Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей от 9 февраля 2017 г. N 3.6-5-16/5
на проект федерального закона 29953-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в части невозможности применения положений об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания в отношении лиц, совершивших отдельные виды преступлений, а также невозможности объявления амнистии в отношении таких лиц",
внесенный депутатом Государственной Думы О.А. Ниловым
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 17 января 2017 года (выписка из протокола N 22, п. 51) Комитет по вопросам семьи, женщин и детей (соисполнитель) рассмотрел по вопросам, находящимся в ведении Комитета, проект федерального закона N 29953-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в части невозможности применения положений об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания в отношении лиц, совершивших отдельные виды преступлений, а также невозможности объявления амнистии в отношении таких лиц" (далее - законопроект), внесенный депутатом Государственной Думы О.А.Ниловым.
1. Законопроект, по мнению его автора, направлен на установление более справедливого и соразмерного порядка отбывания наказания для отдельных категорий преступников, касающегося применения положений об условно-досрочном освобождении и амнистии.
Автор проекта федерального закона в пояснительной записке также указывает, что "действующий порядок применения положений об условно-досрочном освобождении, не предполагающий изъятий в зависимости от вида совершенного преступления представляется несоразмерным".
2. С учетом вышеизложенного, законопроектом предлагается внести изменения в статьи 79 и 84 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), предусматривающие запрет на условно-досрочное освобождение от отбывания наказания и объявление амнистии в отношении лиц, совершивших преступления различные по степени тяжести (тяжкие и особо тяжкие), а также преступления различные по своему виду, в том числе преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности несовершеннолетнего.
3. По представленному законопроекту Комитет отмечает следующее.
Комитет поддерживает идею автора законопроекта, в части касающейся защиты несовершеннолетних от совершения в отношении них преступлений сексуального характера.
Стоит отметить, что законопроектом не учитывается положения части 3 статьи 50 Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 11 июля 2006 года N 406-О установил, что "это право, будучи непосредственным выражением конституционных принципов уважения достоинства личности, гуманизма и справедливости, предполагает для каждого осужденного - независимо от характера преступления, за которое он был осужден, назначенного наказания и условий его исполнения - возможность добиваться смягчения своей участи, в том числе в судебном порядке, вплоть до полного снятия всех ограничений в правах и свободах, которые являются правовыми последствиями его осуждения на основе вступившего в законную силу приговора".
Кроме того, к преступлениям против половой неприкосновенности несовершеннолетних относятся преступления различные по степени тяжести: помимо особо тяжких и тяжких преступлений, к ним также относятся преступления средней тяжести (часть вторая статьи 133 и часть первая статьи 134 УК РФ) и небольшой тяжести (часть первая статьи 135 УК РФ).
Таким образом, предлагаемый законопроектом запрет на условно-досрочное освобождение от отбывания наказания в отношении лиц, которые осуждены за разные по степени тяжести преступления, противоречит уголовно-правовому принципу справедливости, закрепленному в статье 6 УК РФ.
По законопроекту имеются официальные отзывы Верховного Суда Российской Федерации (от 2 октября 2015 года N 3-ВС-6266/15) и Правительства Российской Федерации (от 27 ноября 2015 года N 794011-П4), согласно которым законопроект не поддерживается по аналогичным замечаниям, указанным в настоящем заключении.
Кроме того, в названных официальных отзывах Правительства Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации также отмечается, что невозможно установление запрета на применение амнистии в отношении лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, поскольку в соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 103 Конституции российской Федерации объявление амнистии является исключительным дискреционным полномочием Государственной Думы. Категории лиц, подлежащих амнистии, определяется постановлением Государственной Думы с соблюдением соответствующей процедуры объявления амнистии. Иной порядок принятия такого решения, предполагающий волеизъявление не только представительного органа, будет противоречить положениям Конституции Российской Федерации.
В заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы от 17 января 2017 года содержатся многочисленные замечания по законопроекту, а также отмечено, что в Государственную Думу неоднократно вносились проекты федеральных законов, предусматривающие установление запрета на условно-досрочное освобождение в отношении тех или иных категорий и видов преступлений, которые были отклонены по аналогичным основаниям.
Несмотря на выше обозначенные замечания к законопроекту, Комитет считает, что концепцию настоящего проекта федерального закона следует поддержать, исходя из приоритета защиты прав детей, включая защиту детей от преступлений сексуального характера, а также по следующим основаниям.
Комитет отмечает, что для лиц, освобожденных условно-досрочно не может применяться административный надзор в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы". Так, частью 1 статьи 3 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" закреплено, что административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, то есть речь идет о лицах, уже отбывших наказание по приговору. Лица, условно-досрочно освобожденные, окончательно не отбыли наказание, в связи с этим положения Федерального закона N 64-ФЗ к ним не применяются.
Кроме этого, Пленум Верховного Суда Российской Федерации дал разъяснение в пункте 4 Постановления от 27 июня 2013 года N 22 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре" о том, что лицо, освобожденное условно-досрочно из мест лишения свободы в порядке статьи 79 УК РФ считается не отбывшим наказание в виде лишения свободы. В Постановлении также отмечено, что в силу части 7 статьи 79 УК РФ при уклонении указанного лица от исполнения обязанностей, возложенных на него судом при условно-досрочном освобождении, а также при совершении им до момента истечения срока оставшейся не отбытой части наказания административного правонарушения или преступления, условно-досрочное освобождение может быть отменено с исполнением оставшейся не отбытой части наказания, административный надзор к данному лицу не может быть применен до истечения срока оставшейся не отбытой части наказания. Административный надзор в отношении такого лица может быть установлен после истечения срока оставшейся не отбытой части наказания, при наличии предусмотренных законом оснований.
Учитывая изложенное, Комитет по вопросам семьи, женщин и детей рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 29953-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в части невозможности применения положений об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания в отношении лиц, совершивших отдельные виды преступлений, а также невозможности объявления амнистии в отношении таких лиц", внесенный депутатом Государственной Думы О.А. Ниловым, в первом чтении.
Председатель Комитета |
Т.В. Плетнева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.