Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья
на проект федерального закона N 50030-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 17.01.2017 года (протокол N 22, пункт 49) Комитет по охране здоровья рассмотрел проект федерального закона N 50030-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (в части усиления уголовной ответственности за нелегальный оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции), внесенный членами Совета Федерации Е.В. Бушминым, С.Н. Рябухиным, В.Б. Шубой, депутатом Государственной Думы И.И. Гильмутдиновым и другими, и отмечает.
Авторы законопроекта предлагают внести ряд изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - Уголовный кодекс), в том числе, дополнить статьями 171.3 (Незаконное производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции) и 171.4 (Незаконная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции), а также дополнить статью 327.1 (Изготовление, сбыт поддельных акцизных марок, специальных марок или знаков соответствия либо их использование) частями 5 и 6. Кроме того, законопроектом предусмотрены соответствующие изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.
Законопроект усиливает ответственность за незаконное производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и устанавливает повышенные размеры штрафов за указанные деяния в крупном (300 тысяч рублей) и особо крупном размере (1 миллион рублей).
Также законопроект устанавливает ответственность за неоднократную незаконную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции, в случае если она совершена в период, когда лицо подвергнуто административному наказанию.
Кроме того, законопроект направлен на усиление ответственности за изготовление, сбыт поддельных акцизных марок, специальных марок или знаков соответствия либо за их использование и причинение государству крупного ущерба либо получения дохода в размере 500 тысяч рублей.
Согласно пояснительной записке, сегмент, занимаемый ранее легальной розницей, постепенно замещается дешевым суррогатным алкоголем, оборот которого на рынке ведется без уплаты налогов. При этом объем розничных продаж крепкой алкогольной продукции за 2015 год снизился по сравнению с 2012 годом более чем на 40 процентов. За 2012-2015 годы сокращение легальных (лицензированных) розничных точек продаж алкоголя составило 25% (с 305 тыс. торговых объектов до 230 тыс.).
По экспертным оценкам, на сегодняшний день около 30% розничных точек, реализующих алкоголь, работает нелегально (без лицензии). Активно ведется торговля через Интернет с доставкой покупателю крепкого алкоголя.
Статистика свидетельствует о ежегодном росте числа отравлений суррогатным алкоголем, при этом в стране отмечается высокая смертность от указанных отравлений.
Комитет по охране здоровья считает, что проблема высокого уровня потребления алкоголя в России чрезвычайно актуальна. С учетом нарастающих масштабов нелегального оборота алкогольной продукции, действующий размер санкций несоизмерим с доходами, получаемыми от незаконного производства указанной продукции, а также изготовления и сбыта поддельных акцизных марок.
Усиление уголовной ответственности за осуществление указанной деятельности представляется целесообразным. Это направленно на охрану здоровья граждан Российской Федерации.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по охране здоровья поддерживает концепцию проекта федерального закона N 50030-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации".
Утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по охране здоровья 9 февраля 2017 года (протокол N 14).
Председатель Комитета |
Д.А. Морозов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.