Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
на проект федерального закона N 1131294-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за проезд и стоянку транспортных средств на озелененных территориях"
Досье на проект федерального закона
Комитетом Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рассмотрен указанный проект федерального закона, внесенный Законодательным Собранием Свердловской области.
Законопроектом предлагается установить административную ответственность в виде административного штрафа в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей за проезд механических транспортных средств по газонам или другим озелененным территориям либо стоянку механических транспортных средств на газонах или других озелененных территориях, дополнив главу 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях новой статьей 8.23.1. Корреспондирующие изменения также вносятся в компетенционную статью 23.3 Кодекса.
Рассмотрев законопроект, Комитет его концепцию поддерживает по следующим основаниям.
Вопрос об ответственности за проезд механических транспортных средств по газонам или другим озелененным территориям либо стоянку механических транспортных средств на газонах или других озелененных территориях представляется актуальным ввиду все большей распространенности таких действий, нарушающих право граждан на благоприятную окружающую среду и ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, предоставленное Конституцией Российской Федерации и закрепленное Федеральным законом "Об охране окружающей среды".
При этом решение вопроса об установлении ответственности за указанные действия должно приниматься в соответствии с положениями пункта 3 части 1 статьи 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которым административная ответственность устанавливается по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Регулирование вопросов благоустройства территорий, охраны и содержания зеленых насаждений, озелененных территорий, газонов и установление соответствующих требований на федеральном уровне предусмотрено рядом нормативных правовых актов, а именно Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170, Правилами создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденными Приказом Государственного Комитета Российской Федерации от 15 декабря 1999 года N 153, имеющими рекомендательный характер, но содержащими прямой запрет проезда и стоянки автомашин, мотоциклов, других видов транспорта на озелененных территориях, Правилами дорожного движения (разделы 12 и 17), устанавливающими единый порядок размещения транспортных средств, в том числе, их остановки и стоянки.
Обеспечение санитарного состояния территорий населенных мест, охрана зеленого фонда городских и сельских поселений также регулируется соответственно Санитарными правилами содержания территорий населенных мест (СанПин 42-128-4690-88), утвержденными Главным государственным санитарным врачом СССР 5 августа 1988 года, и Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (статья 61).
Анализ указанных нормативных правовых актов позволяет сделать вывод о наличии установленных на федеральном уровне запретах действий, предусмотренных проектируемой статьей 8.23.1, и соответственно имеющихся правовых основаниях для установления ответственности за их совершение.
Вместе с тем, следует отметить, что имеется различное толкование, в частности, Верховным судом Российской Федерации, природы данных правоотношений. В одних Определениях Верховного суда областью посягательства указывается сфера дорожного движения, в других - область санитарно-эпидемиологического благополучия, охраны окружающей среды, благоустройства территории. В связи с чем объект правонарушений, предусмотренных проектируемой статьей, и ее место в Особенной части Кодекса нуждается в дополнительном обсуждении.
В этой связи, в свою очередь, возникает вопрос о полномочиях органов внутренних дел по составлению протоколов и рассмотрению дел по проектируемой статье, поскольку Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения.
При этом следует иметь в виду, что в том случае, когда газон (озелененная часть) примыкает непосредственно к проезжей части и отвечает требованиям, предъявляемым к обочине, газон является элементом дороги и Правила дорожного движения на него распространяются. В случае же, если газон примыкает к тротуару, элементом дороги он не является и, соответственно, на него не распространяются правила остановки и стоянки транспортных средств, установленные Правилами. В этом случае возбуждать и рассматривать дела об административных правонарушениях, не связанных с нарушениями на дорогах и с безопасностью дорожного движения, Госавтоинспекция не уполномочена.
Однако, учитывая актуальность проблемы и необходимость ее законодательного решения, Комитет рекомендует принять законопроект в первом чтении с дальнейшей его доработкой с учетом изложенных замечаний.
Утверждено на заседании Комитета "9" февраля 2017 года.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.