В целях реализации Федерального закона от 21.07.2005 N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30 (ч. 1), ст. 3108; 2007, N 43, ст. 5084; 2011, N 48, ст. 6730; 2017, N 1 (ч. 1), ст. 35) приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по проведению территориальными органами Минюста России государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований.
2. Признать утратившими силу:
приказ Минюста России от 31.05.2012 N 88 "Об утверждении Методических рекомендаций по проведению государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований";
пункт 2 приложения "Изменения, вносимые в некоторые приказы Министерства юстиции Российской Федерации" к приказу Минюста России от 21.09.2015 N 219 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства юстиции Российской Федерации".
Министр |
А.В. Коновалов |
Методические рекомендации по проведению территориальными органами
Минюста России государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований
(утв. приказом Министерства юстиции РФ от 1 февраля 2017 г. N 9)
1. Методические рекомендации по проведению территориальными органами Минюста России государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований (далее - Рекомендации) разработаны для использования территориальными органами Минюста России (далее - территориальный орган) при государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований (далее - государственная регистрация, устав, муниципальный правовой акт соответственно).
2. Должностные обязанности по осуществлению государственной регистрации рекомендуется закрепить в должностном регламенте федерального государственного гражданского служащего территориального органа, осуществляющего государственную регистрацию.
3. Для учета документов, представленных на государственную регистрацию, рекомендуется вести Книгу регистрации уставов (приложение N 1).
Сведения об опубликовании (обнародовании) проекта устава или муниципального правового акта, в том числе о зарегистрированном уставе или муниципальном правовом акте, могут содержаться в информационном письме об опубликовании (обнародовании) устава или муниципального правового акта и (или) непосредственно в самом источнике официального опубликования (газета или сборник) устава или муниципального правового акта.
4. Возврат устава или муниципального правового акта главе муниципального образования рекомендуется осуществлять сопроводительным письмом территориального органа с подписью начальника территориального органа (лица, исполняющего его обязанности) или заместителя начальника территориального органа с указанием оснований возврата, установленных частью 5 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований", в течение пяти рабочих дней со дня поступления устава или муниципального правового акта в территориальный орган.
5. Решение о государственной регистрации принимается на основании проверки соответствия устава или муниципального правового акта Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации, соблюдения установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава или муниципального правового акта, а также на основании результата антикоррупционной экспертизы устава или муниципального правового акта*(1) (далее - проверка на соответствие действующему законодательству).
Проверка на соответствие действующему законодательству проводится на дату государственной регистрации устава или муниципального правового акта.*(2)
6. По результатам проведенной проверки на соответствие действующему законодательству готовится заключение о соответствии Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации устава или муниципального правового акта (приложение N 2) (далее - заключение о соответствии действующему законодательству).
В заключении о соответствии действующему законодательству рекомендуется отражать следующие сведения:
оценка соблюдения установленного Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 40, ст. 3822; 2017, N 1 (ч, 1), ст. 42) порядка принятия устава или муниципального правового акта;
соответствие содержания устава требованиям части 1 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
соответствие устава или муниципального правового акта Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации;
наличие или отсутствие коррупциогенных факторов в уставе или муниципальном правовом акте;
вывод о возможности государственной регистрации устава или муниципального правового акта.
7. Результаты антикоррупционной экспертизы устава или муниципального правового акта отражаются в заключении о соответствии действующему законодательству или заключении об отказе в государственной регистрации устава или муниципального правового акта (приложение N 3).
При проведении антикоррупционной экспертизы уставов или муниципальных правовых актов в целях выявления коррупциогенных факторов и их последующего устранения следует руководствоваться методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 10, ст. 1084; 2012, N 52, ст. 7507; 2013, N 13, ст. 1575, N 48, ст. 6278; 2015, N 6, ст. 965, N 30, ст. 4604).
8. Решение о государственной регистрации устава или муниципального правового акта оформляется приказом территориального органа (приложение N 4) с подписью начальника территориального органа (лица, исполняющего его обязанности).
С учетом требования части 4 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" рекомендуется вносить устав или муниципальный правовой акт в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации в день издания приказа территориального органа о государственной регистрации устава или муниципального правового акта.
9. На титульном листе каждого из двух экземпляров зарегистрированного устава или на первом листе*(3) муниципального правового акта делается отметка о государственной регистрации путем проставления специального штампа*(4), форма которого утверждена приказом Минюста России от 10.01.2017 N 1 "Об утверждении формы специального штампа о государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования и признании утратившим силу приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 03.07.2009 N 203 и внесенных в него изменений" (зарегистрирован Минюстом России 13.01.2017, регистрационный N 45225).
Проставлять специальный штамп о зарегистрированных изменениях в устав на титульном листе устава не рекомендуется.
10. Если в результате проверки на соответствие действующему законодательству сделан вывод о противоречии устава или муниципального правового акта Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации, о нарушении установленного в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" порядка принятия устава или муниципального правового акта и (или) о наличии в уставе или муниципальном правовом акте коррупциогенных факторов, территориальный орган принимает мотивированное решение об отказе в государственной регистрации*(5).
Решение об отказе в государственной регистрации устава или муниципального правового акта оформляется в виде заключения об отказе в государственной регистрации устава или муниципального правового акта с указанием причин отказа.
При описании норм устава или муниципального правового акта указываются положения (абзац, подпункт, пункт, статья) устава или муниципального правового акта, не соответствующие федеральному законодательству и (или) законодательству субъекта Российской Федерации, а также содержание выявленных коррупциогенных факторов.
Заключение об отказе в государственной регистрации устава или муниципального правового акта с одним экземпляром устава или муниципального правового акта, представленных на государственную регистрацию, вручается главе муниципального образования или сотруднику муниципального образования по доверенности (лично) либо направляется почтовой связью в пятидневный срок со дня принятия решения об отказе в государственной регистрации устава или муниципального правового акта.
Второй экземпляр устава или муниципального правового акта и документы, представленные для государственной регистрации, рекомендуется сохранять в территориальном органе для представления в Минюст России в связи с возможностью оспаривания решения территориального органа об отказе в государственной регистрации устава или муниципального правового акта.
11. Уставы или муниципальные правовые акты рекомендуется считать противоречащими Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации, если они:
содержат положения, которые прямо противоречат Конституции Российской Федерации, федеральному и региональному законодательству;
регулируют вопросы, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным и региональным законодательством не могут регулироваться уставами или муниципальными правовыми актами;
не регулируют вопросы, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным и региональным законодательством в обязательном порядке должны устанавливаться уставом и при этом не могут устанавливаться иными муниципальными правовыми актами;
содержат положения, противоречащие решениям, принятым путем прямого волеизъявления населения муниципального образования.
12. Нарушениями установленных требований, касающихся порядка принятия устава или муниципального правового акта, рекомендуется считать:
принятие устава или муниципального правового акта ненадлежащим органом местного самоуправления;
принятие устава или муниципального правового акта представительным органом местного самоуправления или собранием (сходом) граждан при отсутствии необходимого кворума;
принятие устава или муниципального правового акта без учета мнения населения, повлекшее нарушение гарантированных законом прав граждан на участие в разработке устава или муниципального правового акта.
13. Один экземпляр зарегистрированного устава или муниципального правового акта вручается главе муниципального образования под роспись или сотруднику муниципального образования по доверенности (лично) либо направляется почтовой связью заказным письмом в пятидневный срок со дня принятия решения о государственной регистрации.
Документы, подтверждающие направление устава или муниципального правового акта почтовой связью (почтовое уведомление и копия письма на имя главы муниципального образования) или вручение устава или муниципального правового акта сотруднику муниципального образования по доверенности (копия доверенности и копия письма на имя главы муниципального образования), приобщаются к регистрационному делу устава.
14. После государственной регистрации один экземпляр устава или муниципального правового акта и необходимые для государственной регистрации документы хранятся в регистрационном деле устава.
В территориальном органе рекомендуется формировать архивный фонд зарегистрированных уставов, муниципальных правовых актов. Изменяющие, приостанавливающие и отменяющие действие устава муниципальные правовые акты подшиваются в регистрационное дело устава.
15. Копию устава или муниципального правового акта, которая выдается главе муниципального образования по его заявлению в соответствии со статьей 5.1 Федерального закона от 21.07.2005 N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований", рекомендуется заверять путем проставления в правом верхнем углу копии титульного листа устава (первого листа муниципального правового акта) надписи "Копия верна", скрепляемой оттиском печати территориального органа с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации, и подписью начальника территориального органа (лица, исполняющего его обязанности).
Рекомендуемый образец |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1 к Методическим рекомендациям по проведению территориальными органами Минюста России государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований |
Книга регистрации уставов муниципальных образований
(левая сторона)
Порядковый номер |
Входящий номер и дата приема |
Наименование устава или муниципального правового акта |
Поступившие документы |
||
|
|
|
|
||
|
|
|
|
||
(правая сторона) | |||||
Заявитель |
Документы принял |
Принятое решение |
|||
|
|
|
|||
|
|
|
Примечание.
В графе "Порядковый номер" проставляется соответствующий порядковый номер (1, 2, 3 и т.д.).
В графе "Входящий номер и дата приема" проставляются номер и дата, которые содержатся в журнале учета входящей корреспонденции территориального органа.
В графе "Наименование устава или муниципального правового акта" проставляется наименование названных актов с реквизитами.
В графе "Поступившие документы" указывается перечень поступивших документов:
1) устав или муниципальный правовой акт;
2) протокол решения Совета депутатов о принятии устава или муниципального правового акта;
3) иные представленные на государственную регистрацию документы.
В графе "Заявитель" указываются следующие данные:
в случае предоставления документов главой муниципального образования - фамилия, инициалы главы муниципального образования;
в случае получения документов почтовой связью - фамилия, инициалы главы муниципального образования, номер и дата уведомления (заказного письма) о получении документов или дата получения простого письма.
В графе "Документы принял" указываются фамилия и инициалы федерального государственного гражданского служащего территориального органа, ответственного за ведение Книги регистрации уставов.
В графе "Принятое решение" указывается следующее: при осуществлении государственной регистрации - "зарегистрирован", при отказе в государственной регистрации - "отказ в государственной регистрации", при возврате - "возврат документов".
В данной графе также указывается либо дата государственной регистрации, либо дата заключения об отказе в государственной регистрации, либо дата возврата документов.
Рекомендуемый образец |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ N 2 к Методическим рекомендациям по проведению территориальными органами Минюста России государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований |
Общий бланк территориального органа Министерства юстиции Российской Федерации |
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
о соответствии Конституции Российской Федерации, федеральным законам,
конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта
Российской Федерации _____________ _____________________________________
(реквизиты устава или муниципального правового акта)*(6)
Главным управлением (Управлением) Минюста России по
_________________________________________________________________________
(наименование субъекта (субъектов) Российской Федерации)
на основании Федерального закона от 21.07.2005 N 97-ФЗ "О
государственной регистрации уставов муниципальных образований" и
Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации
по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом
Минюста России от 03.03.2014 N 25 (Положения об Управлении Министерства
юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской
Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 03.03.2014 N 26),
проведена проверка _____________________________________________________
(реквизиты устава или муниципального правового акта)
на соответствие Конституции Российской Федерации, федеральным законам,
конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта
Российской Федерации, соблюдения порядка его принятия и наличия
коррупциогенных факторов.
Дать оценку соблюдения установленного порядка принятия устава или
муниципального правового акта с учетом положений пункта 12 Рекомендаций,
а также порядка опубликования его проекта.
Отразить соответствие содержания устава или муниципального
правового акта требованиям части 1 статьи 44 Федерального закона от
06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации".
Отразить результаты антикоррупционной экспертизы (наличие или
отсутствие коррупциогенных факторов).
На основании изложенного __________________________________________
(реквизиты устава или муниципального правового акта)
не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральным законам,
уставу (конституции) субъекта Российской Федерации, законам субъекта
Российской Федерации, не содержит коррупциогенных факторов и подлежит
включению в государственный реестр уставов муниципальных образований с
присвоением ему государственного регистрационного номера.
Начальник/заместитель начальника |
|
|
|
|
(подпись) |
|
(расшифровка подписи) |
Рекомендуемый образец |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ N 3 к Методическим рекомендациям по проведению территориальными органами Минюста России государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований |
Бланк письма территориального органа Министерства юстиции Российской Федерации |
Адресат |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
об отказе в государственной регистрации
_________________________________________________________________________
(реквизиты устава или муниципального правового акта)
Главным управлением (Управлением) Минюста России по
_________________________________________________________________________
(наименование субъекта (субъектов) Российской Федерации)
на основании Федерального закона от 21.07.2005 N 97-ФЗ "О
государственной регистрации уставов муниципальных образований",
Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации
по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом
Минюста России от 03.03.2014 N 25 (Положения об Управлении Министерства
юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской
Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 03.03.2014 N 26), и
проведенной проверки соблюдения порядка принятия _______________________
_________________________________________________________________________
(реквизиты устава или муниципального правового акта)
и его соответствия Конституции Российской Федерации, федеральным
законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам
субъекта Российской Федерации и (или) наличия коррупциогенных факторов
установлено следующее.
Представленный ____________________________________________________
(реквизиты устава или муниципального правового акта)
принят с нарушением порядка его принятия, установленного Федеральным
законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации", содержит следующие
коррупциогенные факторы, противоречит действующему законодательству по
следующим основаниям*(7): _____________________________________________.
(содержание оснований)
На основании изложенного в государственной регистрации
_______________________________________________________________ отказано.
(реквизиты устава или муниципального правового акта)
Предлагаем устранить выявленные нарушения порядка принятия
__________________________________________________________, привести его
(реквизиты устава или муниципального правового акта)
в соответствие с действующим законодательством, устранить выявленные
коррупциогенные факторы*(8).
Начальник (исполняющий обязанности начальника) |
|
|
|
|
(подпись) |
|
(расшифровка подписи) |
Рекомендуемый образец |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ N 4 к Методическим рекомендациям по проведению территориальными органами Минюста России государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований |
Бланк приказа территориального органа Министерства юстиции Российской Федерации |
|
О государственной регистрации
________________________________________________________________
(реквизиты устава или муниципального правового акта)
На основании Федерального закона от 21.07.2005 N 97-ФЗ "О
государственной регистрации уставов муниципальных образований",
Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации
по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом
Минюста России от 03.03.2014 N 25 (Положения об Управлении Министерства
юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской
Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 03.03.2014 N 26), и
заключения о соответствии Конституции Российской Федерации, федеральным
законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам
субъекта Российской Федерации __________________________________________
(реквизиты устава или муниципального правового акта)
приказываю:
1. Зарегистрировать ______________________________________________.
(реквизиты устава или муниципального правового акта)
2. Включить _______________________________________________________
(реквизиты устава или муниципального правового акта)
в государственный реестр уставов муниципальных образований.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на
заместителя начальника Главного управления (Управления), курирующего
деятельность по государственной регистрации уставов муниципальных
образований.
Начальник (исполняющий обязанности начальника) |
|
|
|
|
(подпись) |
|
(расшифровка подписи) |
_____________________________
*(1) Часть 2 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образовании".
*(2) Пункт 1 части 4 статьи I Федерального закона от 21.07.2005 N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований".
*(3) Наличие титульного листа к муниципальному правовому акту Федеральным законом от 21.07.2005 N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" не предусмотрено.
*(4) Часть 3 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований".
*(5) Часть 7 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований".
*(6) Вид акта, наименование представительного органа, дата, номер, наименование акта.
*(7) Рекомендуется выбрать основание (основания) отказа в государственной регистрации устава или муниципального правового акта, которое (которые) выявлены в результате проверки.
*(8) Рекомендуется выбрать соответствующее предложение (соответствующие предложения) в зависимости от основания (оснований) отказа в государственной регистрации устава или муниципального правового акта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разработаны новые методические рекомендации по проведению территориальными органами Минюста России госрегистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы.
Напомним, что в Закон о госрегистрации уставов муниципальных образований были внесены изменения. Так, дополнен перечень оснований для отказа в госрегистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав. Речь идет о наличии коррупциогенных факторов.
Закреплена процедура приведения устава в соответствие с федеральным законом, законом региона. Определены основания для возврата главе муниципального образования устава, акта о внесении в него изменений. Ранее на титульном листе каждого из двух экземпляров устава делалась отметка о госрегистрации путем проставления специального штампа. Теперь отметка делается путем проставления специального штампа с указанием даты регистрации и государственного регистрационного номера устава. Форму такого штампа устанавливает Минюст России.
Прежние рекомендации (с учетом изменений) признаны утратившими силу.
Приказ Министерства юстиции РФ от 1 февраля 2017 г. N 9 "Об утверждении Методических рекомендаций по проведению территориальными органами Минюста России государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований"
Текст приказа официально опубликован не был