Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Методические рекомендации
по актуализации и апробации моделей подготовки педагогических кадров для системы среднего профессионального образования
1. Введение
Методические рекомендации подготовлены в целях реализации мероприятий по внедрению профессионального стандарта "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования"* в части актуализации и апробации моделей подготовки и дополнительного профессионального образования (далее - ДПО) педагогических кадров для системы среднего профессионального образования (далее - СПО).
Методические рекомендации предназначены для органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций и организаций дополнительного профессионального образования, осуществляющих подготовку и дополнительное профессиональное образование педагогических кадров для системы СПО.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. N 584 государственным учреждениям, к которым относится большинство организаций, реализующих программы СПО, предстоит разработать и реализовать в 2017-2020 гг. планы мероприятий по внедрению профессиональных стандартов, включая меры по приведению квалификации педагогических работников в соответствие с требованиями профессиональных стандартов. В целях методической поддержки разработки и реализации указанных планов разработаны Рекомендации по применению профессионального стандарта "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования" в управлении педагогическими кадрами организации**.
2. Принципы актуализации региональных моделей подготовки и ДПО педагогических кадров для системы среднего профессионального образования
Региональная модель подготовки и ДПО педагогических кадров для системы СПО представляет собой совокупность:
- целевых показателей подготовки и ДПО, обеспечивающих удовлетворение актуальных и перспективных потребностей в педагогических кадрах территориальной системы СПО;
- образовательных программ;
- организаций, их реализующих, в том числе с использованием сетевой формы;
- условий реализации образовательных программ.
При актуализации региональной модели необходимо учитывать:
- возможность различных траекторий входа в профессию;
- актуальные и перспективные потребности в педагогических кадрах территориальной системы СПО;
- особенности региональной сети организаций, обеспечивающих подготовку и ДПО педагогических кадров СПО, и возможности ее развития.
2.1. Возможность различных "траекторий входа в профессию"
Возможные варианты получения профессиональных квалификаций педагогических работников системы СПО приведены в таблице 1.
Таблица 1
Возможные варианты получения профессиональных квалификаций педагогических работников системы СПО
Профессиональная квалификация |
Образовательная программа |
Особенности реализации образовательной программы |
|||
Мастер производственного обучения (техник, технолог, конструктор-модельер, дизайнер и другие с указанием области профессиональной деятельности) |
СПО (ППССЗ)*, специальность "Профессиональное обучение (по отраслям)", квалификация "Мастер производственного обучения" (техник, технолог, конструктор-модельер, дизайнер и др.)" |
В процессе обучения обязательно приобретение опыта работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися. |
|||
ВО - бакалавриат, направление подготовки "Профессиональное обучение (по отраслям)" | |||||
ДПО в области профессионального обучения (профессиональная переподготовка или повышение квалификации в зависимости от имеющейся квалификации, в том числе опыта работы) на базе "профильного"** СПО (ППССЗ) или ВО или соответствующей профессиональной переподготовки и (при необходимости) профессиональное обучение - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих и (или) программы переподготовки рабочих, служащих, и (или) программы повышения квалификации рабочих, служащих. |
Наличие или приобретение в процессе обучения опыта работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися |
||||
Преподаватель общеобразовательных предметов (с указанием направленности (профиля) предметов) |
ВО - направление подготовки "Педагогическое образование", направленность (профиль) которого соответствует преподаваемому учебному предмету |
Освоение в процессе обучения компетенций, необходимых для преподавания предметов среднего общего образования в пределах образовательной программы СПО |
|||
ДПО - повышение квалификации для преподавания предметов среднего общего образования в пределах образовательной программы СПО на базе "профильного" ВО. |
ДПП может быть освоена после трудоустройства |
||||
Преподаватель общепрофессиональных дисциплин (с указанием направленности [профиля] дисциплин) |
ВО - бакалавриат, направления подготовки "Профессиональное обучение (по отраслям)" или "Педагогическое образование", направленность (профиль) которого соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине. |
В процессе обучения обязательно приобретение опыта работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися и (или) соответствующего преподаваемым учебному курсу, дисциплине |
|||
|
ДПО в области (среднего) профессионального образования (профессиональная переподготовка или повышение квалификации в зависимости от имеющейся квалификации, в том числе опыта работы) на базе "профильного" СПО (ППССЗ), или ВО, или соответствующей профессиональной переподготовки. |
Наличие или приобретение в процессе обучения опыта работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися и (или) соответствующего преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю) |
|||
Преподаватель профессиональных модулей и (или) междисциплинарных курсов (с указанием их направленности [профиля]) |
ДПО в области (среднего) профессионального образования (профессиональная переподготовка или повышение квалификации в зависимости от имеющейся квалификации, в том числе опыта работы) на базе "профильного" СПО ППССЗ, или ВО, или соответствующей профессиональной переподготовки. |
||||
Методист профессиональной образовательной организации |
ДПО в области методической деятельности в профессиональном образовании (профессиональном обучении, СПО, ДПО) на базе ВО. |
При освоении дополнительной профессиональной программы на базе ВО - бакалавриата - наличие опыта работы преподавателем или мастером производственного обучения не менее двух лет. |
|||
ВО - магистратура в области методической деятельности в образовании (профессиональном обучении, СПО, ДПО) | |||||
Методист (научно-методическое обеспечение профессионального обучения, СПО и ДПО для квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена) |
"Профильное" ВО - специалитет или магистратура. |
После обучения - работа методистом, преподавателем или мастером производственного обучения не менее двух лет. |
|||
ДПО на базе ВО - "профильная" профессиональная переподготовка. | |||||
ВО - магистратура в области методической деятельности в образовании (профессиональном обучении, СПО, ДПО) на базе "профильного" ВО. |
Работа методистом, преподавателем или мастером производственного обучения не менее двух лет, как правило, до обучения. |
||||
ДПО в области методической деятельности в образовании (профессиональном обучении, СПО, ДПО) на базе "профильного" ВО - специалитета или магистратуры. |
______________________________
* В таблице используются следующие сокращения: ППССЗ - программа подготовки специалистов среднего звена, ВО - высшее образование, ДПП - дополнительная профессиональная программа.
** Здесь и далее "профильного" - то есть непедагогического образования, направленность (профиль) которого соответствует области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися, или преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю).
В таблице приведен перечень образовательных программ, обеспечивающих освоение профессиональных квалификаций педагогических работников системы СПО в соответствии с требованиями профессионального стандарта "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования". Региональная модель подготовки и ДПО педагогических работников системы СПО может включать как все перечисленные образовательные программы, так и их выборку. Далее в п. 2.2-2.3 описаны основания для формирования такой выборки.
2.2. Необходимость обеспечения актуальных и перспективных потребностей в педагогических кадрах территориальной системы СПО.
Целевые показатели подготовки и ДПО педагогических кадров для системы СПО включают в себя количественные и качественные характеристики.
Количественные характеристики определяются на основе мониторинга кадрового обеспечения территориальной системы СПО с учетом:
- актуальных и перспективных планов набора обучающихся по профессиям и специальностям СПО и структуры соответствующих образовательных программ;
- численности и показателей движения педагогических кадров различной квалификации (трудоустройства и закрепления выпускников, подготовленных к педагогической деятельности в СПО, выхода педагогических работников на пенсию и т.п.);
- исключения "внутреннего совместительства", в объемах отрицательно влияющих на качество педагогической деятельности;
- соотношения педагогических работников образовательных организаций и лиц, привлекаемых к реализации образовательных программ СПО на условиях гражданско-правового договора, в том числе из числа руководителей и работников организаций, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися.
Качественные характеристики представляют собой требования к квалификации педагогических работников системы СПО, результатам их подготовки. При их определении необходимо учитывать как региональные особенности, так и актуальные требования, зафиксированные в профессиональном стандарте и федеральных государственных образовательных стандартах СПО, а также перспективы развития профессиональной педагогической деятельности в СПО. Прежде всего, речь идет о следующих тенденциях:
- "сращивание" деятельности, а следовательно, и подготовки преподавателя и мастера производственного обучения;
- переход от индивидуальной к командной педагогической деятельности в СПО, управлению образовательными программами;
- переход от поточно-групповой организации обучения к обучению по индивидуальным учебным планам, разрабатываемым с учетом потребности в специалистах той или иной квалификации, образовательных потребностей и имеющегося у обучающихся образования и опыта профессиональной деятельности;
- рост требований к методической и психолого-педагогической подготовке преподавателей и мастеров производственного обучения и одновременно к подготовке в области преподаваемого учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) и (или) вида профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися: способности проектировать образовательные программы "от результата", строить учебный (учебно-производственный) процесс, мотивирующий профессиональное развитие, обеспечивающий синхронизацию теории и практики, подготовку студентов в соответствии с требованиями профессиональных стандартов и современных производственных технологий;
- актуализация потребностей в научно-методическом и методическом обеспечении профессионального обучения, СПО и ДПО для квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена в связи с разворачиванием инновационных процессов:
- появлением новых перспективных профессий и специальностей СПО;
- решением задач разработки и обновления федеральных государственных образовательных стандартов с учетом требований профессиональных стандартов, обеспечения их внедрения на федеральном, региональном и институциональном уровне;
- развитие практики дуального обучения, итоговой аттестации в формате демонстрационного экзамена и т.д.
При формировании системы образовательных программ, обеспечивающих актуальные и перспективные потребности территориальной системы СПО в педагогических кадрах, необходимо учитывать возможность освоения в пределах одной образовательной программы нескольких профессиональных квалификаций. Например, в рамках магистерской программы по направлению подготовки "Педагогическое образование" при обучении на базе "профильного" высшего образования могут осваиваться три профессиональные квалификации:
- методист (научно-методическое обеспечение профессионального обучения, СПО и ДПО);
- методист профессиональной образовательной организации;
- преподаватель общепрофессиональных дисциплин, или преподаватель профессиональных модулей (междисциплинарных курсов), или мастер производственного обучения.
Это повышает профессиональную мобильность выпускников, работает как на интересы личности, так и на интересы региональной системы СПО. Определять сочетание квалификаций необходимо с учетом потребностей региональной системы СПО в педагогах той или иной профессиональной квалификации, длительности программы и "близости" осваиваемых квалификаций.
2.3. Особенности региональной сети организаций, обеспечивающих подготовку и ДПО педагогических кадров для системы СПО, и возможности ее развития
При формировании региональной модели подготовки и ДПО педагогических кадров для системы СПО целесообразно проанализировать и использовать не только ресурсы организаций, традиционно осуществляющих реализацию программ основного и дополнительного профессионального образования педагогической направленности но и:
- ведущих профессиональных образовательных организаций, в том числе межрегиональных центров компетенций, учебных (многофункциональных) центров профессиональных квалификаций;
- корпоративных образовательных структур, созданных работодателями;
- университетов и "отраслевых вузов";
- организаций, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися.
Использование сетевой формы реализации образовательных программ позволяет повысить качество и эффективность подготовки педагогов СПО.
3. Общесистемные условия реализации региональных моделей подготовки и ДПО педагогических кадров для системы СПО
Качество и эффективность реализации региональных моделей подготовки и ДПО педагогических кадров для системы СПО определяются комплексом условий, наиболее значимыми среди которых являются следующие:
- наличие системы мониторинга и планирования актуальной и перспективных потребностей в педагогических кадрах для системы СПО;
- информационное обеспечение и создание условий для повышения мотивации освоения и совершенствования педагогических квалификаций, необходимых для реализации образовательных программ СПО;
- расширение целевого приема и обучения по основным профессиональным образовательным программам и развитие персонифицированного финансирования ДПО педагогических работников системы СПО;
- использование сетевой формы реализации образовательных программ;
- переход от поточно-групповой организации обучения к обучению по индивидуальным учебным планам за счет использования вариативной части образовательных программ, их модульного построения и формирования групп переменного состава;
- развитие системы профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, обеспечивающих подготовку педагогов СПО;
- обеспечение реализации образовательных программ квалифицированными педагогическими кадрами, готовыми и мотивированными к работе в команде (подбор и отбор педагогов, развитие системы стимулирования, организация повышения квалификации).
4. Планирование апробации региональной модели подготовки и ДПО педагогических кадров для системы СПО
Для апробации региональной модели подготовки и ДПО педагогических кадров для системы СПО так же как и для ее разработки (актуализации), целесообразно создать координационную группу, в состав которой войдут руководители органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций, организаций дополнительного профессионального образования и иных заинтересованных организаций.
Важной составляющей планирования является определение задач апробации и формирование системы мониторинга ее проведения.
В план рекомендуется включить мероприятия по отбору пилотных организаций для проведения апробации, сопровождению их деятельности, экспертизе и обсуждению промежуточных и итоговых результатов, а также созданию и обеспечению функционирования в сети "Интернет" информационного ресурса, поддерживающего проведение апробации.
______________________________
* Приказ Минтруда России от 8 сентября 2015 г. N 608н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования".
** См.: Рекомендации по применению профессионального стандарта "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования" в управлении педагогическими кадрами организации (http://www.firo.ru/?page_id=7513)
<< Назад |
||
Содержание Письмо Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2016 г. N 06-1719 "О направлении методических рекомендаций" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.