Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям от 14 февраля 2017 г.
по проекту федерального закона N 1122936-6 "О внесении изменений в статьи 51 и 53 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" и Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
(в части изменения порядка реорганизации обществ в форме присоединения)
(внесен Государственным Советом Республики Татарстан)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям рассмотрел проект федерального закона N 1122936-6 "О внесении изменений в статьи 51 и 53 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" и Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - законопроект) и отмечает следующее.
Как указано в пояснительной записке к законопроекту, его целью является пресечение деятельности недобросовестных заявителей по прекращению деятельности юридических лиц путем реорганизации в форме присоединения и уклонению присоединяемого лица от исполнения ранее возникших денежных обязательств перед кредиторами. Для достижения заявленной цели законопроект предусматривает расширение перечня документов, представляемых в регистрирующий орган при реорганизации юридических лиц в форме присоединения, а также дополнение оснований для отказа в государственной регистрации таких лиц. Государственную регистрацию при указанной форме реорганизации предлагается осуществлять только по месту нахождения юридического лица, к которому осуществляется присоединение.
Наряду с этим предполагается уточнить вопросы компетенции совместного общего собрания участников обществ с ограниченной ответственностью, участвующих в реорганизации, включив в их число принятие решения о статусе участников реорганизуемых обществ в реорганизованных организациях, а также установить требование об увеличении уставного капитала общества, к которому осуществляется присоединение, на размер уставного капитала присоединяемого общества.
Комитет разделяет позицию авторов законопроекта о необходимости совершенствования законодательного регулирования правоотношений, возникающих в связи с реорганизацией юридических лиц, в том числе обеспечения надлежащей защиты прав их кредиторов. При этом приоритетным является достижение разумного баланса между интересами реорганизуемых юридических лиц и их кредиторами, исключающего возможности злоупотребления правом участниками гражданских правоотношений. Вместе с тем предлагаемые законопроектом подходы к решению обозначенной проблемы не способствуют ее устранению, вступают в конфликт с действующими нормами гражданского законодательства и могут вызвать ряд правовых коллизий.
Так, проектируемое пунктом 3 статьи 53 Федерального закона от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее Закон об ООО), требование об увеличении уставного капитала общества, к которому осуществляется присоединение, на размер уставного капитала присоединяемого (присоединяемых) общества (обществ), не способно обеспечить защиту прав кредиторов реорганизуемых обществ, учитывая минимально разрешенный размер уставного капитала общества в десять тысяч рублей. При этом указанное требование ставит реорганизуемые в форме присоединения общества в неравное положение по сравнению с обществами, реорганизуемыми в других формах, а также ограничивает их возможности по увеличению уставного капитала, что противоречит статье 17 Закона об ООО, предусматривающей иные способы его увеличения. Следует также учитывать, что после завершения реорганизации и увеличения уставного капитала в соответствии с проектируемым требованием общество будет вправе в дальнейшем вновь уменьшить его до минимально установленного размера.
Устанавливаемые законопроектом дополнительные требования к порядку реорганизации обществ в форме присоединения не регламентируют случаи, позволяющие сочетать присоединение с иными формами реорганизации, а также участие в реорганизации юридических лиц разных организационно-правовых форм, что не согласуется с положениями статьи 57 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), предусматривающей соответствующие возможности при реорганизации юридических лиц.
Проектируемый абзацем третьим пункта 3 статьи 53 Закона об ООО запрет на любую государственную регистрацию в отношении общества, к которому осуществлено присоединение, в случае нарушения устанавливаемых сроков представления в регистрирующие органы сведений об изменениях, вносимых в устав общества в связи с предусматриваемым законопроектом увеличением его уставного капитала, может создать избыточные регуляторные барьеры для деятельности организаций, реорганизуемых в форме присоединения. Вызывает также возражение включение норм о государственной регистрации изменений, вносимых в устав общества в связи с увеличением его уставного капитала, в проектируемый пункт 3 статьи 53, так как соответствующее регулирование предусмотрено статьями 18 и 19 Закона об ООО.
Проектируемое пунктом 6 статьи 51 Закона об ООО требование об установлении статуса участников реорганизуемых обществ решением, принятым совместным общим собранием участников обществ, является избыточным и не требует отдельного регулирования, учитывая, что согласно абзацу второму пункта 8 статьи 37 Закона об ООО решение о реорганизации общества должно быть принято всеми участниками общества единогласно. Законодательством Российской Федерации предусмотрены также различные способы защиты прав и законных интересов участников обществ в случае принятия неправомерных решений о реорганизации обществ. К их числу относится, в частности, предусмотренная пунктом 4 статьи 60.1 ГК РФ обязанность лиц, недобросовестно способствовавших принятию признанного судом недействительным решения о реорганизации, возместить солидарно с реорганизованными организациями убытки пострадавшим участникам общества.
Предложение осуществлять государственную регистрацию при реорганизации в форме присоединения только по месту нахождения юридического лица, к которому осуществляется присоединение, не может быть поддержано, так как вопрос взаимодействия регистрирующих органов, в случае если место нахождения реорганизуемого юридического лица расположено вне территории, подведомственной регистрирующему органу, осуществившему внесение регистрационных записей в связи с реорганизацией юридического лица, в полной мере урегулирован Порядком взаимодействия регистрирующих органов по месту нахождения реорганизуемых и создаваемых в результате реорганизации юридических лиц, утвержденным Приказом Федеральной налоговой службы России от 28 января 2013 года N ММВ-7-6/43@.
Изменения, вносимые законопроектом в пункт 1 статьи 23 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", предусматривают расширение оснований для отказа в государственной регистрации юридических лиц при их реорганизации в форме присоединения и фактически запрещают ее осуществление при наличии у присоединяемого лица практически любых неисполненных обязательств. Устанавливаются случаи, связанные с наличием у присоединяемого лица задолженности по публичным платежам или неисполненных обязательств перед кредиторами, с принятием к производству искового заявления, содержащего требования к такому лицу или с наличием решения о проведении выездной налоговой проверки. При этом указанный порядок распространяется на все организационно-правовые формы юридических лиц, что наделяет недобросовестных кредиторов исключительно широкими возможностями для блокирования процедуры реорганизации юридических лиц в форме присоединения. В результате реорганизуемые организации столкнутся с неоправданными ограничениями, препятствующими развитию их финансово-хозяйственной деятельности, в том числе объединению активов, оптимизации и диверсификации бизнеса, финансовому оздоровлению.
Проектируемые изменения не учитывают предусмотренный пунктом 2 статьи 58 ГК РФ и пунктом 2 статьи 50 Налогового кодекса Российской Федерации порядок правопреемства, согласно которому все права и обязанности присоединяемого юридического лица, в том числе его обязанности по уплате обязательных платежей и исполнению денежных обязательств, переходят лицу, к которому осуществляется присоединение. Кроме того, игнорируются возможности использования кредиторами реорганизуемого юридического лица действующего законодательного механизма защиты их прав. Так, статья 60 ГК РФ наделяет кредиторов правом потребовать в судебном порядке досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения - прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков. При этом по ходатайству кредитора суд в качестве обеспечительной меры может установить запрет на совершение регистрационных действий, связанных с реорганизацией юридического лица в форме присоединения.
Законопроект не учитывает также вступившие в силу с 1 января 2016 года положения Федерального закона от 30 марта 2015 года N 67-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", направленные на совершенствование процедуры регистрации, в том числе при прекращении деятельности юридических лиц в результате реорганизации.
Предлагаемое изменение законодательного регулирования процедуры присоединения юридических лиц способно привести к серьезному дисбалансу в отношениях реорганизуемых юридических лиц и их кредиторов. Законопроект, по сути, устанавливает безусловную защиту прав кредиторов в ущерб интересам реорганизуемого бизнеса, необоснованно наделяя их правом фактического блокирования реорганизации. В итоге снова приобретет актуальность проблема злоупотребления кредиторами своими правами при реорганизации юридических лиц, характерная для прежней редакции ГК РФ.
Вместе с тем, следует учитывать, что внося в 2014 году изменения в положения ГК РФ о реорганизации юридических лиц, законодатель исходил из необходимости сделать более сбалансированным регулирование правоотношений между должниками и кредиторами. В этой связи представляется неоправданным любое резкое изменение существующих законодательных механизмов реорганизации юридических лиц. Необходимо дать им возможность раскрыть свой потенциал. Важно также обобщить и проанализировать правоприменительную практику в этой сфере, с учетом которой и принимать решения о направлениях доработки процедур реорганизации юридических лиц.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям не поддерживает проект федерального закона N 1122936-6 "О внесении изменений в статьи 51 и 53 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" и Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и рекомендует его Государственной Думе к отклонению.
Председатель Комитета |
Н.П. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.