьи 107, 109 и 162 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации изменения, согласно которым увеличиваются до 3 месяцев (вместо 2 месяцев) сроки домашнего ареста, содержания под стражей и предварительной следствия по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях, отнесенным к подследственности следователей Следственного комитета Российской Федерации.
Как указано в пояснительной записке, названный законопроект подготовлен в связи с тем, что уголовные дела, расследуемые Следственным комитетом Российской Федерации, относятся к категории тяжких и особо тяжких и, как следствие, наиболее сложных и объемных по содержанию преступлений.
Вместе с тем положения представленного законопроекта, по мнению Комитета, не соответствует принципу равенства всех перед законом и судом, установленному частью 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации.
Кроме того, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, в выраженной Постановлении от 16 июля 2015 года N 23-П, однородные по своей юридической природе отношения, в том числе касающиеся процессуальных сроков домашнего ареста, содержания под стражей и предварительной следствия, должны регулироваться схожим образом.
В связи названными конституционным принципом и правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации при производстве по уголовному делу подозреваемые и обвиняемые, в том числе те, в отношении которых применяются меры пресечения в виде содержания под стражей или домашнего ареста, пользуются равными правами, установленными статьями 46 и 47 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Исходя из одинаковой природы и значения судебных гарантий для защиты прав и законных интересов личности при принятии решений, связанных с ограничением свободы и личной неприкосновенности, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации устанавливает единые для досудебного этапа судопроизводства первичные сроки предварительного следствия и сроки, на которые могут быть избраны меры пресечения в виде содержания под стражей и домашнего ареста, вне зависимости от того, к подследственности какого органа отнесено то или иное уголовное дело.
Кроме того, следует отметить, что в соответствии со статьей 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации следователями органов внутренних дел и федеральной службы безопасности также производится предварительное следствие по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях, в том числе сложным и объемным по содержанию, а по уголовным делам о преступлениях, указанных в части пятой названной статьи Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, предварительное следствие может производиться также следователями органа, выявившего это преступление.
Таким образом, увеличение процессуальных сроков домашнего ареста, содержания под стражей и предварительной следствия исключительно по уголовным делам, отнесенным к подследственности следователей Следственного комитета Российской Федерации, представляется необоснованным.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рекомендует Государственной Думе названный проект федерального закона отклонить.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.